Приложение Бетера на Андроид

Промышленное пике

Опубликовано: 24/06/2015 - 13:20

По данным статистики, за первых пять месяцев года объем промышленного производства в Беларуси сократился на 7,7% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Прошлогодний, 2014-го, пятимесячный период был также минусовым (-1,3% к январю-маю 2013-го), как и еще более ранний, 2013-го, минус 4,2% (к январю-маю 2012-го). То есть, промышленность падает третий год подряд и возвращается к уровню 2010-го года, а в долларовом эквиваленте стремится к 2007-му.

При этом надо еще учесть, что объемы поставки дешевой нефти из России в Беларусь выросли, а нефтеперабатывающая отрасль в Беларуси - одна из наиболее валообразующих, так что падение пришлось как раз на те субъекты промышленности, продукция которых не привязана к нефтяной трубе.

Рис.1. Изменение объема промышленного производства Беларуси за период к соответствующему периоду прошлого года, с 2003-го года (данные - ежемесячные бюллетени НБРБ)

Исходя из официальных данных по промышленному производству за период с начала года, расчетный результат работы белорусской промышленности в мае - минус 8,4%. Это второй, по величине месячного падения промышленности, результат в этом году после мартовского (март 2015-го - минус 10,0% к марту 2014-го) и шестой месяц подряд с минусовым значением.

Учитывая сложившуюся внутри- и внешнеэкономическую ситуацию и более высокую, в дальнейшем, сравнительную базу («плюсовые» месяцы прошлого года, особенно второй его половины), отрицательная динамика не просто сохранится - она усилится.

Рис.2. Изменение объема промышленного производства в Беларуси, помесячно, к соответствующему месяцу предыдущего года, в ценах прошлого года, в 2014-15 гг, +/- %

Объем произведенной продукции в промышленном секторе белорусской экономики в мае, по предварительным данным, составил Br58,76трлн. По средневзвешенному курсу доллара в этом месяце (14122 Br/$, по данным Национального Банка) долларовый эквивалент - $4,16 млрд. В мае прошлого года было $5,68 млрд, а после девальвации национальной валюты стало меньше $4 млрд (январь - $3,67 млрд). Но во многом благодаря последующему укреплению белорусского рубля к доллару (рыночный курс в январе был 14800 Br/$), $-эквивалент увеличился. Без этой ревальвации он так и не вышел бы в мае за пределы $4 млрд.

Рис.3. Объем промышленного производства Беларуси в 2014-15 гг по месяцам, Br трлн и $ млрд

Долларовый эквивалент объема промышленного производства в мае 2015-го упал до уровня 2008-10-го гг. Май 2015-го выше лишь мая 2011-го (исключительно из-за сильнейшей девальвации рубля в период валютно-финансового кризиса того года) и мая 2009-го (из-за разовой девальвации января 2009-го и тогдашнего мирового экономического кризиса). Не исключено падение долларового эквивалента в ближайшее время и до уровня 2007-го года, тем более что доллар в Беларуси заметно подорожал.

Рис.4. Объем промышленного производства Беларуси в Br трлн и в $ млрд в мае, 2003-2015 гг

В материальном выражении падение объемов производства промышленной продукции сейчас больше, чем было во время мирового экономического кризиса 2008-09-го, и чем было в 2013-ом, когда закончился период эффекта девальвации 2011-го, и когда белорусская “нефтянка”, занимающая огромную долю в экономике страны, возвратилась в свои привычные объемы после “растворительно-смазочного периода”: производство нефтепродуктов в 2013-ом упало на четверть.

Рис.5. Изменение объема промышленного производства в Беларуси, помесячно, к соответствующему месяцу предыдущего года, с 2003-го года, %

Но если судить по долларовым ценам на продукцию промышленности, то их падение в 2009-ом было более сильным, чем сейчас, что связано с более глубоким в то время падением цен на нефть, до $40 за баррель. А значит, цены так упали и на белорусские нефтепродукты, выручка от продажи которых - наибольшая среди всех остальных белорусских товаров.

Падение долларовых цен на товары белорусской промышленности было сильным и в 2011-ом, что связано было исключительно с тогдашней девальвацией белорусского рубля. Но период тех низких долларовых цен был кратковременным: инфляционное восстановление произошло очень быстро, ведь падение это было только на белорусском рынке. А на мировых и на российском рынках не было никаких дефляционных процессов, как было в 2009-ом или как происходит в настоящее время.

Сегодняшний же $-дефляционный период для промышленности продлится, очевидно, дольше, чем в 2009-м: тогда цены на нефть почти восстановились до уровня средних 2008-го менее чем за год. Сейчас же они, вполне вероятно, будут находиться на теперешнем невысоком уровне более длительное время.

Рис.6. $-дефлятор - изменение долларовых цен на промышленную продукцию, помесячно, к соответствующему месяцу предыдущего года, с 2003-го года, %

Поэтому и долларовый эквивалент объемов промышленного производства Беларуси не скоро восстановится до уровня двухлетней давности. Тем более, что кроме низких цен на нефтепродукты, на размер выручки будет оказывать влияние и отсутствие роста непосредственно самих объемов производства, в материальном выражении. А это во многом связанно с рецессией в России, которая только набирает обороты. Ситуацию с увеличением объемов может изменить в лучшую сторону лишь увеличение поставок нефти в Беларусь из России.

Рис.7. Динамика долларового эквивалента помесячного объема промышленного производства Беларуси, с 2002-го, $ млрд

В годовом же формате долларовый эквивалент объема выпущенной (за 12 месяцев) промышленной продукции ($57,2 млрд за период «июнь 2014-го - май 2015-го») опустился до дна 2011-го года, находясь уже ниже пиковых уровней 2010-го и 2008-го, и стремится к дну 2009-го (он же - уровень конца 2007-го), видимо, достигнув его в текущем году.

Рис.8. Динамика годового (за 12 месяцев, «скользящий год») объема промышленного производства в Беларуси, с 2003-го года, $ млрд экв.

Пиковый объем 2012-го - это результат эффекта сильнейшей девальвации белорусского рубля к российскому в 2011-ом, резкого роста объемов нефтеперегонки в “растворительно-смазочный” период и тогда еще пользования емким российским рынком. Повторить это возможно только в таких же условиях. Пока же видим отсутствие девальвации к российскому рублю, сохранение объемов переработки нефти на прежнем уровне и рецессию в России.

Объем годового (за последние 12 месяцев) промышленного производства в реальном, материальном, выражении вошел в мае в отрицательную зону и в дальнейшем “минус” будет увеличиваться, тем более, что через несколько месяцев закончится низкая прошлогодняя сравнительная база (шесть предыдущих “плюсовых” месяцев - именно за счет то самой низкой сравнительной базы).

Рис.9. Изменение годового (за последние 12 месяцев) объема промышленного производства в Беларуси, с 2003-го года, помесячно

Объемы промышленного производства в Беларуси сейчас в реальном выражении более чем в 2 раза превышают объемы 2002-го года (в долларовом эквиваленте - почти в 4 раза). Но этот уровень был достигнут еще в 2010-ом, то есть сегодняшний материальный объем промышленного производства соответствует таковому 5-летней давности. Дальнейшее его падение вернет промышленность Беларуси в 2008-й год.

Рис.10. Динамика объема промышленного производства в реальном выражении, помесячно, нарастающим итогом, 2002 год=1

Последние два года происходит уменьшение вклада промышленности в создание ВВП, что видно на графике сравнения объема промышленной продукции с объемом ВВП. Меньше, чем объем ВВП, выпуск промпродукции был в кризисном 2009-ом и сейчас, в 2015-ом, выше - в девальвационном 2011-ом и “растворительно-смазочном” 2012-ом.

Рис.11. Сравненительная динамика годовых (за последние 12 месяцев, “скользящий год”) объемов промышленного производства и ВВП, $млрд

Подушевой размер создаваемой промышленностью добавленной стоимости и доля обрабатывающей промышленности в валовой добавленной стоимости, создаваемой всей экономикой страны, находятся на уровне, не позволяющем говорить о Беларуси как о промышленной стране.

В 2014-ом году и январе-мае 2015-го вклад обрабатывающей промышленности в создание валовой добавленной стоимости - 23,2%. Меньшая доля была только в 2013-ом (за год) - 23,1%. По итогам 2011-го года, в котором девальвация простимулировала промышленное производство, было 28,1%, в 2012-ом - 26,1%.

Исходя из годового валового объема добавленной стоимости в $60 млрд (в 2014-ом до девальвации было больше - $67 млрд) и 23,2%-го вклада в ней обрабатывающей промышленности, номинальный размер создаваемой промышленностью добавленной стоимости за год сейчас не более $14 млрд (до девальвации было $15,5 млрд). Что в расчете на одного гражданина страны менее $1500 (максимум был до девальвации - $1650) в год.

Для сравнения, такой же показатель в “деиндустриализованной” Литве - чуть ли не в 2 раза выше - 2800 $/чел. (По официальным данным литовской статистики добавленная стоимость обрабатывающей промышленности (лит. - “Apdirbamoji gamyba”, англ. - «manufacturing») за последние 4 квартала - €6,537 млрд, что эквивалентно $8,29 млрд). Правда, доля обрабатывающей промышленности там в валовой добавленной стоимости меньше - ок. 20%.

При этом очевидно, что в Беларуси промышленность, особенно крупная, сохранена и присутствует в намного больших объемах, чем в Литве, закрывшей даже атомную станцию, а единственный литовский НПЗ (принадлежит польской группе «Orlen”) работает на нефти по мировой цене.

Согласно данным статистики, добавленная стоимость, создаваемая белорусской промышленностью ($14 млрд) - это лишь ¼ от валового объема промышленного производства ($57,2 млрд за последние 12 месяцев). Эти цифры говорят о меньшей доходности (создании меньшей добавленной стоимости на единицу валового объема производства) белорусской промышленности, что есть результат сохранения большого числа фактически убыточных производств.

Оцените эту статью: 
Средняя: 4.4 (15 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика