Приложение Бетера на Андроид

Мирная Беларусь и воюющая Украина: если сравнить экономику

Опубликовано: 25/08/2014 - 07:39

Экономика Украины находится на грани дефолта и держится только благодаря кредитам МВФ. Однако тенденции, которые сейчас наблюдаются в стране, позволяют надеяться на быстрое возрождение ее экономики в ближайшие годы. В свою очередь, Беларусь готовится получить значительную прибыль от конфликта между Россией, Украиной и Западом. Однако в мирной Беларуси уровень инфляции выше, чем в воюющей Украине.

Компания Альпари провела в Минске пресс-брифинг с участием украинских, белорусских и российских аналитиков финансового рынка. Для журналистов это стало интересной возможностью сравнить текущее состояние экономик Беларуси и Украины. 

Украина: очень плохо?

Выступавший первым Александр Михаленко, финансовый аналитик из Киева, постарался донести до участников брифинга свой весьма пессимистический взгляд на состояние украинской экономики. «Один из ключевых индикаторов экономики Украины, который, по моему мнению, является общим индикатором настроения населения относительно своего будущего благосостояния, – это розничные продажи. Начиная с мая месяца они неуклонно снижаются, причем это снижение усиливается – почти на 10% за июнь-июль, – рассказал эксперт. – Покупательная способность населения падает, люди тратят меньше денег. То есть они не уверены в том, что дальше все будет хорошо. При этом до апреля наблюдался пусть и незначительный, но все же рост розничных продаж».

Другой индикатор, о котором рассказал Михаленко, – промышленное производство. Оно в Украине последние 20 лет стабильно находилось в «красной зоне», то есть постоянно снижалось. Его рост и в 2012 году был ниже нулевой отметки. Но в последнее полугодие это снижение усиливается за счет «фактора Востока». То есть за счет того, что предприятия, расположенные на востоке страны, не работают.

Промышленное производство и розничные продажи – это основные показатели, исходя из которых рассчитывается ВВП страны. В результате, по прогнозам МВФ, реальный ВВП Украины за 2014 год сократится на 6,5%. Более того, если гражданская война на востоке страны продолжится, прогноз еще более ухудшится. «Никакого оптимизма я не вижу. Его просто нет», – резюмировал украинский аналитик.

Отдельная тема – золотовалютные резервы. До конца 2013 года Центробанк Украины долгое время сдерживал снижение курса гривны, удерживая ее возле отметки 8,2 гривны за $1 при помощи золотовалютных резервов. То есть ЗВР использовались для проведения масштабных постоянных интервенций для сдерживания курса гривны. Дошло до того, что украинские ЗВР достигли критических отметок – трехмесячного объема импорта. До февральских событий трехмесячный объем импорта в Украину составлял примерно $18 млрд. Сейчас объем золотовалютных резервов сократился уже до $14 млрд, однако пока он не пересек критическую отметку, так как сократился также и объем импорта.

«Таким образом, если оценивать вкупе то, что мы имеем, – сокращающийся ВВП, сокращающееся промышленное производство, снижение покупательской способности населения, пессимизм, снижение розничных продаж, падение национальной валюты и золотовалютные резервы на критических отметках, – то можно сделать вывод, что Украина балансирует на пороге дефолта, – сказал Михаленко. – По сути, единственная причина, по которой украинская экономика еще существует, по которой пока не объявила дефолт, – это финансирование со стороны МВФ. Следующий транш планируется в сентябре».

При этом Александр Михайленко признал, что отток гривен со вкладов в банках и перевод их в доллары или евро оказался не таким значительным как предполагали аналитики. Несмотря на все катаклизмы, и сегодня депозиты в гривнах составляют больше половины всех банковских депозитов (по объему средств). И массового бегства средств из банковского сектора пока не наблюдается.

«Сегодня НБУ стремится перейти к политике рыночного ценообразования, – рассказал украинский аналитик. – Это сложно сделать по двум причинам. Первое, это займет не один год, второе – де-факто страна находится в состоянии войны, третье – золотовалютные резервы находятся на очень низком уровне». При этом доверие к национальной валюте продолжает снижаться. Если гривна продолжит ослабляться, по мнению Александра Михайленко, в первую очередь пострадают валютные заемщики, как это уже было в 2008 году. «В какой момент начнется массовый дефолт юридических лиц, банков и населения, неизвестно, – признал эксперт. – В то же время нет никакого смысла поддерживать курс гривны искусственным путем. В долгосрочной перспективе нужно перейти к рыночному ценообразованию, но сейчас НБУ должен приложить усилия для минимизации волны дефолтов».

Многие экономисты в качестве позитивного признака указывают на то, что торговый баланс Украины впервые за длительное время стал профицитным. То есть Украина стала экспортировать больше товаров и услуг, чем импортировать. Прежде Украина была страной с хроническим дефицитом торгового баланса. Сейчас этот показатель выровнялся, но во многом за счет значительного сокращения импорта, прежде всего с российского рынка. Сократился и украинский экспорт в Россию, зато вырос – в Евросоюз (пусть и в меньшей степени). Украинский импорт из Беларуси с начала года вырос примерно на четверть миллиарда долларов. Импорт из России и ЕС – сократился. 

Белорусская картина

О том, как выглядит нынешняя финансово-экономическая ситуация в Беларуси участникам брифинга рассказал финансовый аналитик официального партнера Альпари в Минске Вадим Иосуб.«У нас на финансовых рынках четко прослеживается тенденция, когда Нацбанк таргетирует курс рубля по отношению к доллару. Причем изменение идет практически «под линеечку»: с февраля этого года каждый месяц курс доллара растет ровно на 110 рублей, – сказал он. – Исходя из этого можно предположить, что к концу года доллар будет стоить 10.860 рублей. Уникальная ситуация, когда можно на несколько месяцев вперед спрогнозировать курс иностранной валюты с точностью до одной сотой процента».

Аналитик также обратил внимание на ряд позитивных тенденций, которые стали заметны в экономике страны в июле. В частности, продажи иностранной валюты превысили ее покупку. И Нацбанк впервые за долгое время мог покупать валюту на внутреннем рынке. Также в июле впервые за длительное время в Беларуси наблюдался профицит во внешней торговле товарами – профицит во внешней торговле услугами, к слову, достигнут уже давно. Но, по словам Иосуба, этот показатель достигнут не за счет увеличения экспорта, а за счет сокращения импорта – здесь прослеживается полная аналогия с Украиной. С другой стороны, имеет место такая негативная тенденция, как укрепление реального эффективного курса рубля. Доллар с начала года подорожал на 10%, корзина валют – на 5%, а инфляция с начала года уже превысила 11%. Все это означает, что белорусская продукция за рубежом, будучи оценена в долларах, евро или российских рублях, дорожает – и становится менее конкурентоспособной.

«Растет доверие к национальной валюте, – констатировал Вадим Иосуб. – Депозиты в белорусских рублях за июль приросли более чем на 4%. Несмотря на смягчение монетарной политики, снижение процентных ставок по белорусским рублям, происходит реальный приток рублевых вкладов». Эксперт считает, что рост доверия к национальной валюте во многом связан с получением Беларусью от России кредита в $2 млрд. «Ситуация в Украине и российские санкции, торговая война России с Украиной могут принести Беларуси существенные бонусы, начиная от замещения украинской продукции в России и заканчивая переработкой иностранного сырья и поставкой готовой продукции на российский рынок», – подвел итог аналитик. 

Взгляд из Москвы

На брифинге также выступил московский эксперт Александр Разуваев, директор аналитического департамента Альпари в СНГ. Он обратил внимание на то, что все события нынешнего года, которые разворачиваются на фоне российско-украинского конфликта, благоприятны для Беларуси. Это и уход украинских компаний с российского рынка, и взаимные санкции России и Запада. Рост белорусских поставок в Россию на $5 млрд уже по итогам этого года скажется на платежном балансе Беларуси, валютном курсе и увеличит устойчивость финансовой системы нашей страны.

Белорусские промышленники, наряду с аграриями, также получили возможность резко расширить свое присутствие на российском рынке, теснее интегрироваться в технологические цепочки российского ВПК. В результате взаимные санкции между Западом и Россией дают Беларуси уникальный шанс модернизировать свою экономику. Развивая российское направление, Беларусь успешно зарабатывает и на торговле с Украиной. Товарооборот между двумя странами – более $6 млрд с заметным профицитом в пользу Беларуси. Один из основных экспортных товаров (70% экспорта) – нефтепродукты.

Что же касается украинской экономики, то она, как считает Разуваев, не так плоха, как это пытался показать Александр Михаленко. «Положение в Украине на самом деле не такое уж и печальное. Сегодня украинская ситуация очень напоминает российскую ситуацию времени кризиса 1998 года. Но именно тогда в России начался подъем промышленности и рост ВВП. Потому что девальвация повышает конкурентоспособность национальной промышленности, национальных товаров, – сказал он. – Еще один схожий момент – это то, что у России тогда, как и у Украины сейчас, были незагруженные производственные мощности. Так что сегодня единственный фактор, который тормозит рост промышленности в Украине – это боевые действия на востоке страны. Как только они закончатся – начнется рост».

При этом более «сговорчивой» становится Европа. По мнению Александра Разуваева, Польша, соседка Беларуси, Украины и России, тоже очень многое теряет от российских санкций и особо заинтересована в решении украинского кризиса. По различным экспертным оценкам, Польша лишится 23 тысяч рабочих мест в аграрном секторе – это больше, чем в любой другой стране ЕС. Уже к концу года в результате встречных санкций со стороны России армия безработных фермеров в ЕС пополнится на 130 тыс., а потери ЕС в аграрном секторе могут достичь 7 млрд евро.

 

Оцените эту статью: 
Средняя: 4.8 (5 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика