Китайские производители могут обойти Беларусь по пути в Европу

Опубликовано: 26/07/2010 - 15:00

Идея организации сборки легковых автомобилей в нашей стране никак не может получить должного развития. Для создания эффективного производства легковых автомобилей в Беларуси нужны сильные протекционистские меры со стороны государства, считают эксперты.

 

"Не стоит бояться здорового протекционизма при защите собственных экономических интересов. Без сильных протекционистских мер со стороны государства невозможно развернуть эффективное производство легковых автомобилей в стране", - такое мнение высказал в беседе с корреспондентом БелТА руководитель совета дистрибьюторов китайских автопроизводителей в Беларуси, директор ООО "Китайские автомобили" Сергей Варивода.

По итогам совещания у Президента 25 июня 2010 года по вопросам расширения сотрудничества с Китаем принято постановление правительства от 14 июля 2010 года №1053 "Об организации работы по сотрудничеству с Китайской Народной Республикой". А в марте нынешнего года Беларусь и Китай подписали рамочное межправительственное соглашение об активизации двустороннего торгово-экономического сотрудничества, в приложении к которому есть перечень текущих проектов. Среди них - создание производства легковых автомобилей с участием производителей КНР. Об этом проекте шла речь и на заседании белорусско-китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству 8 июня в Минске.

Таким образом, политическая воля руководства страны налицо. Но проект почему-то вязнет, и дальше разговоров дело не идет. "Инвесторы выжидают, а белорусская сторона пока не сумела предложить привлекательные условия для прихода на рынок", - считает С.Варивода.

Он согласен с мнением экспертов, которые предупреждают о нелегкой судьбе возможного белорусско-китайского детища на рынке соседней страны-партнера по Таможенному союзу - России. С. Варивода также признает, что для поддержки проекта возможны и меры нерыночного характера. "Наверное, мало кто станет спорить, что трудно назвать рыночной политику большинства стран, особенно в период кризиса. Или мы не сталкиваемся ежедневно с фактами жесткого протекционизма и защиты собственных экономических интересов даже со стороны ближайших соседей?" - заметил собеседник. В этой связи, считает он, и нужны сильные протекционистские меры со стороны государства.

По данным ГТК, в докризисном 2008 году в Беларусь импортировано 200,3 тыс. автомобилей на общую сумму $1,49 млрд. А ведь этот рынок мог бы заполнить отечественный товаропроизводитель. "Но в Беларуси, к сожалению, желая создать собственное производство легковых автомобилей, за прошедшие с момента постановки этой задачи годы мы лишь отодвинулись от ее решения", - сказал Сергей Варивода.

Приходится констатировать, что рынок продаж автомобилей отдан на откуп серому бизнесу физических лиц. "Ощутимой либерализации в сфере регулирования деятельности автомобильной отрасли нет. А те небольшие изменения, которые произошли на нормативном уровне, явно недостаточны или уже минимизированы", - считает эксперт. Масштабы теневого автосервиса и неконтролируемые потоки запасных частей к автомобилям вызывают тревогу даже у бизнеса.

 

Потребители бэушных автомобилей устремились в общества по защите прав потребителей и суды: покатавшись, они возвращают машины и требуют компенсаций. Все это происходит на глазах потенциальных партнеров-инвесторов и вызывает у них обоснованные сомнения в целесообразности прихода на белорусский рынок, отметил С. Варивода.

При этом он признает, что китайские партнеры - трудные переговорщики. "А кто - легкие? Я не призываю безоглядно броситься в объятия китайского бизнеса. Съедят. И китайские автомобили не бесспорны по качеству. Но бесспорно то, что развиваются китайские автокомпании гигантскими темпами", - сказал автодилер.

Да, у сотрудничества с Китаем в части организации совместной сборки автомобилей достаточно минусов. Но они несоизмеримо малы по сравнению с очевидными выгодами. "Потянем еще время - китайцы обойдут нас по пути в Европу", - убежден руководитель совета дистрибьюторов китайских автопроизводителей в Беларуси. Например, компания Great Wall Motor Co в 2010 году открывает сборочный завод в Болгарии, третий год продает свою продукцию в Италии, разворачивает сервисно-сбытовую сеть в странах Балтии.

В Беларуси же который год ведется дискуссия о качестве этих автомобилей. Европейцы выдают китайцам Одобрение типа транспортного средства для доступа на рынок Европейского союза, а белорусские суды принимают решения о возврате изготовителю "некачественных" китайских автомобилей.

В этой связи хочется надеяться, что очередной сигнал от руководства страны по этому проекту трансформируется на уровне ответственных исполнителей ключевых министерств в конкретные действия, выразил надежду Сергей Варивода.

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет
Загрузка...

Новости по теме

Яндекс.Метрика