В первом полугодии 2009 года государственные предприятия Беларуси отказывались покупать новые автомобили. Об этом в беседе с корреспондентом «БДГ» сообщил начальник отдела маркетинга импортера Volkswagen в Беларуси Александр ДЕМИДОВИЧ. Отказ государственных предприятий покупать новые автомобили стал одной из причин того, что в первом полугодии автомобильный рынок Беларуси показал отрицательную динамику. «Сегодня существует негласный запрет на обновление государственными предприятиями своих основных фондом. Как следствие, это привело к отказу государственных предприятий покупать новые автомобили в первом полугодии», - констатирует Александр Демидович.
По его словам, обновлением своего автопарка в этом году занимались в основном предприятия частной и смешанной формы собственности.
«У нас продажи практически всегда складывались в соотношении: 60% - физлица, 40% продаж приходилось на юрлица. В этом году соотношение поменялось кардинально: 78% наших продаж приходится на физлица,22% - на юрлица. Существенное уменьшение доли юрлиц произошло именно за счет того, что госпредприятия прекратили покупать новые автомобили», - объясняет изменения на рынке начальник отдела маркетинга импортера Volkswagen в Беларуси Александр Демидович.
Автодиллеры отмечают, что снижение деловой активности госпредприятий стало одной из причин отрицательной динамики, характерной для автомобильного рынка в первом полугодии. Директор импортера Volkswagen в Беларуси Сергей Михневич предполагает, что в 2009 году падение рынка составит порядка 40%.
«Если сопоставлять данные о продажах 2009-го и 2008-го годов, мы увидим падение рынка. В первом квартале рынок упал на 10%, по итогам первого полугодия 2009 года – на 25%. По итогам года, вероятно, падение рынка достигнет 40%», - прогнозирует Сергей Михневич.
В первом полугодии автодиллеры активно использовали такой инструмент маркетинга как скидки с целью стимулирования продаж новых автомобилей. Правда, как отметил в беседе с корреспондентом «БДГ» начальник отдела маркетинга импортера Volkswagen Александр Демидович, времена скидок заканчиваются.
«Скидки на новые автомобили во втором полугодии станут сокращаться. Время огромных скидок уйдет в прошлое, когда у основных игроков автомобильного рынка Беларуси (Volkswagen и Toyota занимают 40% белорусского рынка новых автомобилей. – «БДГ») закончатся автомобили 2008 года. По отдельным моделям эта ситуация уже наступила. Поэтому мы ожидаем, что во втором полугодии рынок станет приходить в нормальное русло и цены на автомобили вернутся к своему реальному значению», - отмечает Александр Демидович.
Развитие автомобильного бизнеса Беларуси, как и других отраслей, во многом сегодня увязано с кредитными обязательствами игроков рынка. Автомобильному холдингу «Атлант-М», в состав которого входит и импортер Volkswagen в РБ, за время кризиса удалось сократить кредитный портфель с 350 млн. до 140 млн. долларов. Директор импортера Volkswagen в Беларуси Сергей Михневич, отвечая на вопрос «БДГ», отметил, что на долю его компании приходится около 5% от всего кредитного портфеля холдинга.
«Все мы закредитованы и наши продажи сегодня направлены на то, чтобы покрыть наши обязательства по кредитам. Мы работаем сегодня не на инвестора, а на банки», - констатирует Сергей Михневич. При этом он добавил, что «объемы продаж у всех зависят от того оборотного капитала, который они имеют».
С оборотным капиталом в первом полугодии у автодиллеров Беларуси были конкретные проблемы. Причем проблема заключалась не только в том, что у отдельных игроков рынка падали продажи, но и в том, что импортеры не могли купить валюту, необходимую для ввоза в страну новых автомобилей и автозапчастей. Директор импортера Volkswagen в Беларуси Сергей Михневич вспоминает, что ситуация с приобретением валюты стала ухудшаться с ноября 2008 года.
«Апогеем стали события в конце мая – начале июня этого года, когда полторы недели мы просто не могли купить валюту. Слава Богу, ситуация удалось «вырулить», и сегодня мы таких проблем не испытываем. Мы активно следим за переговорами Беларуси с МВФ и очень рады тому, что Беларусь получила второй транш от фонда. Как минимум, два-три месяца мы теперь можем спокойно работать», - полагает Сергей Михневич.
Кстати говоря, если бы ситуацию с покупкой валюты урегулировать не удалось, автодиллеры планировали обращаться в правительство с предложением отнести законодательно автозапчасти к товарам критического импорта. Как известно, включение товаров в перечень критического импорта позволяет в Беларуси покупать валюту даже тогда, когда в стране для юрлиц действует негласный запрет на приобретение иностранных дензнаков.
Государственные предприятия отказались покупать новые автомобили
Опубликовано: 07/07/2009 - 08:25
Оцените эту статью: