Приложение Бетера на Андроид

Европейский кризис: итоги

Опубликовано: 09/01/2014 - 07:52

Пока наши политики и пропагандисты рассуждают о глубине европейского кризиса, сама Европа из этого кризиса благополучно выходит. Да, европейская «периферия» еще страдает от спада в промышленности и высокой безработицы, но «Старая Европа» уже показывает рост экономики. И все указывает на то, что 2014 год будет для ЕС более благополучным, чем прошедший.

 

Начало года – хорошее время, чтобы обратиться к теме европейского кризиса. Все-таки он – одна из главных мировых тем уже почти шесть лет, а объединенная Европа – едва ли не главный по значимости деловой (и не только) партнер Беларуси. К тому же 1 ноября 2013 года Евросоюз справил юбилей – исполнилось ровно 20 лет со дня вступления в силу Договора о Европейском союзе (Маастрихтский договор).

И в свой юбилей Европа показала, что способна преодолевать даже столь мощные кризисы, как тот, который в 2009-м пришел в Европу из США. Да, в 2013-м ВВП зоны евро снизился на 0,4%. Но это меньше, чем в предыдущие годы, а большинство требуемых реформ уже проведены. Именно поэтому Deutsche Bank прогнозирует, что ВВП всего Евросоюза в 2014 году вырастет на 1% (на 1,4% по прогнозу Еврокомиссии), а в 2015-м – на 1,9%.

Ключевые индикаторы, например, индекс PMI и индекс уверенности Еврокомиссии показывают хорошие результаты; снижается отрицательное воздействие экономии бюджетных средств на рост экономики. В финансовой сфере также идут перемены: европейские политики разработали базу для создания банковского союза. Но главное – в 2013-м общий объем экономики ЕС увеличился, пусть и на доли процента.

Нынешний успех Европы прямо связан с успехами двух крупнейших экономик региона – Франции и Германии. Франция к III кварталу года показала рост на 0,5% ВВП, Германия – на 0,7%. Европейские аутсайдеры также действуют: Ирландия закончила программу спасения своей экономики, а Португалия скоро получит следующий этап помощи, чтобы вновь выйти на мировые рынки. Италия активно реформирует экономику, то же самое пытается сделать Болгария. Все еще нужна помощь Греции – слишком велик госдолг. Уровень безработицы в еврозоне составляет 12,1%, в Испании и Греции он выше 20%.

Когда зампредседателя Еврокомиссии по экономическим делам Олли Рен в конце ноября представлял прогноз развития экономики ЕС на период до 2015 года, он сказал: «Наблюдается все больше признаков достижения европейской экономикой поворотного пункта. Бюджетная консолидация и структурные реформы, предпринятые в Европе, создали основу для роста. В то же время еще слишком рано объявлять победу: безработица до сих пор остается на недопустимом уровне».

Большинство экспертов сходится во мнении, что Европу в течение ближайших 12 месяцев ждет спокойствие. Рост мировой экономики также ускоряется. Европейцам есть, наконец, что отпраздновать. 

Возвращение призрака

«Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма…» – все мы знаем эти строки еще со школьной скамьи. Но после Второй Мировой правые в Западной Европе много сделали для того, чтобы этот призрак прогнать. В конце 80-х распад советского блока и уход коммунистов из власти, казалось, выгнал пресловутый призрак из Центральной, отчасти – и из Восточной Европы.

Но призрак вернулся – вслед за кризисом 2009 года. Либерально-капиталистическая модель экономики показала свое несовершенство, и левые в Европе сразу подняли голову. Причем не только в общественной жизни, но и в руководстве Евросоюза.

Произошло это после истории с дефолтом Кипра и спасением кипрских банков за счет их вкладчиков. В Брюсселе и Страсбурге начали всерьез обсуждать, что метод отъема части средств у вкладчиков банков в случае кризиса может быть применим в любой стране. Речь идет об экспроприации триллионов евро. Первым о том, что вкладчики европейских банков, возможно, будут и впредь терять часть своих средств в случае банкротства европейских банков, заявил председатель Еврогруппы, министр финансов Нидерландов Йерун Дейсселблум. Правда, как он заметил на заседании Комитета по экономическим и финансовым делам Европарламента, это коснется только владельцев вкладов свыше 100 тыс. евро, остальные будут защищены.

Напомним, что в июне 2012-го лидеры стран ЕС запустили процесс создания панъевропейского банковского союза. И сейчас главный «камень преткновения» – вопрос о том, как действовать в случае кризиса банковской системы или крупного банка в той или иной стране Европы. До сих пор в случае возникновения проблем у банков в них просто вливали дополнительные средства. С 2008 года, по данным Еврокомиссии, правительства европейских стран влили в банки 1,7 трлн евро.

Новые правила управления банковским союзом Европы должны были вступить в силу с 2018-го, но события на Кипре подстегнули еврочиновников. Глава ЕЦБ Марио Драги и еврокомиссар по финансам Олли Рен намерены ввести новый режим уже в 2015 году. Если принцип «стрижки» депозитов вступит в силу, вкладчики банков в таких странах, как Греция, Португалия, Испания, Италия, Словения, имеют шанс оказаться на месте кипрских вкладчиков. 

Феномен Польши

Польша – не только безусловный лидер Центральной Европы и Вышеградской группы. Это еще и страна, которой как будто не коснулся общеевропейский кризис. Например, по итогам 2009 году упал ВВП всех стран Евросоюза – и только Польша показала 6%-й рост экономики. С тех пор индекс польского роста ни разу не был отрицательным. Так, в 2013-м по сравнению с 2012-м польская экономика выросла почти на 3% (предварительные данные). Это больше, чем прогнозировали эксперты, которые предсказывали рост около 1,5%.

Особенно высокий экономический рост Польша показала в октябре-декабре. По мнению экспертов, это стало результатом увеличения экспорта польской промышленной продукции в страны Западной Европы. При этом экономическое оживление в Германии создает дополнительные предпосылки для экономического роста в Польше в 2014-м.

Но важно и другое. В начале 90-х тогда еще полунищие польские обыватели массово хлынули на заработки в Европу. Которая в то время еще не принимала нынешних мер против трудовых мигрантов. Поляки охотно трудились на непрестижных работах в «Старой Европе» – в Великобритании и Германии выражение «польский сантехник» вообще стало нарицательным.

Но в 2009-м, с началом кризиса, приезжим полякам в Западной Европе стало неуютно. И большинство из них вернулось на родину – с капиталами, нажитыми за полтора десятка лет работы в богатых странах. Эти капиталы сразу пошли на приобретение недвижимости, создание мелкого бизнеса и просто на потребление. Что и поддержало страну в кризисный момент. 

Опыт для Беларуси

А вот Беларуси больше бы, пожалуй, пригодился опыт соседних стран Балтии – Литвы и Латвии. Они в 2012-13 годах сумели достичь невозможного – воплотили в жизнь стратегии одновременного стимулирования роста и жестких бюджетных ограничений.

Экономики Латвии и Литвы перед финансовым кризисом бурно росли, подталкиваемые кредитным бумом. Однако американский обвал 2008-го уже в 2009-м принес (через Западную Европу) странам Балтии такие фатальные проблемы, как неожиданная остановка притока капитала, обвал цен на активы, рецессия и дефицит бюджета.

В ответ прибалтийские государства решили не отказываться от привязки валюты к евро и занялись жесткой бюджетной экономией. В результате, по данным МВФ, с 2008 до 2012 год Латвия снизила свой дефицит госбюджета на 5,3% от ВВП, что позволило ей показать небольшой профицит в 0,8% к началу 2013-го. Литва снизила дефицит на 3,3%.

Экономика Латвии сперва рухнула – на 25% с IV квартала 2007 г. по в III квартал 2009-го. Но после этого уже к IV кварталу 2012 года выросла на 16%. ВВП Латвии до сих пор на 10% не дотягивает до своего предкризисного пика. К началу 2013-го латвийский ВВП был на 41% ниже уровня, на котором мог бы быть, если бы экономический рост 2000-2007 годов продолжился. Аналогичный показатель для Литвы – 34%.

Приняв стратегию одновременного стимулирования роста и жестких бюджетных ограничений, прибалтийские страны смогли воспользоваться четырьмя огромными преимуществами. Во-первых, по данным Евростата, затраты на оплату труда в Латвии в 2012-м составляли 1/4 от средних по еврозоне. То есть латвийским товарам и услугам оказалось несложно стать конкурентоспособными. Во-вторых, три страны сделали свои небольшие экономики очень открытыми. Чем более открыта экономика, тем меньше она зависит от уровня потребления внутри страны. В таких экономиках, корректирование за счет внешних факторов (иностранные кредиты, инвестиции) становится более действенным, чем внутренние стимулы. В-третьих, иностранным банкам позволили играть ключевую роль в экономиках стран Балтии. Для еврозоны это – альтернатива банковскому союзу: банки стран с крепким бюджетом действуют в более слабых финансовых системах, стабилизируя их.

Наконец, страны Балтии связали свою судьбу с Европой и не стали возвращаться «под зонтик» России. Их граждане предпочли болезненные реформы отречению от Европы. В результате Латвия и Литва смогли в 2013 году добиться восстановления роста. Хотя, конечно, им еще далеко до прежних успехов: уровни безработицы и эмиграции крайне высоки. Однако уже сегодня, например, в Литве ВВП на душу населения больше, чем аналогичный показатель в «промышленно развитой» Беларуси, на 25,5%. А рост ВВП в ушедшем году, по предварительным оценкам, составил 5,3% в Литве и 0,9% в Беларуси.

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика