Приложение Бетера на Андроид

Украина: где предел прочности?

Опубликовано: 26/02/2015 - 14:22

Год назад, когда Украина была охвачена Майданом, а президент Виктор Янукович бежал из страны, многие наблюдатели пророчили: долго страна как единое государство не протянет – распадется. И даже срок называли – до Нового года. Но Украина уцелела – несмотря на отторжение Крыма и войну на востоке страны. Мы попробовали разобраться – почему наша южная соседка смогла опровергнуть самые худшие прогнозы.

В феврале этого года совпали сразу две своеобразные годовщины. 5 лет назад, 25 февраля 2010-го, 59-летний Виктор Янукович стал президентом Украины. До него самым неудачным президентом считали Виктора Ющенко, но Янукович успешно превзошел предшественника. Настолько успешно, что ровно через четыре года, в ночь на 23 февраля 2014 года, был вынужден признать потерю власти и покинуть Украину. И не просто покинуть – бежать и скрываться в Москве.

В те дни Украина была вся охвачена волнениями, на востоке страны власть уже начала ускользать из рук Киева, а Россия готовила захват Крыма. И наблюдатели – политологи, экономисты, журналисты, – рисовали самые мрачные сценарии ее будущего. Очень многие тогда предсказывали, что Украина как целостное государство просуществует недолго, максимум – до конца 2014 года. Ну а предсказания скорого дефолта и полного краха финансовой системы звучали вообще на каждом углу.

Но Украина уцелела. А ставший новым президентом Петр Порошенко хотя и не смог пока погасить конфликт на востоке страны, тем не менее, всерьез взялся за реформирование всей системы украинской власти. Конечно, до полного единения украинцев вокруг новой власти еще далеко. Издание «Ведомости» приводит данные Центра Разумкова, по которым 57,7% опрошенных в декабре 2014-го украинцев считали, что события развиваются в нежелательном направлении (противоположная точка зрения у 21,7%). Но до свержения Януковича соотношение было даже хуже: 65,4% против 15,2%. То есть люди поверили, что могут стать субъектами политики, влиять на государство. В Верховную раду прошло немало гражданских активистов, которые не намерены соблюдать прежние правила игры. 59,1% опрошенных верят, что им удастся изменить работу парламента, пишут «Ведомости».

Многое уже сделано: Верховная рада приняла законы о предупреждении коррупции, поправки о конфискации имущества коррупционеров и раскрытии конечных выгодополучателей. Будут сформированы антикоррупционные структуры, работающие под общественным контролем. Но хватает и проблем. Сохраняется зависимость политиков и партий от спонсоров, судебная система и прокуратура по-прежнему под контролем исполнительной власти, механизмы предотвращения коррупции внутри госвласти пока слабы.

Конечно, военный конфликт, фактическая потеря Крыма и восточных промышленных регионов, нестабильность власти в Киеве – все это ударило по экономике. За IV квартал 2014-го годовой индекс ВВП снизился на 15,2%, промышленное производство только в декабре упало на 17,9%. Инфляция в январе 2015-го достигла 28,5% в годовом выражении, безработица – 9,3%. Однако многократно обещанный дефолт так и не случился, даже несмотря на периодическое отключение российского газа. Более того, несмотря на все проблемы, экономические связи Беларуси и Украины только крепнут – то есть в Украине, несмотря ни на что, сохраняется платежеспособный спрос на белорусскую продукцию.

Итак, понятно: за минувший год Украина смогла сохранить себя как целостное и независимое государство. И несмотря на множество проблем уже понятно: Украина таким и останется. Почему – мы узнали у экспертов БДГ.

«Я думаю, Украина продержится очень долго. Майдан, бегство Януковича, потеря Крыма, гражданская война, – все это поставило украинцев перед трудным выбором: или согласиться на развал страны, или выдвинуть из своей среды лидеров и превратиться в нацию, – считает известный белорусский историк Анатоль Тарас. – И в меру своих сил и возможностей дать сепаратистам отпор. Они выбрали второе. Конечно, это не исключает поражений украинской армии, не исключает территориальных потерь. Но, я думаю, Украина будет существовать».

«Все-таки надо учитывать, что 23 года независимости для Украины не прошли даром. К тому же еще в советское время в Украине национальный украинский элемент был, конечно же, очень сильный. Это был скрепляющий фактор – там и министры между собой по-украински разговаривали, и другие высшие руководители Украинской ССР. То есть ощущение единой, самодостаточной Украины осталось еще с советских времен, – уверен эксперт проекта Belarus Security Blog Виктор Евмененко. – Да, были русскоязычные промышленные регионы – Донбасс, Харьков, Днепропетровск. Но большая часть Украины все же осознавала себя именно украинской, говорила на украинском языке. Этот фактор и сыграл свою роль в 1991 году, и играет до сих пор.

Несмотря на высокую коррупцию, на особенности украинского менталитета (они быстро «вспыхивают», загораются идеей, но «горят» недолго), на проблемы в экономике, украинская идентичность побеждает. Но в ближайшем будущем, думаю, конфликт на востоке страны не угаснет и экономическая ситуация также не стабилизируется. Россия не отступит, хотя ее план по захвату почти половины территории Украины и пробиванию сухопутного коридора в Крым провалился. Однако Россия продолжит в ближайшие годы поддерживать очаг напряженности на востоке Украины».

«Сейчас в Украине начинает действовать новый политический фактор, я бы назвал его «фактор ветеранов». Это люди, которые возвращаются с войны, злые на действующую власть и готовые действовать. Они опасны для власти тем, что организованы, решительны, имеют реальный опыт боевых действий и совершенно не боятся силовых структур – ту же милицию. Скорее, милиция их боится. Вернувшиеся с войны ветераны всегда и во всех странах были сильным фактором политики, – сказал БДГ Борис Шумилин, исследователь из Института стран СНГ (Москва). – Со времен Римской империи – вспомните перешедшего Рубикон Цезаря. И неважно, чем та война закончилась. Гитлера привели к власти ветераны проигранной войны, и сам он был таким ветераном. Сталин после Второй мировой быстро развернул репрессии против вчерашних фронтовиков – он чувствовал, что они – организованная сила. В Украине никто ветеранов АТО репрессировать не будет, а вот претензии на власть они могут предъявить серьезные».

По мнению эксперта, скорее всего недовольством ветеранов-силовиков воспользуется кто-то из олигархов, который использует его в своих политических целях. «Так что «свистопляска» в украинской власти еще и близко не закончилась. – считает Шумилин. – Но Украина как единое государство сохранится. Потому что сторонников единой Украины все же намного больше, чем противников».

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (3 оценок)

Новости по теме

Яндекс.Метрика