Приложение Бетера на Андроид

Эксперт: нужно срочно восстановить паритет цен на алкогольную продукцию

Опубликовано: 21/04/2009 - 13:19

Белорусские потребители заливают кризис водкой. Иначе трудно объяснить рост потребления «беленькой» и ликероводочных изделий при общем сокращении зарплат и трат на непервоочередные нужды. Между тем, производители вина, коньяков, бренди и других дорогостоящих спиртных напитков бьют тревогу: уже сейчас они имеют серьезные проблемы с реализацией товара и опасаются, что если в ближайшее время паритет цен на алкоголь в Беларуси не будет восстановлен, положение отрасли еще более ухудшится. По данным Национального статистического комитета, в январе-марте 2009 года доля реализации алкогольной продукции в общем объеме розничного товарооборота составила 12%. При этом продажи водки увеличились по сравнению с первым кварталом 2008 года на 3,7% до 2,603 млн. дал. А ее доля в общем объеме продаж алкоголя достигла почти 50%. Но все рекорды побили продажи ликероводочных изделий, которые назло дням трезвости и прочим инициативам блюстителей здорового образа жизни повысились сразу на 12,8%.

Непропорциональный рост продаж водки по сравнению с другими видами алкоголя показывает, что в кризис «беленькая» стала серьезным заместителем других спиртных напитков. Так, продажи виноградных вин сократились на 5,5% (до 545,8 тыс. дал), плодовых – на 11,1% (до 3,443 млн. дал), коньяков и бренди – на 13% (до 54,1 тыс. дал). Игроки рынка уверены, что причина такого смещения спроса в пользу водки кроется в нарушении паритета цен на алкогольном рынке страны и отсутствии внятной политики местных властей по этому вопросу.

«Когда-то у нас действовало негласное правило: бутылка водки стоит столько же, сколько палка вареной колбасы – это более или менее разумное соотношение. Сейчас оно нарушено. И то 5%-ное повышение розничных цен на водку, которое произошло со 2 апреля,- это мизер, оно на рынок никак не повлияет. Мы-то повышаем цены чуть ли не ежемесячно. Государство должно срочно восстановить паритет цен на алкогольную продукцию»,- заявил представитель одного из винодельческих заводов, с которым связалась «БДГ».

Низкие цены на водку не позволяют производителям вина перепрофилироваться на более качественные напитки, к чему призывает государство. Выдерживать конкуренцию могут лишь производители дешевых «чернил». «Мы пытаемся увеличить выпуск дорогостоящих благородных напитков – кальвадоса, сидра. Но это требует значительных капитальных вложений. Поэтому мы не можем конкурировать с дешевыми напитками, а именно их производители сегодня на коне»,- делится начальник отдела маркетинга и сбыта Барановичского комбината пищевых продуктов Елена Варушкевич.

В результате реализация продукции предприятия в первом квартале 2009 года снизилась на 22,9% к уровню аналогичного периода прошлого года. Примерно в той же ситуации находятся и другие производители, пытающиеся модернизировать производство.

С другой стороны, резкое одномоментное повышение розничных цен на водку может не дать ожидаемого результата. В Беларусь просто начнет поступать аналогичная продукция из соседних России и Украины, где уровень цен сопоставим с нашим. К тому же ценовое регулирование может загнать рынок в тень, увеличив подпольное самогоноварение.

Впрочем, ценовой фактор – не единственный, стимулирующий переключение спроса с других алкогольных напитков на водку. По мнению Е.Варушкевич, каждая область заинтересована в увеличении продаж водки. Более 50% в ее стоимости составляют налоги, акцизы, сборы, то есть поступления в местные бюджеты.

Еще одним препятствием на пути развития винодельческой отрасли эксперты называют кризис перепроизводства. Причем в ряде случаев – что более характерно для производителей плодово-ягодных вин – у предприятий не получается сокращать объемы производства. Это противоречит интересам сельхозпроизводителей, поставляющих сырье виноделам.

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика