Приложение Бетера на Андроид

Нефть: снова повод для раздора

Опубликовано: 26/09/2014 - 06:31

Правительство РФ рассматривает возможность резко поднять налог на добычу полезных ископаемых. Из-за этого российская нефть для белорусских НПЗ может значительно подорожать. Белорусская сторона уже потребовала компенсировать ей возможные потери, но российское руководство пока ничего не говорит о компенсациях. Результатом может стать задержка ратификации договора о Евразийском экономическом союзе.

Скоро исполнится год знаменитому высказыванию Александра Лукашенко о том, что именно не позволяет ему превратить Беларусь в процветающее государство. Это – необходимость перечислять в российский бюджет пошлины от продажи за рубеж нефтепродуктов, выработанных на белорусских НПЗ из беспошлинной российской нефти.

Напомню, что 11 октября 2013-го в Минске на пресс-конференции для российских журналистов глава Беларуси заявил: «Почему сегодня россияне хотят купить наши активы, нефтеперерабатывающие заводы? Они модернизированы. Глубина переработки выше, чем в России. И не надо нас упрекать в том, что это мы забрали у России. Мы ни у кого ничего не забирали. В России дураков нет, они никому просто так ничего не дают».

И сразу перешел к вопросу не дававших ему покоя пошлин: «А то, что таможенные пошлины сняли во внутренней торговле, так Таможенный союз это предполагает. И потом – не сняли. На какой-то процент нефти сняли таможенные пошлины, а за остальные – отдайте нам в бюджет», – заявил Лукашенко. По его словам, выплаты таможенных пошлин за экспортированные в западные страны нефтепродукты ежегодно составляют $4 млрд. «А если бы они остались в стране? Я бы построил здесь уже Эмираты, – отметил президент. – Правда, Путин пообещал, что с 1 января 2014 года всякие изъятия мы снимаем, работаем на равных. Если мы хотим развивать Таможенный союз и создавать Евразийский экономический союз, это надо делать. Мы снимаем все преграды, Казахстан снимает и Россия снимает. И мы от этого все равно получим эффект и ничего не потеряем».

Впрочем, никаких послаблений по пошлинам с начала 2014-го не произошло. Только в мае, в преддверии подписания договора о ЕАЭС, Россия согласилась оставлять $1,5 млрд нефтяных пошлин в белорусском бюджете. И то – только с 2015 года. Вроде бы вопрос был снят. Но, как оказалось, только менее чем на полгода.

Настроение белорусскому правительству испортило российское, которое 18 сентября направило в Госдуму законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс. Эти изменения, в частности, предусматривают так называемый «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, задача которого – отчасти компенсировать для российского бюджета на 2015 год возможные потери от изменений на нефтяном рынке. В частности, «налоговый маневр» позволит России избежать многомиллиардных финансовых потерь, связанных с исключением пошлин из торгового режима Евразийского экономического союза.

Механизм тут таков: экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты резко снижаются, но одновременно столь же резко повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Формальный повод для такого маневра – «перераспределение налоговой нагрузки в рамках нефтяной отрасли». В цифрах это выглядит так: вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты сократятся поэтапно: в 1,7 раза за три года на нефть, в 1,7-5 раз на нефтепродукты (в зависимости от их вида) с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть в те же 1,7 раза.

Понятно, что такой «налоговый маневр» прямо бьет по белорусским нефтепереработчикам (а через них – по белорусскому бюджету), так как увеличение НДПИ сразу и неизбежно приведет к росту цены на сырую нефть. По данным ряда информагентств, 18 сентября, когда первый вице-премьер БеларусиВладимир Семашко встречался со своим российским коллегой вице-премьером Аркадием Дворковичем, обсуждалась как раз тема последствий «налогового маневра» для Беларуси. И, по неофициальным данным, вице-премьерам не удалось найти решения, которое бы устроило обе стороны.

Если Россия в самом деле увеличит ставку НДПИ на нефть, белорусскому правительству придется пойти либо на повышение цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, либо на снижение прибылей нефтеперерабатывающих заводов. В первом случае власти получат заметное социальное недовольство – цены на бензин и так растут по несколько раз в год. Во втором – заметно сократятся поступления в бюджет, а компенсировать их налогами с населения в предвыборный год проблематично. По оценкам российской деловой газеты «Ведомости», потери Беларуси в 2015-м могут составить $250 млн, в 2016-м – $300 млн, в 2017-м – $370 млн.

Спустя несколько дней после неудачной попытки Семашко договориться с Дворковичем Беларусь потребовала от России финансовую компенсацию за налоговый маневр в нефтяной отрасли. Разные источники называют сумму от $1 до $1,5 млрд. «Решений пока нет: мы договорились посчитать совместно потери и решить, что с этим делать», – рассказал «Ведомостям» неназванный, но высокопоставленный чиновник из Беларуси.

Судя по всему, переговоры продолжатся 10 октября, когда в Минске будет проходить Совет глав государств СНГ. Но уже сейчас понятно, что для белорусской стороны новый «нефтяной» конфликт может стать формальным или реальным поводом отложить ратификацию договора о создании ЕАЭС. По сути, она уже отложена: если Госдума России уже приступает к ратификации договора о Евразийском экономическом союзе, то белорусский парламент не торопится. Глава его нижней палаты Владимир Андрейченко заявил, что договор о создании ЕАЭС планируется внести в палату представителей Национального собрания Беларуси не раньше ноября-декабря этого года. 

Комментарии экспертов

«По большому счету, еще год назад было понятно, что Россия может компенсировать потерю белорусских нефтяных пошлин за счет увеличения НДПИ, – говорит доцент Высшей школы экономики России Сергей Ананьев. – Но все надеялись, что это не произойдет, или произойдет нескоро. Однако случился украинский конфликт, западные санкции и падение цен на нефть. Когда доходы российского бюджета падают, содержать Беларусь становится все более накладно. Можно сказать, каждый миллиард на счету»

«Сейчас резко увеличивается риск того, что официальный Минск откажется от ратификации договора о создании ЕАЭС. Ведь если правила игры в нефтяной отрасли так резко поменяются, то финансовая выгода Беларуси от участия в Евразийском экономическом союзе резко сойдет на нет, – признает замглавы Ассоциации нефте-газодобытчиков России Петр Фролов. – Администрация президента России даже консультировалась с нами по этому поводу. Ведь если договор не ратифицирует Беларусь, то его может не ратифицировать и Казахстан. Тогда рухнет вся система ЕАЭС, на создание которой было потрачено столько времени и сил. А Казахстану в нефтегазовой сфере будет выгоднее сотрудничать с Китаем и Азербайджаном, чем с Россией»

«На самом деле причина всего этого шума в том, что правительство России перестраховывается на фоне сценария, который предполагает резкое, более существенное снижение цены на нефть на прогнозном горизонте. С июня по сентябрь цена на нефть марки Brent уже снизилась с $114 до $97 за баррель. А за баррель Urals уже дают только $93, хотя еще полгода назад давали $110. И нет никаких признаков того, что падение скоро прекратится, – напоминает Андрей Ильин, старший научный сотрудник Института регионального развития (Москва). – Однако ведь пока НДПИ не подняли, это только предложение, проект. Так что, быть может, белорусской стороне и рано волноваться. ЕАЭС нужен России больше, чем Беларуси, так что даже если НДПИ и повысят столь значительно, то наверняка определят и механизмы компенсации для Беларуси. Например, беспроцентный кредит, или что-то в этом духе».

 

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (4 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика