Приложение Бетера на Андроид

Май - деньги с депозитов снимай

Опубликовано: 16/06/2015 - 12:52

Период долларовых сверхприбылей от размещения дорожавших с января белорусских рублей на высокодоходных срочных банковских депозитах, и продолжавшийся более трех месяцев, закончился в мае долларовыми убытками от ускоренного ослабления национальной валюты, а чистый приток на такие депозиты сменился чистым оттоком. И только начисленные за месяц проценты немного подняли итоговый объем остатков средств на рублевых вкладах населения.

Несмотря на то, что теперь единственно доходными стали депозиты в иностранной валюте, в мае в этом секторе также произошел отток, причем такой, что снизил к концу месяца даже валовые остатки валюты на этих счетах. Здесь, видимо, причина в надежде на скорый возврат прежней ситуации, поэтому люди и не спешили в мае размещать свои сбережения в валютные вклады, а держали валюту наготове в наличном виде.

Срочные депозиты в национальной валюте

В междевальвационный период срочные рублевые депозиты являются для населения самым доходным финансовым инструментом в Беларуси. Но во время девальваций - убыточным видом долгосрочных сбережений, когда скорость ослабления белорусского рубля превышает скорость процентного приращения остатков на депозите.

Средняя по стране процентная ставка по срочным рублевым вкладам в мае резко снизилась и составила 31,1% годовых (2,59%-ный прирост вклада за месяц без учета капитализвции процентов), в апреле было 38,4% годовых (+3,20% к телу вклада за месяц).

Рис.1. Динамика средних процентных ставок по всем срочным депозитам в национальной валюте для физических лиц в период после кризиса 2011-го года, % годовых

Курс доллара в Беларуси за отчетный месяц, исходя из итогов торгов на БВФБ в последний день месяца, понизился с 14270 Br/$ в конце апреля до 14890 Br/$ в конце мая. Ослабление белорусского рубля за месяц - 4,34%, что соответствует скорости девальвации 52,1% годовых. То есть, более чем в полтора раза больше, чем скорость процентного приращения на срочных рублевых депозитах.

В результате сверхвысокая долларовая доходность этих вкладов (выше 50% годовых), действующая в предыдущие три месяца, сменилась на долларовую убыточность в 20% годовых в мае. Это 4-й убыточный месяц из 43-х месяцев, прошедших с момента окончания кризиса 2011-го года, и 1-й после двухмесячного девальвационного периода декабря - января.

Рис.2. Динамика долларовой доходности/убыточности срочных депозитов в национальной валюте для физических лиц в период после кризиса 2011-го года, % годовых

Сумма остатков средств населения на срочных рублевых вкладах за май выросла на Br215 млрд. Это один из самых маленьких валовых месячных приростов за посткризисный (имеется в виду кризис 2011-го года) период.

Рост остатков на срочных рублевых депозитах физических лиц за 5 месяцев с начала года - Br7,801 трлн. Что на 68,2% превышает декабрьское снижение остатков.

Рис.3. Изменение остатков средств на срочных рублевых депозитах физических лиц за месяц в период после кризиса 2011-го года, +/- Br млрд

Хотя в долларовом эквиваленте декабрьское уменьшение остатков оказалось, все же, больше по значению, чем их последующее увеличение: в декабре курс доллара был на треть ниже, чем сейчас.

В декабре долларовый эквивалент остатков средств на срочных рублевых депозитах физических лиц снизился на $1 млрд - за счет девальвационных потерь и чистого оттока денег с вкладов. И еще почти на $100 млн в январе. За три же последующих месяца (февраль-апрель) прирост остатков в долларовом эквиваленте составил менее $600 млн. И вот в отчетном месяце вновь произошло снижение на $87 млн. Таким образом, к концу мая компенсировано лишь 45,7% декабрьско-январского снижения долларового эквивалента остатков на вкладах.

Рис.4. Изменение остатков средств на срочных рублевых депозитах физических лиц за месяц, в долларовом эквиваленте, в период после кризиса 2011-го года, $ млн

Исходя из средних процентных ставок по срочным депозитам физических лиц (рис.1) и сумм остатков средств населения на таких вкладах в конце апреля (Br34,821 трлн), расчетная цифра общего по стране процентного приращения рублевых депозитов в мае - Br902 млрд. Учитывая совокупный прирост остатков за месяц (Br215 млрд), получается, что в мае произошел чистый отток рублевого финансового капитала белорусов с срочных депозитов размером $687 млрд.

Рис.5. Структура изменений остатков средств на срочных рублевых депозитах физических лиц за месяц, в период после кризиса 2011-го года, +/- Br млрд

Конечно же, не вся сумма процентов капитализируется, поэтому эта расчетная величина чистого притока/оттока объема срочных рублевых вкладов населения не есть точная величина, но в целом по ее динамике можно судить о настроениях вкладчиков.

Всего за последние 43 месяца с окончания кризиса 2011-го года чистый приток средств на эти вклады зафиксирован в 22-х месяцах, а в 21-ом - чистый отток. Общая сумма чистого притока депозитов (без капитализации начисленных процентов) за весь этот период - Br16,28 трлн, чистого оттока - Br17,78 трлн, начисленных процентов - Br28,17 трлн. Итог - прирост на Br 26,67 трлн: с Br8,37 трлн в конце октября 2011-го до теперешних, на конец апреля, Br35,04 трлн.

В долларовом эквиваленте объем рублевых срочных вкладов населения вырос за 43 месяца на $1,368 млрд: с $985 млн в конце октября 2011-го до $2,353 млрд в конце мая 2015-го.

Прирост происходил за счет начисленных процентов, $-эквивалент которых составил за все это время $2,819 млрд (как сумма $-эквивалентов ежемесячных процентных приращений), чистого притока, суммарное значение которого за 22 плюсовых месяца - $1,677 млрд (тоже как сумма $-эквивалентов помесячных чистых притоков), а также курсового ревальвационного, когда белорусский рубль за месяц укреплялся (таких месяцев - 10), приобретения на $0,280 млрд. В сумме прирост тремя указанными факторами - $4,775 млрд.

Снижение же долларового эквивалента остатков средств на рублевых срочных депозитах физических лиц за 43-хмесячный период составило $3,414 млрд, и сложилось из чистого оттока за 21 минусовых месяца на $1,746 млрд (как сумма $-эквивалентов помесячных чистых оттоков) и курсовых девальвационных (когда белорусского рубля к доллару за месяц ослабевал, а таких месяцев - 33) потерь на $1,668 млрд (из которых около половины - это потери от недавно произошедшей декабрьско-январской девальвации).

В мае снижение остатков в долларовом эквиваленте на $87 млн сложилось из процентного приращения (плюс $61 млн), чистого оттока (минус $49 млн), но больше всего - из курсовых (девальвационных) потерь (минус $99 млн).

Рис.6. Структура изменений остатков средств на срочных рублевых депозитах физических лиц за месяц, в долларовом эквиваленте, в период после кризиса 2011-го года, +/- $ млн

В июне ставки по срочным рублевым депозитам для физических лиц продолжают снижение, и по итогам месяца средняя величина их по действующим договорам будет уже ниже 30% годовых. Значит, курсовые потери долларового эквивалента находящихся на вкладе рублей начнутся при подъеме курсе доллара выше 15250 Br/$. А на момент написания статьи курс уже выше - 15435 Br/$.

Поэтому, вероятно, в июне повторится майская ситуация: продолжится съем денег с депозитов (чистый отток), и, возможно даже, что его величина будет больше, чем сумма начисленных процентов. То есть прогнозируется дальнейшее валовое уменьшение остатков на срочных рублевых депозитах, а в долларовом эквиваленте - тем более.

Срочные депозиты в иностранной валюте

Средняя по стране процентная ставка по срочным вкладам в иностранной валюте (преимущественно в долларе) в мае не изменилась с прошлого месяца и составила 5,6% годовых (0,47%-ный прирост вклада за месяц без учета капитализации процентов).

Рис.7. Динамика средних процентных ставок по всем срочным депозитам в иностранной валюте для физических лиц в период после кризиса 2011-го года, % годовых

С учетом значительной (52,1% годовых) майской девальвации белорусского рубля (по результатам последних в месяце торгов на БВФБ), средняя по стране рублевая доходность депозитов в иностранной валюте оказалась в мае сильно положительной - плюс 58,0% годовых.

В феврале-апреле цифра ревальвации белорусского рубля (по итогам торгов на БВФБ в конце месяца) превосходила по значению цифру доходности валютных депозитов, из-за чего в эти месяцы фиксировалась рублевая убыточность валютных вкладов. А вот в январе и, особенно, в декабре, девальвационная волна создала очень высокую рублевую доходность с помощью курсового приращения тела инвалютного депозита.

Рис.8. Динамика рублевой доходности/убыточности срочных депозитов в иностранной валюте для физических лиц в период после кризиса 2011-го года, % годовых

Сумма остатков средств населения на срочных инвалютных вкладах за апрель уменьшилась на $13 млн. Это 5-е по счету снижение остатков в 43-х месячный период после кризиса 2011-го года и 2-е из 4-х месяцев после декабрьско-январской девальвации.

Рис.9. Изменение остатков средств на срочных инвалютных депозитах физических лиц за месяц в период после кризиса 2011-го года, +/- $млн

Ослабление белорусского рубля дает дополнительные приобретения в рублевый эквивалент инвалютных вкладов. И в мае как раз это и произошло, причем довольно существенно. В Br-эквиваленте (по итогам торгов на БВФБ в конце месяца, в декабре - по рыночному курсу) помесячное изменение остатков средств населения на инвалютных депозитах выглядит так:

Рис.10. Изменение остатков средств на срочных инвалютных депозитах физических лиц за месяц в Br-эквиваленте в период после кризиса 2011-го года, по курсу на последних в месяце торгах на БВФБ, +/- Br млрд

Средняя доходность инвалютного депозита (5,6% годовых) прирастила тело депозита за май на 0,47%. В целом по Беларуси сумма этого приращения, исходя из объема инвалютных вкладов населения на конец апреля, составила около $35 млн. Значит, учитывая валовое снижение остатков ($13 млн), чистый отток валютных средств населения из банков - $48 млн.

Всего за последние 43 месяца с момента окончания кризиса 2011-го года чистый приток средств на инвалютные депозиты зафиксирован в 32-х месяцах, а чистый отток - в 11-и. При этом расчетная сумма чистого притока депозитов за весь этот период - $3,123 млрд, чистого оттока - $0,487 млрд, начисленных процентов - $1,235 млрд. Суммарно - прирост на $3,870 млрд: с $3,655 в конце октября 2011-го до $7,525 млрд на конец апреля 2015-го.

Рис.11. Структура изменений остатков средств на срочных инвалютных депозитах физических лиц за месяц, в период после кризиса 2011-го года, $ млн

В условиях Беларуси, когда девальвация национальной валюты к доллару носит практически перманентный характер, главная ценность инвалютных депозитов не столько в процентном их приращении, сколько в малорисковой сохранности долларового эквивалента сбережений.

В рублевом эквиваленте основные прибыли валютных депозитов приходятся как раз на курсовые приобретения от девальвации белорусского рубля к доллару.

Рис.12. Структура изменений остатков средств на срочных валютных депозитах физических лиц за месяц, в Br-эквиваленте, а также курсовые приобретения/потери, расчетная величина, в период после кризиса 2011-го года, +/- Br млрд

В мае рублевая доходность инвалютных депозитов была чуть ли не вдвое выше доходности непосредственно рублевых депозитов. В июне инвалютные депозиты станут снова более доходным финансовым инструментом, чем срочные рублевые, если темп роста курса доллара за месяц окажется выше 25% годовых ( то есть, больше, чем 15200 Br/$ в конце июня).

Все срочные депозиты физических лиц

Остаток средств населения на всех (рублевых и инвалютных) срочных депозитах в конце мая - Br147,1 трлн или $9,878 млрд. Курсовой пересчет здесь - по курсу на последних в мае торгах на БВФБ. Эти деньги составляют 52,0% всей денежной массы Беларуси. В конце ноября прошлого года, перед девальвацией белорусского рубля, было 48,8%: огромная доля всей денежной массы - вклады физических лиц в иностранной валюте, рублевый эквивалент которых за декабрь-январь сильно увеличился, что и вызвало увеличение доли денег населения.

За май прирост рублевого эквивалента суммарных, в национальной и иностранных валютах, срочных депозитов составил Br4,693 трлн. Это третье по величине значение прироста в 43-хмесячном периоде после кризиса 2011-го года, и связано с одним из самых больших курсовых приобретений владельцев инвалютных депозитов в мае из-за 4,34%-го роста курса доллара в Беларуси в отчетном месяце.

Единственное за посткризисный период сокращение Br-эквивалента всех срочных депозитов физических лиц отмечено в феврале этого года (на Br1,564 трлн), когда сильное укрепление белорусского рубля понизило рублевый эквивалент валютных вкладов населения больше, чем вырос объем рублевых вкладов.

И наоборот, девальвационное приращение позволило достичь максимального прироста остатков в декабре 2014-го (на Br20,119 трлн) и в январе 2015-го (на Br9,957 трлн). Инвалютные депозиты здесь пересчитаны по курсу на последних в месяце торгах на БВФБ, или по рыночному курсу.

Рис.13. Изменение остатков средств на всех (рублевых и инвалютных) срочных депозитах физических лиц за месяц, в Br-эквиваленте, в период после кризиса 2011-го года, +/- Br млрд

В долларовом же эквиваленте за май в банковской системе срочных депозитов физических лиц во всех валютах стало меньше на $100 млн. Причина - та же: девальвация белорусского рубля сильно снизила долларовый эквивалент срочных рублевых депозитов, а также из-за чистого оттока средств и с рублевых и с валютных вкладов.

Это 5-е по счету валовое сокращение долларового эквивалента остатков срочных депозитов населения в 43-х месячном посткризисном периоде - после очень небольших, в пределах статистической погрешности, «минусов» в ноябре и декабре 2013-го и самых значительных в декабре 2014-го и январе 2015-го.

Рис.14. Изменение остатков средств на всех (рублевых и инвалютных) срочных депозитах физических лиц за месяц, в $-эквиваленте, в период после кризиса 2011-го года, +/- $ млн

Как выше сказано, в мае произошел чистый отток средств населения и с рублевых (минус Br687 млрд) и с валютных (минус $48 млн) вкладов. Совокупно, по вкладам во всех валютах, получается чистый майский отток в Br-эквиваленте в сумме Br1,370 трлн, а в $-эквиваленте - $97 млн.

Лишь в 9-и месяцах из посткризисных 43-х фиксировался чистый отток средств со всех срочных депозитов физических лиц, в том числе и в отчетном. Суммарный чистый приток (как сумма помесячных чистых притоков) на срочные депозиты за исследуемый период составил в Br-эквиваленте Br32,185 трлн, в $-эквиваленте - $3,533 млрд. Суммарный чистый отток, соответственно, Br11,591 трлн или $966 млн. Итоговое значение за 43 месяца - чистый приток денег населения на срочное банковское депонирование Br20,593 млрд или $2,567 млрд.

Рис.15. Расчетный чистый приток/отток средств по срочным депозитам физических лиц (совокупно в национальной и иностранной валютах), без учета начисленных процентов и курсового изменения в период после кризиса 2011-го года, в Br млрд и $млн

Многолетняя динамика

Несмотря на снижение в мае процентных ставок по вкладам до 31,1% годовых, средняя доходность срочных рублевых вкладов физических лиц остается на высоком уровне последних 12 лет. Самые низкие средние по стране проценты по вкладам, 12-15% годовых, были в период 2005-2008 гг, самые высокие, выше 45-50% годовых - в конце 2011-го, начале 2012-го.

Рис.16. Динамика средних процентных ставок по всем срочным депозитам в национальной валюте для физических лиц в период с 2003-го года, % годовых

По срочным вкладам в иностранной валюте, наоборот, сегодняшние процентные ставки (5,6% годовых) маленькие. Самые высокие были в конце 2008-го - первой половине 2009-го, свыше 10% годовых. Самые низкие, менее 5% годовых, во второй половине прошлого года.

Рис.17. Динамика средних процентных ставок по всем срочным депозитам в иностранной валюте для физических лиц в период после кризиса 2011-го года, % годовых

Ускоренная майская девальвация белорусского рубля принесла долларовые убытки рублевым депозитчикам, что за более чем 12-летний период случалось не часто, но иногда (5 месяцев), во время исторических девальваций, потери были катастрофическими.

Самые значительные убытки рублевые депозитчики понесли в январе 2009-го (разовая девальвация белорусского рубля), в марте, мае и августе 2011-го (три волны девальвации, по рыночному курсу) и декабре 2014-го (по рыночному курсу).

Рис.18. Динамика долларовой доходности/убыточности срочных депозитов в национальной валюте для физических лиц в период с 2003-го года, % годовых

Инвалютные же вклады во время этих девальваций были самыми доходными в Br-эквиваленте, но в периоды курсовой стабильности их рублевая прибыльность была намного ниже доходности рублевых срочных депозитов. Майская, отчетного месяца, рублевая прибыльность инвалютных срочных депозитов населения - в десятке наибольших.

Рис.19. Динамика рублевой доходности/убыточности срочных депозитов в иностранной валюте для физических лиц в период с 2003-го года, % годовых

Благодаря девальвациям многолетняя (с учетом ежемесячной капитализации начисленных процентов) доходность (по средним ставкам) срочных инвалютных депозитов за 12 лет, в итоге, практически соответствует доходности срочных рублевых депозитов за этот же период. То есть, при размещении равных (по курсу) денежных средств на рублевый и долларовый депозит в декабре 2002-го, к маю 2015-го их нарощенная стоимость была бы примерно одинаковой.

Так, Br1 млн, размещенный в начале 2003-го года на рублевый срочный депозит, превратился бы сейчас в Br19,14 млн (по средним ставкам), а его $-эквивалент,~$521, размещенный тогда же на инвалютный депозит, в конце мая 2015-го дорос бы до ~$1277, или Br19,01 млн.

Рис.20. Нарастающая доходность срочных рублевых депозитов в сравнении с нарастающей рублевой доходностью депозитов в иностранной валюте, с учетом ежемесячной капитализации начисленных процентов (среднемесячных по стране), декабрь 2002-го = 1

То же в долларовой доходности: $100, размещенных в начале января 2003-го на инвалютном срочном депозите с капитализацией начисленных процентов (исходя из средних за месяц по стране процентных ставок по таким вкладам), и $100, рублевый эквивалент которых внесен в то же самое время на срочный рублевый депозит с капитализацией начисленных процентов (также исходя из средних за месяц по стране процентных ставок по вкладам в национальной валюте), в мае 2015-го превратились бы в примерно одинаковые по величине остатки: на инвалютном депозите - в непосредственно $245, а на рублевом - в $247 в эквиваленте.

Рис.21. Нарастающая доходность срочных инвалютных депозитов в сравнении с нарастающей долларовой доходностью рублевых депозитов, с учетом ежемесячной капитализации начисленных процентов (среднемесячных по стране), декабрь 2002-го = 1

В настоящее время валютные срочные вклады существенно превосходят с рочные рублевые по объему средств населения на них. Декабрьско-январская девальвация лишь снизила долю национальной валюты в общей сумме срочных депозитов физических лиц с почти 30-ти до 21%. Последуюўій 3-хмесячный рублевый приток от вновь поверивших в стабильность белорусского рубля рублевых вкладчиков увеличил эту долю до 24,2%. Но в мае девальвационный прирост валютных депозитов снизил ее до 23,8%.

Рис.22. Динамика объемов срочных депозитов физических лиц в национальной и иностранной валюте и доля национальной части в общем объеме

Общая сумма остатков средств на срочных депозитах физических лиц в Беларуси на конец мая эквивалентна $9,878 млрд, или $1042 на 1 человека. Исторически максимальное значение зафиксировано в конце октября 2014-го года - $10,399 млрд (1097 $/чел.).

Рис.23. Динамика суммарного объема срочных депозитов физических лиц в национальной и иностранной валюте, в долларовом эквиваленте, $ млрд

Оцените эту статью: 
Средняя: 4.7 (14 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика