Приложение Бетера на Андроид

Бензин как способ надавить на Москву?

Опубликовано: 14/04/2015 - 13:47

В марте Беларусь приостановила продажи в Россию нефтепродуктов с отечественных НПЗ, хотя такие поставки предусмотрены российско-белорусским нефтяным балансом. В ответ Россия напомнила, что тоже может остановить поставки беспошлинной нефти. Сегодня поставки возобновлены, но остаются нерешенные вопросы, главный из которых – упавшая в три раза рентабельность белорусских НПЗ.

Почти вспыхнувший конфликт

В понедельник информагентство БелТА сообщило, что Белорусская нефтяная компания (БНК) возобновила поставки бензинов в Россию. Как сказал зампредседателя концерна «Белнефтехим» Виталий Павлов, БНК уже в апреле поставила на российский рынок 25,5 тыс. т бензинов. В свою очередь, представители БНК сообщили: «Март был непростым в части ценообразования на данную продукцию. Вместе с тем в настоящее время ее отгрузки в Россию ведутся согласно ранее подписанным с российским Минэнерго договоренностям». Так оказался погашен, едва начавшись, белорусско-российский «бензиновый конфликт».

За первые два месяца этого года Беларусь поставила в Россию 140 тыс. т бензинов. Такие поставки – одно из условий «нефтяного баланса», документа который Россия и Беларусь подписывают к началу каждого года. Это одна из договоренностей Минска и Москвы в рамках создания ЕАЭС. В рамках «нефтяного баланса» Россия обязуется поставлять Беларуси нефть по внутренним ценам, а Беларусь России – нефтепродукты, произведенные на наших НПЗ из этой нефти. План на 2015 год предусматривает, что Россия поставит 23 млн т нефти, Беларусь взамен – 1,8 млн т нефтепродуктов.

А теперь – суть конфликта. В январе-феврале белорусская сторона полностью выполняла свои обязательства по продажам нефтепродуктов в Россию. А вот в марте поставки начисто прекратились, что сильно обеспокоило россиян.

Председатель концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко объяснил это так: «В марте, когда ситуация с экономикой поставок изменилась, мы воспользовались поправкой в договоренностях, предусматривающей в случае снижения доходности белорусской стороны приостановить поставки до проведения консультаций и выработки каких-то дополнительных мер». По его словам, хотя в марте поставок не было, они возобновились как только вновь стали экономически выгодными.

Тогда, в марте, планы белорусской стороны изменились из-за продолжавшейся девальвации российского рубля – нашим НПЗ стало выгоднее поставлять бензин в другие страны. Сперва российская сторона отреагировала спокойно: вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович заявил, что Россия не будет ограничивать поставки нефти в Беларусь в связи с действиями Минска.

«Отклонение от договорных объемов поставок бензина возможно, если происходит резкое отклонение наших внутрироссийских цен на бензин. Сейчас такое отклонение есть, значительное. Поэтому снижение поставок объективно, – сказал Дворкович журналистам. – Нам, конечно, от этого не счастье, но анализ рынка показывает, что у нас дефицита сейчас нет и снижение поставок из Беларуси не является критическим. Поэтому мы не будем принимать симметричных мер. Не будет искусственного ограничения поставок».

Однако вскоре источником скандала стал российский министр энергетики Александр Новак, который в интервью газете «Ведомости» пригрозил Беларуси сворачиванием нефтяных поставок. Вот этот фрагмент интервью:

«Ведомости»:

– Недавно возник еще один риск – Беларусь не хочет поставлять нам обязательные объемы нефтепродуктов, потому что в России цены ниже экспортного паритета. По соглашению при снижении поставок мы можем снизить им поставки нефти. Решимся?

Александр Новак:

– В соглашении есть оговорка, что если цены существенно разнятся, то белорусская сторона может приостановить поставки. Но этот пункт был прописан абстрактно: что такое существенная разница – не понятно, методика отсутствует. Сейчас Минэнерго совместно с коллегами ее разрабатывает. И не исключено, что в соответствии с нашими критериями разница будет не такой существенной, как утверждают белорусские партнеры.

«Ведомости»:

– И тогда мы можем снизить поставки нефти?

Александр Новак:

– Да, так. И мы, и Беларусь должны однозначно трактовать, что такое существенная разница. По соглашению в случае недопоставок в Россию белорусского автобензина более чем на 10% от предусмотренных графиком объемов мы имеем право снизить поставки нефти – соотношение 1:5. Как только поставки автобензина возобновятся, восстановятся и поставки нефти. Все расчеты должны быть подтверждены документально, риск конфликтных ситуаций минимален. До тех пор, пока не будет завершена модернизация наших НПЗ, мы рассчитываем на объемы нефтепродуктов из Беларуси.

Граница рентабельности

Весь 2014 год и начало 2015-го оказались невеселыми для прежде благополучной белорусской нефтепереработки. Причины тому – падение мировых цен на нефть и предпринятый Россией «налоговый маневр». В результате под угрозой оказалась сама прибыльность наших нефтеперерабатывающих заводов, а планы по их дальнейшей модернизации пришлось отложить. НПЗ теперь активно сокращают издержки и готовы просить поддержки у государства.

К концу зимы из-за девальвации российского рубля цены на нефтепродукты в России стали ниже экспортного паритета (экспортная цена минус пошлина и транспортные расходы). Цифры таковы: в 2014 году по сравнению с 2013-м продажи продукции белорусских НПЗ в натуральном выражении выросли на 1,6% (до 13,8 млн тонн), но в денежном – сократились на 1,9% (до $9,96 млрд). В январе нынешнего года экспорт нефтепродуктов в денежном выражении разом упал на 17,3% (до $755 млн), хотя физический объем поставок вырос очень резко – на 35,5%, 1,7 млн тонн.

Из-за пришедшегося очень некстати российского налогового маневра цена импортируемой нефти для белорусских НПЗ выросла на $107 за тонну. В декабре наши нефтепереработчики покупали у россиян нефть за $165,9/тонна, а уже в январе за более чем $270/тонна. Соответственно, доходность белорусских НПЗ упала.

«При нынешней стоимости нефти и нефтепродуктов условия переработки стали на $20 ниже по сравнению с 2014 годом», – сказал 18 марта глава «Белнефтехима» Игорь Ляшенко. Для сравнения: в октябре 2014-го первый вице-премьер Владимир Семашко, выступая в парламенте, заявил, что от переработки тонны российской нефти Беларусь получает примерно $30. Получается, «налоговый маневр» России сократил маржу белорусских нефтепромышленников всего до $10.

Главная беда от всего вышеописанного для самих НПЗ – то, что падение доходов затормозит их модернизацию. Так, переоснащение ОАО «Нафтан» планировалось завершить к концу 2016 года, на что предполагалось потратить более $2 млрд. В свою очередь, на модернизацию Мозырского НПЗ было выделено $2,2 млрд, а закончиться она должна в конце 2015 года. В обоих случаях техническое перевооружение позволило бы (при его успешном завершении) предприятиям увеличить глубину переработки нефти вырастет с нынешних 70% до 90%. «Увеличение глубины переработки позволит получить дополнительный положительный эффект каждому заводу в $250 млн в год», – заявил Игорь Ляшенко.

Цифры

По данным Белстата, в январе Беларусь импортировала из России почти 2 млн т нефти по среднеконтрактной цене $161 за тонну. При этом нефть собственной добычи («речицкую») мы продавали в Евросоюз (в Германию) по $326 за тонну. Дело в том, что речицкая нефть уникальная – она особо «легкая» (дающая самые качественные нефтепродукты), но белорусские НПЗ, построенные еще во времена СССР, строились для переработки более «тяжелой» сибирской нефти. А это немного другая технология.

Экспорт нефтепродуктов белорусского производства за январь-февраль вырос на 35,5% к показателю января 2014-го до 1,7 млн т. При этом экспорт в страны дальнего зарубежья (в основном в ЕС) вырос на 55,9%. Правда, теперь уже среднеконтрактные цены на нефтепродукты составили $451 за тонну – это на 39% меньше уровня прошлого года. При этом страны СНГ (в т.ч. Украина) покупали белорусские нефтепродукты по $522 за тонну (-34,5% от цифр прошлого года), а в страны дальнего зарубежья они поставлялись дешевле – по $432 (-39,4%).

Но вот интересный момент: активно продавая за рубеж высококачественные нефтепродукты, сама Беларусь закупает низкокачественные. В январе наши предприятия импортировали (в основном из России) в 7,8 раза больше нефтепродуктов, чем годом ранее. И покупали их на 79,4% дешевле – по $288 за тонну.

Природный газ, поставляемый в Беларусь «Газпромом», в январе 2015-го обходился нам кратно дешевле, чем соседней Украине и любой другой стране мира: он поставлялся по $142 за 1 тыс. куб. м – на 12,3% дешевле, чем годом ранее.

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (13 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика