Приложение Бетера на Андроид

Николай Статкевич как фактор президентских выборов

Опубликовано: 23/08/2015 - 09:17

Самой большой неожиданностью нынешней политической кампании стало освобождение сразу всех политических заключенных, включая самого известного из них – кандидата в президенты 2010 года Николая Статкевича. С чем это связано, и чего теперь можно ожидать?

Политически мотивированная свобода

Этого все ожидали, но оно все равно стало неожиданностью. Ближе к вечеру субботы информагентство БелТА со ссылкой на пресс-службу президента сообщило: «Исходя из принципа гуманизма, президент Беларуси сегодня принял решение о помиловании и освобождении из мест лишения свободы Николая Дедка, Игоря Олиневича, Николая Статкевича, Евгения Васьковича, Артема Прокопенко, Юрия Рубцова».

Всем шестерым политзаключенным приказали собраться, моментально вывели из колоний и посадили на автобусы до их родных городов.

Хотя события развивались очень быстро, но все же на автовокзал «Восточный» пришло множество журналистов и просто сторонников Статкевича, которые встретили его овациями и криками «Герой!». Николай Статкевич сразу же, в первом своем публичном выступлении, заявил, что не писал Лукашенко прошение о помиловании, а также что собирается продолжать политическую борьбу, в том числе и добиваться непризнания Западом нынешних президентских выборов. Заявил Статкевич и о том, что белорусским демократам не следует на этих выборах поддерживать и единственного кандидата от оппозиции.

«Я и дальше буду работать над тем, что делал для свободной, нормальной Беларуси. В ближайшие несколько дней я хочу просто отдохнуть. Но вместе с тем, я буду встречаться с руководителями оппозиционных организаций, будем обсуждать, что делать. Нет никакой более-менее приемлемой стратегии!» – сказал вышедший на свободу оппозиционный политик.

Статкевича на автовокзале также встречали начальник ГУВД Мингорисполкома Александр Барсуков, командир ОМОН ГУВД Мингорисполкома Дмитрий Балаба и другие правоохранители в штатском.

До сих пор само наличие в Беларуси политических заключенных было одной из главных причин того, что ЕС и США отказывались признать легитимность проводящихся выборов – и, соответственно, самого Александра Лукашенко. При этом еще недавно (как и много раз ранее) Лукашенко заявлял журналистам, что не может помиловать Николая Статкевича и других политзеков, так как они не признали своей вины – а потому нет их заявлений о помиловании, которые можно было бы подписать.

Еще в начале августа, давая интервью TUT.by, «Еврорадио» и «Радио Свобода», Лукашенко сказал по поводу Статкевича: «Я не стану лукавить, этот вопрос в повестке дня. Решить это могу только я. … Если его выпускать, то выпускать до выборов. Если не выпускать, то не выпускать. … Он хочет быть в тюрьме и выйти оттуда героем. Я ему предоставляю такую возможность, а вы говорите – выпустить».

Но теперь, когда все помилованы, снято серьезное формальное препятствие на пути нормализации отношений с Западом. И если выборы пройдут без репрессий по образу 2006 и 2010 годов, то главе Беларуси Запад не будет предъявлять никаких дополнительных условий для нормализации отношений.

Конечно, останутся вопросы непрозрачности выборов, использования административного ресурса, смертной казни и свободы слова. Но это уже темы для переговоров в рамках нормализованных отношений, а не условие их нормализации. При этом белорусская оппозиция, к которой прислушиваются в США и ОБСЕ, лишается мощного аргумента в пользу очередного непризнания белорусских выборов. То есть резко возрастает вероятность, что на этот раз Запад признает Лукашенко законно избранным президентом.

Это освобождение выглядит как шахматный ход в политической игре – оно произошло ровно на следующий день после того, как стало известно, кто из оппозиционеров сможет принять участие в президентских выборах, а кто – сошел с дистанции.

Что же будет дальше? Понятно, что на фоне «несломленного героя» Николая Статкевича все прочие оппозиционные политики будут выглядеть, скажем так, блекло. Известные противники президента – Анатолий Лебедько и Сергей Калякин – сошли с дистанции, не сумев набрать по 100 тыс. подписей за свое выдвижение. Осталась Татьяна Короткевич, которую еще полгода назад вообще никто не знал, и которая как соперник на выборах очень удобна для Лукашенко.

Николай Статкевич – идейный лидер всех, кто выступает за бойкот выборов. Его активность на свободе наверняка заметно уменьшит число тех избирателей, которые готовы проголосовать за оппозицию. Значит, большим станет вес сторонников Лукашенко – традиционно более дисциплинированной части электрората. Итог предвидеть несложно: Короткевич получит стандартный для оппозиционера небольшой процент голосов и, вероятно, в дальнейшем пост вроде замминистра труда и социальной защиты – речь об этом уже шла.

Кого освободили?

На президентских выборах 2010 года Николай Статкевич был одним из самых ярких кандидатов. Многие до сих пор помнят его слова в адрес Александра Лукашенко: «Где деньги, Саша??!!». Статкевича арестовали вечером в день выборов. В СИЗО КГБ он отказался давать показания и объявил голодовку (длилась 23 дня). На суде Статкевича обвинили в организации массовых беспорядков, но своей вины он не признал. В мае 2011-го Статкевича осудили на шесть лет лишения свободы в условиях усиленного режима. По причине «плохого поведения» в январе 2012-го условия отбывания наказания сменили на более жесткие и перевели его из колонии в тюрьму Могилева, где постоянно давили, требуя написать прошение о помиловании. На свободу он должен был выйти 20 декабря 2016 года.

Тогда, в декабре 2010-го, сразу после выборов в тюрьме оказались несколько соперников Лукашенко. «За организацию массовых беспорядков» были осуждены также Владимир Некляев и Андрей Санников. Некляев получил условный срок, а Санников отправился в колонию, где вскоре написал прошение о помиловании. Его освободили 14 апреля 2012 года, а уже в октябре он получил политическое убежище в Великобритании. Еще один экс-кандидат – Алесь Михалевич – бежал из Беларуси, не дожидаясь суда. В результате Статкевич оказался единственным кандидатом в президенты, который, попав в тюрьму, не согласился признать свою вину и написать прошение о помиловании.

Николай Дедок и Игорь Олиневич – активисты движения анархистов. Их обвинили в ряде нападений на здания государствеонных ведомств – это несанкционированная акция возле Генерального штаба в 2009 году, забрасывание бутылками с зажигательной смесью посольства России в Минске и здания тюрьмы на улице Окрестина в 2010 году, попытки поджога отделений «Беларусбанка» и банка «Москва-Минск», а также участие в демонстрации протеста возле Минобороны против совместных российско-белорусских военных учений.

Николай Дедок был арестован 3 сентября 2010 года и получил 4,5 года колонии усиленного режима за злостное хулиганство. В ноябре 2014 года на Дедка завели новое уголовное дело – за злостное неповиновение требованиям администрации исправительного учреждения, и продлили заключение на один год. Игорь Олиневич был арестован 29 ноября 2010 года и осужден на восемь лет лишения свободы в условиях усиленного режима за злостное хулиганство и повреждение имущества общеопасным способом и в особо крупном размере.

Евгений Васькович и Артем Прокопенко были арестованы в январе 2011 года. В мае того же года суд Бобруйска приговорил их к семи годам лишения свободы в условиях усиленного режима. Суд посчитал доказанной их вину в попытке поджога здания КГБ в Бобруйске в ночь на 17 октября 2010 года. На суде Васькович своей вины не признал, а Прокопенко заявил, что раскаивается.

54-летний гомельчанин Юрий Рубцов был задержан после Чернобыльского шляха-2014, на котором появился в майке с надписью «Лукашенко, уходи». 6 октября 2014 года он был приговорен к полутора годам за оскорбление судьи. Новое уголовное дело против Рубцова – за самовольное оставление колонии-поселения – возбудили в марте этого года. 28 мая суд приговорил Рубцова к двум годам колонии общего режима.

Мнения экспертов

Андрей Поротников, глава аналитического проекта Belarus Security Blog:

- Причиной освобождения политзаключенных не являются ни соображения гуманности, ни выборы. Причиной стал тупик, в который зашли попытки восстановить отношения Беларуси с Западом. И экономический кризис, который требует найти – и срочно – внешнюю финансовую поддержку. С этой точки зрения решение запоздало. Запад даже если и даст денег, сделает это не скоро. Иначе ситуация будет напоминать выкуп заложников. Никто на это не пойдет.

Андрей Дмитриев, глава кампании «Говори правду» и инициативной группы Татьяны Короткевич:

- Освобождение политических заключенных – очень хороший и правильный ход. Сегодня, когда экономика находится в очень плохом состоянии, диалог с Европой может помочь начать в Беларуси реформы и получить на это поддержку. Это станет возможно, если выборы пройдут открыто, честно и после них не появятся политические заключенные. И, конечно, если сама власть будет готова услышать голос граждан и начать перемены.

Виталий Рымашевский, сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия»:

- Несмотря на лживые заявления режима, что указ о помиловании политзаключенных подписан из причин гуманизма, все мы хорошо знаем, что освобождение стало возможным только благодаря борьбе за освобождение узников людьми как внутри Беларуси, так и за ее пределами. Лукашенко освободил политзаключенных, ведь теперь у него, очевидно, не осталось выбора. Европейский подход к политике остается принципиальным, остается ценностным.

Мы должны снова и снова напоминать, что в любой момент возможно взятие новых заложников для новой торговли. Давление на независимых журналистов, гражданское общество в Беларуси в последние месяцы только увеличилось. Освобождение политзаключенных – это важное событие для демократических сил, для тех людей, кто освобожден из темницы, но, к сожалению, освобождение политзаключенных сегодня не означает шагов к реальным переменам на пути к демократии в Беларуси.

Фото: Наша нива

Оцените эту статью: 
Средняя: 4.8 (13 оценок)

Комментарии

Цена на углеводороды продолжит своё снижение до, примерно, 30 долларов США. В результате, у Российской Федерации исчезнет возможность дарить деньги Беларуси. Останется только газ, на который РФ продолжит снижать цены для Беларуси, позиционируя это "деяние" поддержкой "младшего" "брата". Что, в этой ситуации, делать Беларуси?! Конечно, выпускать на "волю" Статкевича и т.д.! Запад это "оценит" и... вероятнее всего, не поможет Белорускому экономическому "чуду"... Что, уже в этой ситуации, делать Беларуси?! Конечно, в очередной раз. сажать Статекича и т.д. в "кутузку", как основных "виновников" полного и неизбежного "кирдык-капута" Белоруского экономического "чуда"... Как-то так... для начала...

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика