Содружество торгующихся государств

Опубликовано: 03/06/2013 - 08:06

Отношение к СНГ на постсоветском пространстве неоднозначное. Одни бывшие советские республики не воспринимают его всерьез, ориентируясь на другие геополитические образования. Другие, наоборот, хватаются за любую возможность евразийской интеграции и стараются решить проблемы, накопившиеся в Содружестве независимых государств еще с 1991 года. При этом все без исключения пытаются соблюсти баланс между своими экономическими и политическими интересами.

У каждой страны – свое СНГ

31 мая в Минске были перекрыты многие улицы в центре города, а сам центр буквально кишел милицией и «прохожими в штатском». Белорусская столица, не избалованная масштабными мероприятиями, принимала заседание Совета глав правительств (СГП) стран СНГ.

В саммите приняли участие делегации всех стран-членов СНГ, но их состав ясно показывал то, как руководство этих стран относится к идее интеграции на постсоветском пространстве. Только шесть стран были представлены премьер-министрами – Беларусь, Россия, Казахстан, Украина, Армения и Таджикистан. Делегации Узбекистана, Кыргызстана, Азербайджана возглавляли первые вице-премьеры. Туркменистан, как ассоциированный член СНГ, был представлен «простым» вице-премьером. А Молдову на заседании СГП вообще представлял замминистра иностранных дел.

Как раз накануне в Молдове новым премьер-министром стал министр иностранных дел и европейской интеграции Юрий Лянкэ. «Молдова стоит на пороге подписания трех ключевых соглашений с ЕС – о присоединении страны к Евросоюзу, о либерализации визового режима и о создании зоны свободной торговли. На подписании этих трех документов нужно сконцентрировать сейчас все усилия», – сказал он после своего утверждения премьером. Понятно, что с новой силой устремившейся в Европу Молдове было важно показать свое прохладное отношение к СНГ – что и было сделано в Минске.

Еще накануне исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев сообщил, что на Совет глав правительств вынесено более 30 вопросов сотрудничества стран Содружества в экономической, гуманитарной сферах, в области безопасности, образования и инноваций. Что планировали – то и выполнили. Сперва Совет глав правительств СНГ позаседал в узком составе, потом – в расширенном. Подписали ряд документов о сотрудничестве в рамках СНГ, включая те, подписание которых откладывалось практически с 1991 года. В частности, заключены соглашения о сотрудничестве в сфере статистики, в области охраны окружающей среды, профилактике и тушению природных пожаров, а также о взаимном признании документов о высшем и высшем профессиональном образовании.

Председатель Коллегии ЕЭК Виктор Христенко и первый вице-премьер Кыргызстана Джоомарт Оторбаев подписали Меморандум об углублении взаимодействия между своей страной и Евразийской экономической комиссией. Аналогичный меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Украиной подписали в Минске премьер-министр Украины Николай Азаров и Виктор Христенко.

Перед церемонией подписания Азаров заявил журналистам, что меморандум даст Украине возможность участвовать в заседаниях органов Таможенного союза, что, по сути, не будет отличаться от статуса наблюдателя. Он пояснил, что участие представителя Украины в работе органов ТС позволит стране отслеживать принимаемые Таможенным союзом документы, а также на уровне руководства государств обсуждать вопросы торгово-экономических отношений.

Кроме общих заседаний, главы делегаций, участвовавших в саммите, встречались с Александром Лукашенко, вели переговоры друг с другом и принимали участие в Форуме деловых людей, который как раз был приурочен к саммиту СНГ. Там, в частности, Дмитрий Медведев призвал коллег бороться с бюрократией.

«Нужно начинать с себя и создавать такие условия, когда наши ведомства будут договариваться, а не кивать друг на друга. В противном случае никакого нормального не только Евразийского союза, но и Таможенного союза не будет, – сказал российский премьер. – Я и как председатель правительства, и в своем прежнем качестве неоднократно натыкался на позицию наших ведомств. Уверен, что так же и в Казахстане, и в Беларуси. Приходят и говорят: у нас все нормально, а вот у наших соседей полный бардак. И если они со своими проблемами не справятся, мы умываем руки»

СНГ как способ заработать

На минском саммите много говорилось о снятии барьеров во взаимной торговле на постсоветском пространстве. При этом, судя по всему, представители разных стран по-разному это понимали. Так, российский премьер обтекаемо заявил, что Россия готова снять барьеры в торговле с Беларусью и Казахстаном, несмотря на возможные издержки. «Наша интеграционная структура потребует отказа от экономических барьеров. Это очень трудно, но если мы хотим интеграцию, нам придется это сделать, даже несмотря на все потери, которые понесут экономики наших стран. В России это понимают и готовы нести издержки, понимая, что конечный результат будет еще лучше», – сказал Дмитрий Медведев, говоря о создании Евразийского экономического союза.

В Минске это заявление восприняли очень конкретно – в том ключе, что Россия, готовая с 2015 года отменить все изъятия и ограничения в нефтегазовом блоке, перестанет взимать пошлины на экспорт Беларусью нефтепродуктов, произведенных из российской нефти и поставляемых за пределы Таможенного союза.

«Речь идет о готовности России устранить все изъятия тарифного и нетарифного характера во взаимной торговле. Отношения в области нефти на данный момент регулируются так: по сырой нефти экспортные пошлины не взимаются, но при экспорте произведенных из российской нефти нефтепродуктов, при поставке их за пределы Таможенного союза пошлины взимаются с полным перечислением их в бюджет РФ», – пояснил журналистам замминистра экономики Беларуси Антон Кудасов.

Напомню, что таможенные пошлины при поставке российской нефти в Беларусь не взимаются с 2011 года. В обмен Минск перечисляет в бюджет РФ экспортные пошлины на нефтепродукты, которые произведены из российского сырья и проданы в третьи страны. «Освобождение» нефтяного экспорта принципиально важно для Беларуси, так как наше внешнеторговое сальдо катастрофически «провисает». Дефицит внешней торговли в январе-апреле 2013-го составил $1 млрд 10,8 млн против профицита в аналогичном периоде 2012 года на $1 млрд 285,8 млн. В январе-апреле Беларусь снизила экспорт на 22,7% до $12,8 млрд, импорт уменьшился на 9,6% до $13,8 млрд, товарооборот – на 16,4% до $26,6 млрд.

Резкое снижение показателей связано с тем, что летом 2012-го прекратились поставки из Беларуси в ЕС сублимированных нефтепродуктов из российского сырья под видом «растворителей» и «разбавителей». В первом полугодии 2012 года именно они были ключевым фактором профицита внешней торговли.

Не самую радужную картину нарисовал Михаил Мясникович, выступая 31 мая на Форуме деловых людей в спорткомплексе «Минск-Арена». «По оценкам ЕЭК, только две трети товаров и одна треть услуг передвигаются в «тройке» (Беларусь, Казахстан, Россия) свободно. Значит, общего рынка в полном смысле слова нет. Есть достаточно глубокие противоречия внутри, – констатировал белорусский премьер. – Проблема не в бюрократии, а в неконкурентоспособности наших товаров и услуг. Поэтому когда мы говорим о необходимости тарифно-таможенного регулирования, мы должны серьезно посмотреть, какие товары и услуги мы производим и насколько они конкурентны».

Также Мясникович считает невозможным создание холдинга «РосБелавто» из МАЗа и КАМАЗа без определения единой торговой политики на рынке грузовиков в рамках Таможенного союза. «Вот взять объединение МАЗа и КАМАЗа. Права российская сторона, которая говорит о том, что надо выработать механизм объединения. Но мы ставим вопрос и о том, чтобы сохранить свои внутренние рынки автомобилей, – заявил премьер-министр. – Сейчас доля МАЗа и КАМАЗа на рынках наших государств снизилась на треть. То есть наши растущие платежеспособные рынки мы отдали третьим странам»

Мнение эксперта

«Экономические вопросы, научно-техническое сотрудничество и российская финансовая помощь – это, по сути, последние скрепы, благодаря которым существует СНГ. И в этой связи минская встреча неожиданностей не принесла, – считает Андрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog. – Традиционна и весьма не бесспорная трактовка официальным Минском событий в Содружестве. Достаточно было заявить России о готовности отказаться от изъятий и ограничений в нефтегазовой тематике в рамках евразийских интеграционных проектов, как белорусская сторона тут же начала публично обсуждать перспективы торговли нефтепродуктами, произведенными из российской нефти, купленной по внутрироссийским ценам, с перечислением всех доходов в белорусский бюджет. Тяга к халяве в наших чиновниках неистребима. Только халявы может и не быть. Во-первых, идет выравнивание внутрироссийских цен с мировыми. Во-вторых, заявление России ориентировано в первую очередь на Киев. Кстати, получение Украиной статуса наблюдателя должно было бы встревожить Минск. Совершенно понятно, что Беларусь – витрина евразийской интеграции для Украины. И возможное присоединение Киева к этой интеграции будет продиктовано исключительно меркантильными соображениями. А у России хватает собственных проблем, чтобы одновременно поддерживать и Минск, и Киев. Говоря проще, торт российских дотаций и преференций, который ныне Беларусь потребляет в одиночестве, придется делить с Украиной. И не поровну, а по-братски, т.е. большая часть его уйдет к южному соседу».

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет
Загрузка...

Новости по теме

Яндекс.Метрика