Приложение Бетера на Андроид

Нефть для Беларуси: тонкий подсчет

Опубликовано: 12/08/2010 - 11:20

Какова истинная стоимость венесуэльского черного золота, поставляемого в республику, где еще наша страна может найти нефть взамен российской, и есть ли возможность у Беларуси отказаться от неё вообще?.. 


Почем "нефть для народа" рассказал в интервью Еврорадио экономист Сергей Чалый.

После того, как Белстат опубликовал цены, по которым Беларусь покупает нефть у Венесуэлы, ряд СМИ посчитал ее слишком дорогой. "Но в отчетах статкомитета прописаны контрактные цены - то, на что стороны договаривались. А они отличаются от фактических", - отмечает эксперт.

Чтобы высчитать стоимость венесуэльской нефти, в первую очередь нужно брать ее плотность (примерно 131,6 г/м3) и вычисляем, что в тонне получается примерно 7,6 баррелей (1 тонна / 131,6 г/м3 = 7,59 барреля). Венесуэльская нефть легче не только российской, но и американской!

Согласно условиям контракта, мы приобретаем венесуэльскую нефть в Одессе. Это так называемый CIF — cost, insurance, freight. Значит, минус 1,25 миллиона долларов на танкер в 80 тысяч тонн нефти, за транспортировку которой мы не платим. Или примерно по 15 долларов на тонну. И мы получим 71 доллар за баррель или 540 долларов за тонну вместо 656, озвученной Белстатом. Это немного дешевле мировой цены.

Если же разделить 656 долларов за тонну на 7,6 баррелей, получится 86,3 доллара за баррель. Примерно столько нефть стоила в мае, когда Беларусь и Венесуэла подписывали контракт на ее поставку.

Сложно судить, дешевле ли Беларуси обходится российская нефть. "Мы знаем лишь среднюю стоимость российской нефти. А о том, сколько ее в Беларусь сейчас поставлено с экспортной пошлиной, а сколько без нее — наверняка не знаем. Видимо, все поставки, которые до этого происходили, были без пошлины. И, таким образом, российская нефть пока что получается дешевле венесуэльской. Но если к ее стоимости будет добавляться российская экспортная пошлина, ситуация изменится на противоположную», - говорит С.Чалый.

Для торговли продуктами переработки венесуэльской нефти создано совместное белорусско-венесуэльское предприятие "Петройл ВБ, С.А.". "Это свидетельствует о том, что проект стремительно развивается. И уже больше никто не воспринимает его как пропагандистский блеф - если бы так было, то все закончилось бы подписанием договора", - считает экономист.

И то, что очередной танкер пошел северным маршрутом – через эстонский порт Мууга, доказывает, что Беларусь действительно собирается до конца года законтрактовать все 4 миллиона тонн венесуэльской нефти.

Давно было подсчитано: если бы нефть шла только через Украину, Одесский порт должен был бы принимать 7 танкеров ежемесячно. Но на такое количество нефти у украинской железной дороги попросту не хватает цистерн. Последний танкер, пришедший в Одессу, даже некоторое время ждал, пока цистерны из-под нефти не вернутся из Беларуси. Одесса может принять максимум 4 танкера в месяц

"Северный маршрут поставки более выгоден, поскольку от балтийских портов до Новополоцкого НПЗ ближе, чем от Одессы - до Мозырского завода. И хоть порт Мууга находится дальше всех остальных балтийских портов, все равно железной дорогой до Новополоцка - около 850 км, то есть на 200 км ближе, чем от Одессы до Мозыря", - констатирует С.Чалый.

Кроме того, морем до Мууги ближе и дешевле, чем до Одессы. Если средний фрахт до Одессы стоил 1 миллион 250 тысяч долларов, то до Мууги - около 950 тысяч. Это существенное сокращение расходов, хоть и венесуэльских.

К тому же северный маршрут позволяет одним танкерам доставлять в полтора раза больше нефти, чем южный. 

По мнению С.Чалого, не последнюю роль в выборе порта сыграли и тарифы на железнодорожные перевозки - все балтийские страны их в последнее время повышали, а в Эстонии есть практика эксклюзивных скидок для серьезных клиентов.

Несмотря на то, что доход от переработки и торговли венесуэльской нефтью не очень велик, она необходима, в первую очередь, чтобы не остановились белорусские заводы. "Поскольку когда они не работают - их прибыльность и, соответственно, стоимость стремится к нулю. Это и есть традиционная тактика России - оставить интересующие ее предприятия на "голодном пайке", а потом дешево купить", - считает эксперт.

Емкость наших ПНЗ примерно по 10-11 миллионов тонн в год. 6,3 из них мы без экспортных пошлин получаем из России. Возникает вопрос: где взять еще 15 миллионов тонн? Для этого существуют южный и северный маршруты. 

По северному маршруту через балтийские порты и неиспользуемые сейчас ветки "Дружбы" у Беларуси есть возможность загрузить Новополоцкий НПЗ. Северное ответвление нефтепровода "Дружба" пока что заканчивается в Новополоцке. Но на самом деле оно протянуто до Балтийского моря. 

Тем более, что в 2011 году Россия обещает запустить БТС-2, чтобы из Унечи, где разветвляется нефтепровод "Дружба", нефть шла в обход Беларуси, по территории России, до Приморска. Если эта ветка "Дружбы" от Полоцка до Унечи освобождается - тогда сможет заработать балтийское плечо нефтепровода, с помощью которого можно загрузить венесуэльской нефтью Новополоцкий НПЗ.

Помимо совместных предприятий с Венесуэлой, Беларусь больше года назад создала СП с Ираном - "Белпарс Петролеум Компани Лимитед", где есть возможность добывать еще 1,3 миллиона тонн в год. Плюс, возможно, мы наладим поставки азербайджанской нефти нефтепроводом "Баку - Супса" и по внутренней акватории в Одессу. Также на юге открываются перспективы с участием в польско-украинском совместном проекте "Сарматия" и эксплуатацией нефтепровода "Одесса - Броды". Эти составляющие позволят загрузить на полную мощь Мозырский НПЗ.

"Теоретически мы целиком можем заместить российскую нефть, обремененную пошлиной. Это очень хорошо: Россия теряет возможности для энергетического шантажа и больше не будет называть Мозырский НПЗ "металлоломом", который можно купить "почти задаром", - констатирует эксперт.

Оригинал интервью:Newsland
 

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика