Укрепление национальной валюты и падение процентных ставок до исторического минимума сделали срочные вклады в иностранной валюте в последние 4 месяца невыгодным вложением личного капитала: Br-эквивалент валютного депозита уменьшился из-за ревальвации Br-рубля, а цены за это время выросли. Хотя в 1-й половине ноября доллар резко и заметно подрос, и долларовые депозитчики немного отыграли.
Поскольку владельцы валютных вкладов наибольшие Br-прибыли (а также чувство удовлетворения от правильности сделанного выбора инструмента вложения денег, и даже чувства победы над Br-рублевыми депозитчиками) получают при девальвации Br-рубля, а сам Br-рубль зависит от своего российского «однофамильца», который, в свою очередь, зависит от мировых цен на нефть, то все взоры устремлены на ситуацию в США после победы Трампа на президентских выборах, ведь именно США влияют на развитие мировой экономической ситуации.
А программа Трампа как раз включает «энергетическую революцию» с целью избавить США от импорта нефти и газа и стать экспортером топлива, что, понятно, сильно удешевит углеводороды, а, значит, ослабит Rr-рубль, и с ним Br-рубль.
"Америка обладает общими запасами нефти, газа и угля, превышающими запасы любой другой страны. Эти ресурсы представляют триллионы долларов экономического роста и бесчисленные рабочие места, в первую очередь для беднейших американцев", - говорится в стратегии Трампа, опубликованной после избрания. На этом фоне прогнозы о $20-й нефти приобретают бОльшую реалистичность.
Но пока что нефть не спешит дешеветь: резкое падение нефти вместе с Rr-рублем на прошлой неделе сменилось таким же резким их ростом вечером 15-го ноября. И здесь для валютных вкладчиков (как и для Br-рублевых) вызывает интерес поведение уже Br-рубля 16-го ноября – будет ли он укрепляться вместе с российским, или же останется ослабленным.
И исключительно динамика Br-рубля будет определять интерес к валтным вкладам - проценты уже не играют никакой роли: статистика доходности валютных вкладов показывает, что банковская система выбрала путь своей дедолларизации путем снижения доходности валютных депозитов до ничего не значащих величин.
Проценты по валютным депозитам упали на дно. Скоро начнут копать
Средние по стране процентные ставки по новым (открытым в октябре) срочным депозитам физических лиц в иностранной валюте снизились только в секторе “длинных” (на срок свыше 1 года) вкладов (до 2,3% годовых), когда какотолры средняя доходность “коротких” (на срок до 1 года) депозитов выросла на 1 п.п. (до 1,9% годовых).
В целом же, по всем срокам размещения средняя доходность срочных вкладов физических лиц в иностранной валюте не изменилась с прошлого месяца, составил в октябре 2,1% годовых.
В октябре средние по стране ставки по вкладам в разрезе возможности досрочного закрытия по безотзывным депозитам остались на прежнем уровне (3,0% годовых), а по отзывным – чуть выросли (до 1,6% годовых).
Средняя же по стране процентная ставка по всем текущим, уже действующим, срочным валютным вкладам в октябре снизилась до 3,3% годовых, в очередной раз обновив исторический минимум: доля новых, все менее доходных, вкладов становится в общей массе действующих все больше.
За последние годы доходность срочных валютных депозитов физлиц снизилась в разы. Максимум последнего 10-летия был в 2009-ом году - свыше 11% годовых и в конце 2011-го – начале 2012-го - 8,5-9 % годовых. Для сравнения, в Украине сейчас доходность срочных валютных вкладов для населения – 5-6% годовых.
4-хмесячный период падения доллара в Беларуси закончился в ноябре
В Беларуси абсолютное большинство сбережений и банковских валютных вкладов физлиц - в долларах США. В последние 4 месяца время курс доллара в Беларуси, в основном, падал: в начале июля он еще стоил более 2-х деноминированных Br, а к концу октября снизился до Br1,90 (25-го октября на БВФБ – 1,9004 Br/$).
За октябрь доллар в Беларуси подешевел на 1,11% - с 1,9268 Br/$ до 1,9054 Br/$. Но в ноябре, начиная с конца 1-й декады, доллар пошел в рост, и 15-го числа на БВФБ курс установился на 1,9581 Br/$.
В годовом формате октябрьское удешевление доллара составило 13,3 % годовых, а ноябрьское, за первые 15 дней месяца, удорожание – 67% годовых.
За период после валютно-финансового кризиса 2011-го года, когда была сильнейшая с 90-х годов девальвация Br-рубля, самый большой процент роста курса доллара за месяц был в декабре 2014-го (410% годовых, по рыночному курсу), в августе 2015-го (173% годовых) и в январе 2016-го (146% годовых).
Наибольший же процент падения курса доллара в Беларуси за календарный месяц был в указанном периоде в марте и апреле 2016-го (соотв., 76% и 55% годовых). И вообще в этом году месяцев с удешевлением доллара пока что больше, чем с его удорожанием.
Когда падение доллара приносит убытки
Парадоксально, но падению курсов доллара в Беларуси многие не рады: после частых и сильных девальваций Br-рубля последнего времени большое количество людей вложились в иностранную валюту, а объем остатков срочных валютных вкладов физлиц в банках – вообще огромный. И вот вся эта валютная масса, наличная и на депозитах, дешевела: ее Br-эквивалент все 4 месяца удешевления доллара снижался, в то время как цены на товары и услуги росли. И проценты по вкладам, упавшие до дна, не могли компенсировать эту инфляцию.
Так было и в октябре: средняя по стране процентная ставка по всем текущим срочным депозитам физических лиц в иностранной валюте в этом месяце (3,3% годовых) меньше, чем процент удешевления доллара за месяц (13,3% годовых). Из-за чего долларовые вкладчики потерпели убытки в Br-эквиваленте где-то в 10% годовых.
На $1000-й срочный вклад, размещенный в конце сентября, банком начислено за октябрь $2,75 процентов (по ставке 3,3% годовых – средней по всем текущим срочным валютным вкладам физлиц). А Br-эквивалент этого, уже приращенного банком, депозита, наоборот, снизился с Br1926,8 (= $1000 * 1,9268 Br/$, курс БВФБ в конце сентября) до Br1910,6 ($1002,75 * 1,9054 Br/$, курс БВФБ в конце октября), то есть на 0,84% (10% годовых).
В ноябре же, пока что, наоборот, долларовые вкладчики хорошо выигрывают: по итогам 1-й половины месяца ими получен Br-доход под 70% годовых благодаря подорожавшему доллару.
В периоде после валютно-финансового кризиса 2011-го в большинстве месяцев долларовые вкладчики имели Br-рублевую прибыль от своих $-депозитов, но главные заработки, существенным образом увеличивавшие их покупательские возможности, получались в девальвационные месяцы.
Br-рублевые месячные убытки в посткризисный период долларовые вкладчики подсчитывали лишь несколько раз, но в текущем году они были и чаще и намного большими по размеру.
$-вклады vs Br-вклады
С начала года, за период с 1-го января по 15-е октября, накопленный доход долларовых срочных депозитов по средней в стране ставке по всем текущим срочным вкладам составил 3,4%, а Br-рублевых в $-эквиваленте – 16,0% (тоже исходя из средних по стране процентов по всем текущим срочным Br-вкладам, а также с учетом процента девальвации/ревальвации Br-рубля).
В первые 2 месяца 2016-го на фоне сильного роста курса доллара валютные вклады были вне конкуренции, но последовавшая затем ревальвация Br-рубля и на порядок более высокие процентные ставки по срочным Br-вкладам, чем по валютным, сделала долларовые депозиты в разы менее выгодными за период с начала года.
За год (за последние 12 месяцев) долларовые вклады тоже оказались менее выгодными: с конца октября 2015-го про конец октября 2016-го долларовый срочный вклад прирос на 4,0% при $-прибыли срочного Br-рублевого депозита в 16,2%.
То есть долларовые срочные вклады за последние 12 месяцев оказались намного менее доходны, чем Br-рублевые, даже несмотря на $-убыточность последних в первые 4 месяца этого 12-месячного периода.
Но несмотря на невыгодность, сейчас, использования валютных вкладов. в стране, где личные финансы считаются в долларах, и где, все-таки, периодически случаются девальвации, валютные депозиты еще долго останутся, как минимум, местом долговременного хранения сбережений.