Белорусский аэропорт доверят россиянам

Опубликовано: 27/05/2013 - 07:00

Беларусь хочет в срочном порядке реконструировать главный аэропорт страны, но обязательно за счет иностранных инвесторов. Совместный проект с китайцами уже провалился, и теперь правительство страны уговаривает россиян вложить в реконструкцию «Национального аэропорта «Минск» $100 млн. Инвестором может стать российская AEON Corporation, которую контролирует советник Игоря Сечина, крупный бизнесмен Роман Троценко.

Белорусское правительство предложило двум российским компаниям в качестве инвесторов принять участие в реконструкции «Национального аэропорта «Минск». Прежде размещенный за пределами столицы аэропорт именовался «Минск-2», но после принятия решения о закрытии расположенного неподалеку от центра города аэропорта «Минск-1» единственный международный аэропорт Беларуси был переименован в «Национальный аэропорт «Минск».

Вопрос участия россиян в проекте реконструкции и развития белорусского аэропорта обсуждался 22 мая во время встречи Михаила Мясниковича с руководителями российских AEON Corporation Романом Троценко и ООО «Новапорт» Сергеем Рудаковым.

Вечером того же дня пресс-служба правительства Беларуси сообщила: «Во время встречи рассмотрены вопросы сотрудничества с данными компаниями, возможности привлечения инвестиций в развитие «Национального аэропорта «Минск», создания на его базе международного транзитного узла между городами России, стран СНГ и странами Европы». Также в сообщении сказано: «Речь также шла о возможности открытия новых маршрутов национальной авиакомпании "Белавиа" и создании в Беларуси современной авиаремонтной базы».

На следующий день Михаил Мясникович доложил Лукашенко о встрече с российскими инвесторами. Как сообщила теперь уже пресс-служба президента, «объем инвестиций с их стороны может составить предположительно около $100 млн. Кроме того, Национальный аэропорт и компания "Белавиа" включаются в сеть аэропортов и авиакомпаний, что повысит эффективность их работы на рынке авиаперевозок». По информации БелТА, «Александр Лукашенко в целом поддержал эти предложения, и через полтора месяца правительство должно представить соответствующий бизнес-план и проект инвестиционного договора».

Понятно, что правительство очень торопится, так как обновленный аэропорт будет востребован уже в 2014 году, когда в Минске пройдет Чемпионат мира по хоккею. Между тем, «Национальный аэропорт «Минск» уже успел «прославиться» как провальный инвестпроект. Прежде его уже пытались реконструировать совместно с Китаем. 

Постановлением Совета министров РБ №1347 от 20 сентября 2010 года было одобрено подписание контракта Департаментом по авиации Минтранса с генеральным подрядчиком – Всекитайской импортно-экспортной корпорацией точного машиностроения по проекту в Национальном аэропорту «Минск». Соглашение предусматривало реконструкцию аэровокзального комплекса аэропорта, создание международного пассажирского терминала, оборудование аэропорта системами безопасности и оповещения и строительство второй взлетно-посадочной полосы с возможностью приема самолетов Airbus А380.

Проект даже начал реализовываться, но предусмотрительный Китай выдал под это дело связанный кредит – то есть все строительство должно было вестись из китайских материалов и китайскими рабочими. Спустя некоторое время выяснилось, что строительство ведется на очень низком уровне, а о качестве выполненных китайцами работ говорить вообще не приходилось. После этого контракт был расторгнут.

Правда, белорусский президент описал эту проблему несколько иначе. В апреле, встречаясь с депутатами белорусского парламента, Александр Лукашенко признался, что вопрос реконструкции аэропорта «бездарно затянули». «Конечно, затянули этот вопрос, но не только по своей вине. Мы рассчитывали это сделать за счет китайских кредитов. ... Мы согласовали кредиты, недорогие, – заявил Лукашенко. – А потом они реальную цену увеличили в два раза, и мы сказали: "Хоть вы наши друзья, но мы с вами работать не будем". В этом году задача – привести в порядок существующую взлетно-посадочную полосу. И думаю, что в этом году мы решим вопрос со строительством новой полосы и нового терминала. Уже есть предложения россиян по терминалу. Вот посмотрим, может, они построят терминал, а взлетно-посадочную полосу мы сами построим».

