Приложение Бетера на Андроид

День Сурка: Москва снова заинтересовалась МАЗом

Опубликовано: 02/04/2016 - 12:41

Российская сторона вновь проявляет заинтересованность в белорусских предприятиях - Минском автомобильном заводе и Минском заводе колесных тягачей: посол РФ Александр Суриков вновь заговорил об объединении МАЗа и КамАЗа, представители военного ведомства РФ о возможном отказе от шасси МЗКТ. Эксперты считают проект слияния заводов неактуальным.

Польза народов Беларуси и России в объединении… МАЗа и КамАЗа

Объединение МАЗа и КамАЗа было бы на пользу народов Беларуси и России, заявил 31 марта посол России в Беларуси Александр Суриков. Интеграция и кооперация необходимы, в том числе, для повышения уровня взаимодействия экономик двух стран, пояснил свою мысль он.

«Это делать ничто не мешает, кроме наших человеческих амбиций, не будем говорить чьих», - заявил посол РФ.

Главной опасностью, с которой нужно бороться объединением, Суриков считает транснациональные корпорации. Он опасается, что в будущем КамАЗ и МАЗ постигнет участь чешской «Татры», которой фактически больше нет, передает БелТА.

«Сил у них (транснациональных корпораций, прим. БДГ) больше, чем у некоторых наших субъектов хозяйствования, - отметил посол. - Надо максимально идти на объединение предприятий».

По его данным, «нет транснациональных автомобильных компаний производительностью меньше 100 тыс. автомобилей в год». «Наш КамАЗ выпускает 50 тысяч, МАЗ - 30 тысяч. Что, они могут конкурировать? Ни в коем случае», - цитирует посла России сайт Постоянного комитета Союзного государства.

Объединенная компания должна быть единым мощным производителем, «который мог бы занять рынки России, Беларуси, ЕАЭС».

Проект приостановлен

Предложение Сурикова не нашло отклика у белорусской стороны. Беларусь и Россия решили приостановить работу по интеграционному проекту «МАЗ»-«КамАЗ», заявил в интервью РИА «Новости» премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков.

«Принимая во внимание сложные экономические условия, сформировавшиеся в настоящее время на автомобильных рынках членов Евразийского экономического союза, в сентябре 2015 года в рамках заседания Совета Министров Союзного государства принято решение о временной приостановке работ в данном направлении», - отметил Андрей Кобяков.

В конце февраля актуальность проекта опровергал и министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. «Новая ситуация сложилась из-за того, что процесс несколько затянулся», - цитирует министра RT.

По словам Мантурова, в состав акционеров КамАЗа уже вошёл Daimler, что означает отсутствие надобности в реализации совместных российско-белорусских проектов.

МЗКТ может остаться без российских заказов?

Другую тактику взяла на вооружение российская сторона в работе с Минским заводом колесных тягачей (МЗКТ). Концерн «Алмаз-Антей» (производитель зенитно-ракетных систем С-400 «Триумф»), как заявил 30 марта анонимный представитель дирекции концерна в интервью «Известиям», готов полностью отказаться от закупки продукции МЗКТ в пользу аналогичной техники Брянского автомобильного завода.

Официальная причина перехода на российские тягачи - резкий рост внутреннего и внешнего заказа на комплексы С-400. Этот же источник предположил, что заменить белорусскую продукцию сможет и КамАЗ: правда, не менее чем через пять лет, когда разработает и поставит на вооружение новый тягач.

К предложению отказаться от белорусской продукции присоединился и премьер РФ Дмитрий Медведев. «С этим МЗКТ веселая история. Они (Беларусь) три года продавали этот МЗКТ, но так мы ни о чем не договорились», - сказал он.

«Нужно на КамАЗ это все забирать. Раз не хотят продавать - не надо, мы на КамАЗе наладим производство», - добавил Медведев.

Между тем, нерациональным посчитал это предложение Суриков. «То есть, МЗКТ будет терять часть рынка российского, снижая свой производственный потенциал. Я абсолютный сторонник других действий. Надо максимально идти на объединение предприятий», - сказал посол РФ.

В свою очередь, Кобяков сегодня заявил, что Беларусь не хочет чистой продажи завода колесных тягачей. «Нам предложили просто продать контрольный пакет. С одной стороны, деньги на дороге не валяются, а с другой - разве мы за это боролись? Привлечение средств для нас, безусловно, важная, но не первоочередная задача. Главное – обеспечить эффективную работу предприятия на долгосрочную перспективу», - сказал премьер.

Тем не менее, по его словам, вопрос с МЗКТ не закрыт.

Лопан: тема объединения себя исчерпала

«Тема объединения МАЗа и КамАЗа себя исчерпала», - сказал БДГ директор Агентства деловых связей Валентин Лопан.

Об этом, пояснил он, заявило уже «и руководство, и КамАЗа, и МАЗа, и российский вице-премьер».

«Мне кажется, что сделка - неинтересна КамАзу по той же причине, почему была интересна ранее. Они хотели контролировать конкурента, поднимали стоимость акций, которые хотели продать Daimler. Ведь покупать пакет акций предприятия, которое контролирует весь рынок и покупать, когда есть конкурент, это разные вещи», - пояснил эксперт, добавив, что Daimler уже вошел в КамАЗ и «сейчас не собирается наращивать присутствие».

В то же время, интерес в поглощении конкурента всегда есть, добавил Лопан, поэтому тему много раз обсуждали. «Выгоды от этой сделки у КамАЗа есть. А чем МАЗу будет она выгодна, не понимаю: ни денег, ни каких-то новых рынков, а возможность продаваться во всей сети КамАЗа предлагать наивно и смешно. Поэтому и не договорились», - пояснил эксперт.

«У МАЗа проблемы остаются, конечно. Но эти проблемы объединением с КамАЗом не решаются», - заключил Валентин Лопан.

Справка БДГ

Напомним, речь о слиянии этих двух предприятий власти ведут уже более 4 лет. Экс-премьер-министр Беларуси, а ныне Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Михаил Мясникович в 2013 году заявил, что считает невозможным создание альянса на базе белорусского МАЗа и российского КамАЗа без определения единой торговой политики на рынке грузовых автомобилей в рамках Таможенного союза. Кроме того, глава правительства недоволен тем, что доля МАЗ и КамАЗ значительно упала: на рынок приходят третьи страны.

Президент Беларуси Александр Лукашенко в 2013 году заявил, что сомневается в целесообразности слияния белорусского МАЗа и российского КамАЗа. Это уже второй раз, когда Лукашенко во всеуслышание говорит о том, что МАЗу от слияния будет только хуже. На этот раз слияние президент назвал "бандитской акцией".

В ноябре 2012 года Лукашенко также отмечал, что не видит экономической целесообразности в приватизации завода МАЗ и его слияния с КамАЗ в ноябре 2012 года во время встречи с губернатором Ленинградской области. Президент РБ также выразил уверенность в том, что у белорусского автозавода куда больше шансов быть проданным инвестору, нежели у КамАЗа. 

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (5 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика