«Одно окно» для трех стран – и то электронное

Опубликовано: 25/02/2014 - 08:34

На заседании Консультативного комитета по таможенному регулированию Евразийской экономической комиссии в Минске активно обсуждалась проблема синхронизации «электронных правительств» России, Беларуси и Казахстана. Фактически поставлена задача разработать некое межгосударственное электронное правительство. Правда, пока ни у кого нет четкого представления о том, как оно должно выглядеть.

 

«Одно окно» на три страны

 

Сегодня и Беларусь, и Казахстан, и Россия развивают собственные технологии «электронного правительства» и, соответственно, национальные информационные системы «единых окон». Причем Беларусь преуспела в этом более других. Россия слишком велика, чтобы в ней можно было быстро внедрить «электронное правительство», к тому же Россия имеет федеральную структуру (т.е. нужно обеспечить взаимодействие 83 трех субъектов федерации и федерального центра) и высокий уровень коррупции в сфере госзаказов. А Казахстан просто не особо активно занимался данной темой.

 

Зато Беларусь еще в 2003 году начала реализацию государственной программы информатизации «Электронная Беларусь», в рамках которой и создавалось «электронное правительство». Ну а наши IT-разработчики известны далеко за пределами страны – не случайно Беларусь считается одним из европейских лидеров в сфере IT-аутсорсинга.

 

На сегодняшнем этапе развития системы электронного взаимодействия в Беларуси налажен электронный внутриведомственный документооборот, ведутся работы по активизации межведомственного документооборота. Правда, по оценкам экспертов ООН электронные услуги у нас пока предоставляются только на 22%. То есть техническая инфраструктура создана, но конечных пользователей у системы «электронного правительства» пока мало. При этом согласно Национальной программе ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы, уже к 2015 году в Беларуси «электронное правительство» должно работать на все 100%.

 

Однако уже сегодня идет речь об унификации «электронных правительств» стран Таможенного союза. Как сообщает информагентство БелТА, инициатива Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по разработке основных направлений развития «единого окна» в системе регулирования внешнеторговой деятельности на территории ТС/ЕЭП одобрена всеми государствами – членами ТС.

 

«Положение основных направлений в развитии единого окна отражает ключевые принципы и подходы по совершенствованию и упрощению процедур внешней торговли, построению эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности на общей территории. Работа в этом направлении будет способствовать осуществлению электронного взаимодействия национальных информационных систем единых окон между собой», – пояснил БелТА директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Дмитрий Некрасов.

 

Уже разработан проект основных направлений развития «единого окна» в рамках ТС, а также пакет документов, необходимых для дальнейшей реализации этого проекта. Теперь проекту предстоит получить одобрение у членов Коллегии ЕЭК и на Совете ЕЭК и получить поддержку всех основных направлений со стороны Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств. Далее будет сформирована рабочая группа из представителей госорганов, ответственных за реализацию национальных «Единых окон» и обладающих необходимыми полномочиями и ресурсами. В завершение проект, прошедший обсуждение и согласование со всеми сторонами, будет вынесен на утверждение на уровне Высшего Евразийского экономического совета.

 

«В рамках Таможенного союза единые окна должны гармонировать и дополнять друг друга, сохраняя при этом национальную специфику, шагать в ногу с интеграционными процессами, которые складываются в ТС/ЕЭП и будущем Евразийском экономическом союзе», – отметил Дмитрий Некрасов.

 

В свою очередь министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимир Гошин заявил, что либерализация взаимной торговли требует значительного упрощения формальностей для добросовестных ее участников. К тому же вопросы совершенствования таможенного администрирования, в том числе в сфере IT, теперь находятся под пристальным вниманием Всемирной таможенной и Всемирной торговой организаций.

 

«Ускорить движение товаров может только сближение способностей бизнеса и требований контролирующих органов. И самым распространенным в мире инструментом помощи торговле, который действительно приводит к достижению соглашений между государством и бизнесом в обеспечении безопасности цепочки поставок, сегодня признан проект электронного единого окна, в основе которого лежит ускорение и упрощение информационных потоков между всеми сторонами, участвующими во внешней торговле, а также обеспечение госорганов возможностью доступа к информации, имеющей актуальное значение для решения своих задач», – пояснил министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК. 

 

Мнения экспертов

 

«Мне кажется, что разработка электронного правительства – это работа ради работы. Безусловно, разрабатывать и вводить принцип «одно окна» нужно. Но данная система будет работать только в том случае, если законодательство более-менее стабильно и унифицировано. Чего не скажешь о законодательстве стран-участниц Таможенного союза, – говорит эксперт аналитического проекта Belarus Security Blog Виктор Евмененко. – Да и неразрешенных проблем во взаимной торговле за последние годы между нашими странами меньше не стало. Вроде строим союз, но молочные и мясные войны то и дело возникают между Россией и Беларусью. Не говоря уже о не решеном принципиальном вопросе поставок нефти по внутрироссийским ценам и возврату экспортных пошлин в бюджет России. Получается, Таможенный союз вроде есть, но с целым рядом оговорок. Поэтому электронное правительство и принцип «одного окна» не заработают до тех пор, пока высшее руководство стран-участниц ТС не решит главные проблемные вопросы взаимной торговли»

 

«Беларусь – постоянный и активный участник мероприятий Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Таможенного Союза, связанных с упрощением процедур внешнеэкономической деятельности (ВЭД) через выстраивание интеграционного взаимодействия национальных «Единых окон» в сфере внешней и взаимной торговли стран Таможенного Союза, – констатирует директор Республиканского унитарного предприятия «Национальный центр электронных услуг» (НЦЭУ) Андрей Ильин. – Эксперты ЕЭК ООН, Всемирной Таможенной Организации, стран с видимыми достижениями в этой области (Сингапур, Корея) отмечают, что процесс построения национальных «Единых окон» помимо организационно-правовых аспектов должен предусматривать наличие инфраструктуры, обеспечивающей интеграцию национальных информационных систем для целей предоставления государственных электронных услуг бизнесу и юридически значимого взаимодействия между государственными органами. Следует стремиться к среде электронного взаимодействия, позволяющей всем участникам ВЭД предоставлять/получать требуемую информацию в одном месте, в стандартной форме и в режиме реального времени.

 

В Беларуси работают и развиваются под текущие потребности страны базовые компоненты государственной инфраструктуры межведомственного взаимодействия, эксплуатацию которых обеспечивает Национальный центр электронных услуг. Это единый портал электронных услуг в составе Общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС), система межведомственного электронного документооборота госорганов и организаций. Кроме того, развиваются государственные информационные системы и самостоятельные информационные ресурсы таможенных органов, транспортников, органов по оценке соответствия, санитарным и фитосанитарным мерам.

 

По материалам экспертов ЕЭК ООН, «Единые окна» ВЭД с использованием информационно-компьютерных технологий в странах, обеспечивающих высокие рейтинги, в среднем по времени создавались следующим образом:

 

- в странах, где поступали финансовые инвестиции исключительно от бизнес-структур, наряду с сильным координатором от государства в этой сфере – от 5 до 7 лет (Сингапур, Корея);

 

- в странах ЕС, где преобладало государственно-частное финансирование и регуляторы  в лице таможенных структур – процессы идут от 10 до 15 лет и еще продолжаются;

 

- в США, где не регулируют изменения действующих информационных систем (в основном, их эксплуатируют частные структуры: дилеры, перевозчики, логисты), а только дают рекомендации, эти процессы идут с 80-х годов, действуют как бумажные, так и электронные документы в зависимости от штата и выбора субъекта».

 

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Loading...
Яндекс.Метрика