"Стратегия старой лошади": почему в Беларуси не идут реформы

Опубликовано: 16/12/2016 - 16:50

Бизнес просит подключать его к рассмотрению законов и бюджета, источников роста у экономики сегодня нет — представители бизнеса и чиновники рассмотрели реализацию экономической стратегии Беларуси.

Бизнес просит подключать его к рассмотрению законов и бюджета

Мы предлагаем подключать бизнес на ранней стадии к рассмотрению бюджета и законов, относящихся к бизнесу, заявил председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин 15 декабря на конференции «Практика реализации экономической стратегии Беларуси».

По его словам, сейчас «бюджет формируется тайно». В том же случае, когда бизнесменов подключают к работе над законопроектом, им удается «уберечь от глупостей».

Источников роста у белорусской экономики нет

Источники роста белорусской экономики, характерные для последних десятилетий, себя исчерпали, заявил заведующий отделом макроэкономического прогнозирования Научно-исследовательского экономического института Минэкономики Игорь Деревяго.

По его словам, последний раз экономический рост в Беларуси был зафиксирован в 2014 году.

«На 2017 год представлен прогноз роста ВВП 101,7%, который уже утвержден законодательно. Скажу сразу, мы готовим прогнозы для Минэкономики, готовим различные варианты, и Минэкономики всегда выбирает почему-то самый оптимистичный прогноз. Там оптимистичные люди работают, поэтому в прогноз всегда идут самые большие цифры», — иронично отметил эксперт.

Он подчеркнул, что он гарантировать достижения этих цифр не может, во многом это будет зависеть от внешней конъюнктуры. Деревяго подчеркнул, что ранее рост экономики обеспечивали благоприятная конъюнктура нефтяного рынка, преференции со стороны России при продаже энергоносителей, высокий спрос на белорусскую продукцию на российском рынке и конъюнктура калийного рынка.

«Росту способствовала и мягкая денежно-кредитная политика. Несмотря на то, что курс у нас скакал и инфляция была высокой, рост доходов и ВВП происходил», — добавил он.

Теперь, считает эксперт, «можно сказать, что этих источников у нас уже нет».

«Спрос на российском рынке падает, в ближайшее время не ожидается никакого оживления, потому что там экономика стагнирует и, вряд ли, оживится в ближайшее время. Кроме того, создаются дополнительные барьеры, несмотря на наличие международных соглашений, Таможенного союза, Россия проводит протекционистскую политику по отношению к своим производителям», — отметил Деревяго.

Кроме того, эксперт считает, что возможности внешнего финансирования для стимулирования экономического роста Беларуси сейчас сильно сужены. «С кредитованием тоже проблемы большие, мы 300 млн долларов не можем от Евразийского фонда допроситься, с МВФ тоже пока идут сложные переговоры. И, соответственно, экономика недополучает», — отметил экономист.

Выход из ситуации Деревяго видит, в первую очередь, в активном привлечении в страну прямых иностранных инвестиций.

Беларусь на этапе распада СССР 2.0

«Беларусь находится на этапе распада СССР 2.0. 25 лет прошло, а у нас старые инструменты. Нужно готовить какие-то новые», — отметил экономист Ярослав Романчук.

У успешных стран, по его словам, есть четкое распределение функций. Государство обеспечивает безопасность, соблюдение законодательства, равные возможности. Бизнес ратует за свободу выбора и налоговой системы, «для него главное, чтобы чиновники не вмешивались в дела бизнеса». Общество, добавил Романчук, при этом, должно понимать необходимость экономических свобод.

А то, что происходит в Беларуси эксперт назвал, «стратегией старой лошади»: много участия государства, мало — бизнеса и общества.

По его данным, исследования показали, что не помогают предприятиям и государственные субсидии. «А у нас любят выделить 10, 20 млрд выделить, в следующем году 8 — в МАЗ, «Гомесельмаш». Потому что чиновники принимают решение, а не люди с бизнеса», — добавил эксперт.

Беларуси рынок не нужен

«Реформы не идут, если поставить двигатель от «Мерседеса» на «Запорожец»», — прокомментировал необходимость внедрения в Беларуси рыночных отношений заведующий отдела макроэкономической и финансовой политики Института экономики Национальной академии наук Александр Лученок.

По его мнению, Беларусь внедряет рынок не как инструмент, а как «импорт института». Он пояснил, что в мире есть две экономические матрицы — западно-европейская и азиатская (х-матрица) матрицы, и предложил считать Беларусь азиатской. Эксперт добавил, что по этой же матрице работает Китай и предложил воспользоваться его опытом.

Лученок подчеркнул, что Китай умудряется не душить частную инициативу, «что частенько происходит у нас», нужно использовать государственное управление в разумных пределах, чтобы «не входить в противоречие государство — рынок».

У Беларуси нет стратегии

Первый вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, член Совета по развитию предпринимательства Виктор Маргелов считает, что стратегии экономического развития на данный момент нет вообще, во всяком случае в сфере малого и среднего бизнеса.

«В стратегии совершенно нет анализа, почему у нас все так плохо. Нет анализа потенциала — что мы можем, а что не можем? Без детальной прорисовки образа будущего ничего не получится, потому что универсальная форма любого решения — это воля (а я не вижу этой воли), это детально конкретизированные планы и материальная реализация планов. Пока, к сожалению, этих элементов не вижу», — сказал Маргелов.

Он напомнил, что заказчиком стратегии выступило правительство. «Кто в предпринимательской среде будет ее реализовывать? Если стратегия предлагается сверху, то внизу предприниматели скажут: 125-я чиновничья стратегия, она нас не касается», — поснил член Совета.

Участники конференции приняли резолюцию. Среди приоритетных, в частности, называются «создание постоянно действующих диалоговых площадок бизнеса, экспертного сообщества и правительства по выработке стратегии развития Беларуси и планов ее реализации, выполнение правительством рекомендаций бизнес-сообщества… обеспечение макроэкономической стабильности: снижение инфляции до 3% в год при рыночном ценообразовании».

Кроме того, участники конференции поддержали снижение налоговой и регуляторной нагрузки на производителей товаров и услуг, создание полноценных правовых институтов для развития малого и среднего бизнеса.

Оцените эту статью: 
Средняя: 4.6 (9 оценок)
Загрузка...
Яндекс.Метрика