Приложение Бетера на Андроид

Санкции ЕС против Беларуси: что будет дальше?

Опубликовано: 05/02/2016 - 11:08

Истекает четырехмесячный срок, на который Европейский Союз заморозил собственные же санкции против властей и ряда предприятий Беларуси. Теперь в ЕС решают, что делать дальше: просто продлить заморозку санкций, отменить их вообще или, наоборот, вновь ввести в действие.

Санкции как индикатор отношений

Напомним, что санкции в отношении белорусских властей и ряда предприятий были заморожены 31 октября прошлого года, вскоре после президентских выборов. Именно их проведение мирно (без насилия) и справедливо (пусть относительно) и было условием приостановки действия санкций. Но приостановили их тогда лишь на четыре месяца. Теперь этот «испытательный срок» истекает, и уже 15 февраля Совет министров иностранных дел Евросоюза вновь вернется к вопросу санкций против Беларуси. Их могут полностью отменить, восстановить их действие, или сохранить статус-кво – то есть продолжить мораторий. Причем у каждого из вариантов есть свои сторонники как в ЕС, так и в Беларуси.

Как сообщил пресс-секретарь МИД Латвии Раймонд Янсонс, уже на этой неделе в Брюсселе начались дискуссии по вопросу санкций в отношении Беларуси. Безусловно, для Беларуси даже заморозка (а не полное снятие) европейских санкций четыре месяца назад стала благом: активизировались переговоры с МВФ по предоставлению нового кредита, многие предприятия смогли свободнее работать на европейском рынке, улучшился общий имидж страны, что важно для крупных международных финансовых структур, – а значит, можно выпустить еврооблигации на более выгодных условиях.

Но главное – заморозка санкций стала благоприятным, стимулирующим фактором для проведения экономических реформ. Пусть даже особого стремления к реформам у нашей власти не наблюдается, но все же важно, что «окно возможностей» для них теперь открыто шире, чем прежде.

Тем не менее, как сообщают западные СМИ, уже сейчас за кулисами европейской политики обсуждают вопрос: что делать с Беларусью дальше. Ведь до сих пор не понятно, кто побеждает в окружении президента – «реформаторы» (Николай Снопков, Кирилл Рудый, Василий Матюшевский, Александр Заборовский, Павел Каллаур), или «охранители» (Владимир Семашко, Леонид Заяц, Михаил Русый, Михаил Мясникович). Понятно, что первые выступают за структурные и рыночные реформы в экономике, вторые – за консервацию «белорусской модели» социального государства с доминированием госсобственности в экономике. Президент, в свою очередь, в своих публичных выступлениях поддерживает то одну группу, то другую – и тем самым только запутывает европейских политиков.

Справка БДГ

30 октября 2015 года Евросоюз официально опубликовал список белорусских физических лиц и предприятий, в отношении которых приостановлено действие санкций. В списке 171 фамилия и 10 предприятий. Действие санкций приостановлено в том числе в отношении Александра Лукашенко и его старших сыновей Виктора и Дмитрия, главы Центризбиркома Лидии Ермошиной, министра информации Лилии Ананич, председателя КГБ Валерия Вакульчика и его предшественника Степана Сухоренко. В списке предприятий – «Белтехэкспорт», «Белтех Холдинг», «Спецприборсервис», компании «Трайпл» и «Раковский бровар», футбольный клуб «Динамо», «Простор-Трейд», «АкваТрайпл», «КварцМелПром», «Березовский комбинат силикатных изделий».

При этом ЕС полностью исключил из санкционного списка белорусского бизнесмена Юрия Чижа и четыре его компании: «Трайпл Метал Трейд», «Трайпл Техно», «Трайпл Агро» и горнолыжный комплекс «Логойск». Аналитики ожидали, что санкции сохранятся в отношении белорусского экспортера оружия и военной техники – «Белтехэкспорта». Но этого не произошло.

Если после 15 февраля мораторий на санкции будет сохранен или санкции вообще отменят, то Беларусь получит доступ не только к «практически согласованному» кредиту МВФ, но и к дополнительным инструментам финансирования отдельных программ сотрудничества со стороны ЕС, доступ к кредитным линиям и программам технической помощи.

Это главный фактор, так как на бизнес конкретных госпредприятий и ранее санкции особо большого влияния не оказывали. Причина проста: попавшие под санкции предприятия мало работали на европейском рынке. Но есть другой важный момент: если действие санкций не возобновят, то уже весной нынешнего года Беларусь может рассчитывать на подписание базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве ЕС и Беларуси – оно уже практически готово в Брюсселе, работа над ним там началась сразу после президентских выборов в нашей стране.

Кто за, а кто против

Как ни странно, в самой Беларуси предостаточно сторонников продления санкций – то есть отмены их приостановки. Причем между собой эти сторонники – заклятые идеологические враги. С одной стороны, возобновление санкций выгодно промышленно-аграрному лобби в правительстве – тем самым «охранителям». Для них продление (точнее, возобновление) санкций будет означать окончательный отказ президента от реформ – а значит, ослабится политика ограничения инфляции, вновь начнется щедрая раздача субсидий и льгот неэффективным предприятиям, возобновится государственное планирование и т.д.

С другой стороны, за продление санкций выступают многие представители оппозиции. В том духе, что снимать санкции «с режима» ни в коем случае нельзя, уже высказались Анатолий Лебедько, Владимир Некляев, Станислав Шушкевич, Алексей Янукевич и ряд других политиков. В свою очередь, сопредседатель БХД Павел Северинец считает, что заморозка санкций продлится как минимум до парламентских выборов осенью нынешнего года.

А кандидат в президенты на выборах 2010 года, бывший политзаключенный Николай Статкевич в интервью «Радыё Свабода» заявил: «Есть официальная отчет БДИПЧ ОБСЕ по итогам президентских выборов. То, что в этом отчете очень корректными выражениями выражено, можно передать одной фразой: в Беларуси выборов нет. Это официальное заключение. … Поэтому однозначно, на мой взгляд, против тех, кто имеет отношение к выборам, санкции должны быть возвращены».

За пределами Беларуси за пересмотр санкций в отношении Беларуси выступают Латвия и Эстония. Польша и Чехия пока осторожничают – в МИДах этих стран говорят, что пока не сформировали свою официальную позицию. Например, в пресс-службе МИД Чехии отметили: «Мы не можем сообщить вам нашу позицию заранее. Тем не менее мы можем уверить, что примем во внимание те позитивные шаги, которые сделаны Беларусью, особенно освобождение политзаключенных и конструктивный подход Беларуси к возобновлению диалога по правам человека с ЕС. Однако отсутствие дальнейших конкретных шагов и сохраняющиеся Беларусью ограничения по уважению прав человека также должны быть приняты во внимание».

А вот Литва дипломатично дала понять, что склонна скорее продлить действие санкций. «Освобождение политзаключенных в Беларуси уже позволило приостановить и, хочется верить, в самой ближайшей перспективе сделает возможной отмену ограничительных мер в отношении физических и юридических лиц Беларуси, – сказали журналистам в департаменте информации и связей с общественностью МИД Литвы. – Но эти шаги не решают всех проблем Беларуси в области прав человека. Еще не реабилитированы бывшие политзаключенные; выборы, по оценкам БДИПЧ, не соответствовали международным демократическим стандартам; до сих пор в стране применяется смертная казнь; строго ограничивается и подвергается прямому контролю со стороны властей деятельность неправительственных организаций, СМИ, политической оппозиции. … Есть нерешенные серьезные проблемы, связанные со строительством Островецкой АЭС в непосредственной близости от литовской столицы и нарушением международных стандартов атомной безопасности, с не вступившим в силу договором по малому приграничному движению, с игнорированием предложений заключения Технического протокола о сотрудничестве в области охраны и использования водных ресурсов трансграничного бассейна реки Неман, и по ряду других вопросов».

Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал БДГ.Деловая газета в Telegram.
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.8 (12 оценок)

Новости по теме

Яндекс.Метрика