И вот теперь стало, наконец, понятно, о каких именно россиянах идет речь. Любопытный момент: с июля 2012-го Роман Троценко работает советником главы госкомпании «Роснефть» Игоря Сечина. А меньше двух недель назад, 16 мая, Игорь Сечин по приглашению Лукашенко посетил Минск. По официальной версии, разговор шел о поставках в Беларусь дополнительных объемов российской нефти. Но нельзя исключать, что где-то за кулисами был поднят и вопрос о реконструкции «Национального аэропорта «Минск». 

Мнения экспертов

«Соотношение предполагавшихся китайских инвестиций и российских ($600 млн и $100 млн соответственно) заставляет усомниться в реальности планов масштабной реконструкции и самого здания аэропорта и ВПП. Скорее, дело ограничится только зданием. И то, если дойдет до реальной работы, – считает Андрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog. – Как мне кажется, проблема в том, что экономическая целесообразность проекта пока сомнительна. Пассажиропоток не позволяет рассчитывать на приемлемые сроки окупаемости инвестиций в расширение пропускной мощности аэроузла. Говоря проще, услуги «Минск-2» не востребованы. Для начала следовало бы загрузить то, что уже построено и фактически пустует. При проектной пропускной способности аэропорта в 5,8 млн пассажиров он даже на пике был заполнен лишь на 40% (2,2 млн пассажиров в 1990-м), а в прошлом году – чуть больше 1,8 млн пассажиров. Надо думать не о новых полосах и зданиях, а об изменениях визовой политики и страновом маркетинге, чтобы нарастить въездной туризм в Беларусь. А пока эти «аэродромные» прожекты все больше напоминают попытку построить очередную потемкинскую деревню».

Российские эксперты рынка авиаперевозок согласны с тем, что с финансовой точки зрения проект не выглядит перспективным.

«Я не исключаю, что на самом деле $100 млн, которые AEON Corporation вложит в реконструкцию Наионального аэропорта «Минск», – это не бизнес-проект, это такой «входной билет» на белорусский рынок, – говорит Сергей Фомичев, эксперт Ассоциации участников авиационной и авиатранспортной деятельности «Аэроград» (Россия). – А каковы реальные бизнес-интересы этой группы, сейчас говорить сложно. Это может быть даже бизнес на речных портах и речных грузоперевозках между Беларусью, Украиной и Польшей – по крайней мере, я о таком слышал»

Справка БДГ

В январе-марте 2013 года РУП «Национальный аэропорт «Минск» обслужило более 354 тыс. пассажиров, что на 15,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Кроме того, обработано 2,4 тыс. тонн груза (рост на 26,7%). За этот период в/из Национального аэропорта Минск было выполнено 3 тыс. 230 рейсов.

Группа AEON Corporation создана известным российским предпринимателем Романом Троценко (№117 в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes, состояние – $950 млн). Выручка компании в 2012 году составила более $1,7 млрд. Компания владеет, в частности, аэропортовым холдингом «Новапорт», несколькими речными портами, пароходствами и судостроительными активами, есть активы в сфере коммерческой недвижимости. В 2012 году аэропорты «Новапорта» обслужили 6,2 млн пассажиров.

C октября 2009-го по 2012 год Роман Троценко был президентом государственной Объединенной судостроительной корпорации. В июле 2012-го Троценко назначили советником президента госкомпании «Роснефть» Игоря Сечина.

Компания «Новапорт» реализует проекты строительства и реконструкции объектов аэропортовой инфраструктуры и входит в группу AEON Corporation. Группа осуществляет инвестиции в различных отраслях промышленности, транспорта, строительства и сервиса. В частности, проекты АЕON успешно реализуются на территории России, Германии, Нидерландов, Украины и Казахстана.

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет
Загрузка...

Новости по теме

Яндекс.Метрика