Приложение Бетера на Андроид

Приватизация-2015: значимые объекты продать не удастся

Опубликовано: 20/02/2015 - 10:30

Приватизацию в ее классическом понимании – как переход госимущества к частному собственнику – предлагается заменить доверительным управлением предприятиями, а также передачей их в долгосрочную аренду, причем многие объекты, запланированные к приватизации, продать, скорее всего, не удается. Об этом заявил на прошедшей в Минске пресс-конференции руководителей Госкомимущества глава ведомства Андрей Гаев . 

Он также отметил, что Госкомимущество Беларуси сейчас завершает формирование единого реестра государственного имущества и создание высокоточной геодезической сети. Однако из-за нехватки бюджетных средств на картографические работы карты местности обновляются медленнее, чем устаревают. По словам Гаева, на сегодняшний день уже 74% топографических карт не отображают реальное состояние местности. Решить эту проблему в Госкомимуществе рассчитывают с помощью снимков, полученных с Белорусского космического аппарата («БелКА-2»).

Еще более важной признана работа над учетом государственной собственности. «Завершается процесс формирования единого реестра государственного имущества. Сейчас он содержит информацию о более чем 850 тыс. объектов, или около 123 млн кв. м площадей», – пояснил Андрей Гаев. Этот реестр будет интегрирован с единым государственным регистром недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. «В ближайшем времени мы надеемся завершить эту работу. Не зная, чем ты владеешь, невозможно этим эффективно управлять», – констатировал председатель Госкомимущества.

Андрей Гаев признал, что многие объекты, запланированные к приватизации, продать не удается. Что вполне понятно – в первую очередь государство пытается избавиться от нерентабельных, убыточных предприятий и имущественных комплексов. Тех самых, которые и даром никому не нужны. «Многие из этих объектов, надо признать, являются неликвидными. И, более того, в связи с непродажей ряда объектов в течение ряда лет происходит определенное наслоение, – сказал Гаев. – Объект переходит из одного года в другой, и эффективность его снижается».

Как рассказал глава Госкомимущества, в приватизационный список на 2015 год включены 64 хозяйственных общества и четыре республиканских унитарных предприятия. Однако назвать хоть какие-то из них глава ведомства отказался, сославшись на то, что план еще до конца не утвержден – идут согласования с министерствами. «Это план для работы, это не догма. По каждому объекту работа будет проводиться, – сказал Гаев. – Этот список служит отправной точкой для последующей работы по поиску инвесторов. Это не исключает работы и по остальным ОАО. Если будет найден инвестор, который будет готов вложить средства в развитие любого акционерного общества, эти вопросы всегда будут рассматриваться. Это не списки ради списков, чтобы потом по ним отчитаться. Тем более в последние годы были проблемы с реализацией таких планов».

Однако если продать запланированное в нынешнем году все-таки получится, бюджет сможет получить $850 млн. «Но для этого надо принять решение, найти инвестора, реализовать и получить эти средства. Мы будем вести работу совместно с другими госорганами», – заверил председатель Госкомимущества.

При этом, как признался Андрей Гаев журналистам, по-настоящему значимые для белорусской экономики предприятия в приватизационный список на 2015 год не вошли. «Так называемых голубых фишек в списке на приватизацию вы не найдете. В списке на 2015 год – обычные акционерные общества. Предложения выработаны государственными органами по возможной реализации того или иного пакета акций с целью привлечения инвестора и развития этих акционерных обществ», – сказал он.

Сегодня в государственной собственности остается более 2.300 унитарных предприятий и 1.850 ОАО, акциями которых владеет государство (в 73% из них – контрольным пакетом). Глава Госкомимущества напомнил, что по решению президента приватизация госпредприятий в Беларуси носит «точечный» характер. Но не смог пояснить, в чем тогда смысл составления ежегодных списков подлежащих приватизации предприятий – тем более, если такие списки все равно не выполняются.

Зато Андрей Гаев признал, что за счет приватизации государство обязательно должно получить назад средства, прежде вложенные в предприятия, которые по итогу так и остались убыточными: «Однозначно должен быть индивидуальный подход к каждому предприятию, каждому инвестору. Сформированы взвешенные решения – и по погашению задолженности продаваемых предприятий, и по сохранению или увеличению рабочих мест, и по обеспечению роста производства. То есть любая приватизация должна принести однозначно положительный эффект для государства».

По словам Гаева, ежегодно в поддержку госпредприятий вкладывались большие средства. Причем количество таких предприятий росло: в 2011 году их было 117, в 2013-м – уже 279. Для сравнения: ведомство провело анализ работы 109 предприятий, приватизированных в 2011-2014 годах. Как признал чиновник, «Можно сказать, что проданные предприятия работают, большинство – неплохо. И самое важное – не пользуются господдержкой. 62% ОАО имеют положительную рентабельность, и все находятся в стадии модернизации».

Однако самое важное заявление руководства Госкомимущества осталось почти незамеченным журналистами. Говоря о подходах к приватизации, Андрей Гаев сказал: «В качестве альтернативы [приватизации] мы видим такие варианты, как внедрение доверительного управления акциями и предприятиями как имущественными комплексами, а также долгосрочную аренду предприятий». То есть передавать предприятия новым собственникам государство не хочет, а деньги очень нужны – вот и придумываются различные суррогаты приватизации.

Кроме того, диалог обозревателя БДГ с представителями Госкомимущества на пресс-конференции подтвердил невеселую истину: белорусские чиновники до сих пор считают, что «рыночная цена» – это не та цена, которую готовы заплатить за товар участники рынка, а та, которую назначил собственник по принципу «очень деньги нужны». Предметом разговора стал госпакет (51%) акций МТС-Беларусь, который не удается продать с лета 2011 года.

БДГ: - В июне 2011 года Лукашенко лично отдал правительству распоряжение продать принадлежащий государству 51% акций сотового оператора МТС-Беларусь за $1 млрд. С тех пор состоялось несколько попыток это сделать. Проводились дорогостоящие презентации, созывались инвесторы, которые иногда приходили, иногда нет, но ничего не покупали. Правительство по-прежнему требует за пакет акций почти миллиард долларов, никто на рынке (даже включая российский МТС) не готов заплатить более $350-400 млн. Скажите, как долго это еще будет продолжаться? Может, все-таки стоит продать пакет по рыночной цене?

Андрей Гаев: - Речь как раз и идет о том, чтобы продать по рыночной цене. При оценке имущества оценщики основываются на требованиях законодательства, которые основаны на международных стандартах оценки. И, используя подходы, о которых говорит глава государства, реализовываться все будет по рыночной стоимости в интересах Республики Беларусь. Работа в отношении этой структуры (МТС) будет продолжаться. Вопрос с повестки дня не снимался, и в этом году мы продолжим поиск покупателя.

БДГ: - Но если миллиард все равно не дают, если рыночная стоимость этого пакета очевидно намного ниже, может стоит исходить из того, сколько дают за этот пакет акций на рынке?

Дина Соколовская, начальник управления оценки Госкомимущества: - Дело в том, что рыночная стоимость была определена в 2011 году, и она учитывает состояние рынка на момент оценки. Прошло какое-то время, но пока правительство не приняло решение о том, чтобы снизить стоимость этого пакета.

Алексей Васильев, первый зампредседателя Госкомимущества: - Мы пока не можем говорить о конкретных сроках нового выставления госдоли в СООО «МТС» на продажу, но эта работа над этим вопросом будет продолжаться.

Справка БДГ:

Первоначально Госкомимущество Беларуси планировало провести аукцион по продаже госдоли в СООО «МТС» 1 декабря 2011-го при начальной цене в $1 млрд. Затем торги были перенесены на 23 декабря, но в итоге их и вовсе отменили из-за отсутствия заявок на участие. Тогда же российская МТС отказалась от участия в аукционе, сочтя цену актива неадекватной. Российский оператор подтвердил заинтересованность в сделке, но предлагал провести независимую рыночную оценку.

В сентябре 2012 года ГКИ вновь начало подготовку к аукциону, в ноябре была проведена презентация актива для инвесторов. Однако продажа вновь не состоялась – никто не подал заявки. Но в конце ноября 2012-го президент Беларуси подтвердил свое требование продать госдолю в МТС не менее чем за $1 млрд.

19 сентября 2013-го состоялась очередная презентация СООО «МТС». Ее посетили представители ОАО «МТС», «Ростелеком», Nokia Siemens, ZTE и Huawei, а также белорусского оператора «Велком» (принадлежит Telekom Austria). Но последовавший в феврале 2014 года конкурсный отбор инвесторов для продажи госдоли Беларуси в МТС не состоялся – опять из-за отсутствия заявок на участие в нем. Хотя на этот раз правительство пошло на уступки: стоимость госпакета снизили до $863 млн.

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (6 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика