Приложение Бетера на Андроид

Беларусь-Иран: связи особого значения

Опубликовано: 03/10/2011 - 15:36

Политические симпатии между белорусским и иранским руководством пока не приводят к реализации совместных планов по активизации сотрудничества в сфере энергетики. Белорусской стороне нечего предложить в этом плане Ирану, кроме рабочей силы, а Иран нуждается в масштабных инвестициях в разработку месторождений.

Политические симпатии между белорусским и иранским руководством пока не приводят к реализации совместных планов по активизации сотрудничества в сфере энергетики. Белорусской стороне нечего предложить в этом плане Ирану, кроме рабочей силы, а Иран нуждается в масштабных инвестициях в разработку месторождений. Нет успехов и в реализации планов по совместному автомобилестроению, а значение банков с иранским капиталом в белорусской финансовой системе совсем невелико.

Политические контакты на высшем уровне

Важным этапом в развитии белорусско-иранских отношений должен был стать минувший 2010 год, когда неоднократно анонсировался и переносился очередной визит Лукашенко в Иран. Однако, до сих пор, он так и не состоялся. У многих наблюдателей возникли подозрения, предположения, что возникли какие-то сложности между президентами двух стран. Не внес ясности и недавний их телефонный разговор, во время которого президенты Беларуси и Ирана Александр Лукашенко и Махмуд Ахмадинежад обсудили «необходимость ускорения» реализации двухсторонних соглашений и активизации потенциала экономического сотрудничества между странами.

По информации Администрации президента Ирана, Махмуд Ахмадинежад заявил, что в отношениях Ирана и Беларуси наблюдается положительная тенденция, что принесет пользу обеим странам. «Беларусь всегда может рассчитывать на Иран», – сказал он, отметив, что регулярные консультации между представителями двух государств по региональным и международным вопросам послужат укреплению глобального мира и безопасности.

В свою очередь Александр Лукашенко выразил удовлетворение развитием экономического сотрудничества между сторонами, подчеркнув, что Беларусь придает особое значение развитию связей с Ираном.

Следует напомнить, что еще в феврале 2010 года министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов посетил Иран с двухдневным визитом. Глава белорусского внешнеполитического ведомства тогда обсудил с президентом Махмудом Ахмадинежадом ключевые направления белорусско-иранского сотрудничества. По словам министра, особое значение Беларусь придает реализации проектов с Ираном в нефтяной области и производстве автомобилей. Перспективным было названо сотрудничество в сельском хозяйстве. И что двумя странами реализуются проекты на сумму около $ 1 млрд. В ближайшем будущем, отмечали стороны,  их суммарный инвестиционный портфель может увеличиться втрое.  Однако, с момента визита Мартынова в Тегеран официальные данные о таких достижениях так и не появились.

Нефть и газ

По запасам нефти Иран занимает 5-е место в мире (8 млн тонн, или около 10% мировых запасов). Продажа продуктов нефтепереработки на внешний рынок является основным источником валютных поступлений в государственный бюджет этой страны. Поэтому развитие собственной нефтеперерабатывающей промышленности, увеличение добычи ценного углеводородного сырья и разведка новых месторождений — приоритетное направление развития иранской экономики.

В решении такой задачи иранские партнеры рассчитывают на помощь белорусов. Пилотным проектом  в этом направлении совместных действий должна стать разработка специалистами ПО «Белоруснефть» иранского месторождения Джуфейр. Его запасы оцениваются в 2 млрд баррелей нефти. Стоимость разработки месторождения определяется экспертами в $ 500 млн.

Сервисный контракт на его освоение был подписан в сентябре 2007 года. Тогда же с участием ПО «Белоруснефть» и Национальной иранской нефтяной компании было создано совместное предприятие по нефтедобыче «Белпарс Петролеум Компании Лимитед», которое осуществляет разведку его геологических запасов.

По некоторым данным, планируемый визит (его никто не отменял) Лукашенко и должен быть связан с официальным открытием месторождения Джуфейр, где должна осуществляться совместная промышленная добыча нефти. В настоящее время осуществляется опытная эксплуатация месторождения.

Реализация этого совместного проекта предусматривает постепенное увеличение добычи нефти на данном месторождении  с 5 тыс. до 30 тыс. баррелей нефти в сутки к окончанию проекта. Добываемая нефть будет реализовываться через нефтяные государственные организации Ирана. Свою долю валютной выручки от продажи иранского черного золота на мировом рынке получит и Беларусь. Промышленная добыча нефти на данном месторождении станет первым этапом широкомасштабного участия белорусов в освоении углеводородных ресурсов на иранской территории. Но не нефтью едины Минск и Тегеран.

Не менее привлекательным и перспективным для белорусской стороны является  освоение газовых месторождений иранских партнеров. Иран занимает  2-е место в мире (после России) по объемам природного газа (18% мировых ресурсов). Доказанные запасы природного газа Ирана составляют более 27,8 трлн м3. Однако около 60% разведанных запасов голубого топлива этой страны приходится на неразработанные месторождения. В итоге практически весь добываемый в стране газ используется внутри страны. Так, по оценкам международных экспертов, в 2007 году его добыча составила 111,9 млрд м3, а потребление — 111,8 млрд м3. В 2009 году Иран экспортировал голубое топливо в Турцию, Армению, через свою территорию осуществлял своповые поставки газа из Азербайджана в Нахичеванскую Автономную Республику. Однако еще в больших объемах углеводородное сырье Иран импортировал из Туркменистана. Таким образом, увеличение объема добычи имеющихся запасов природного газа для Ирана  весьма насущная задача, как и для сегодня полностью зависимой от российского газа Беларуси его получение из других источников. Безусловно, на эту тему говорил Лукашенко во время своего недавнего визита в Туркменистан и будет говорить премьер Мясникович, которого ждут в Азербайджане.

Стоит отметить, что именно эти две страны оказались в эпицентре разгоревшегося спора по поводу прокладки трубопровода по дну Каспийского моря. Президент Гурбангулы Бердымухамедов прямо заявляет, что судьба этого проекта должна решаться Туркменией и Азербайджаном, а остальные страны каспийского бассейна не имеют к нему отношения. Известно, что проект Транскаспийского газопровода неприемлем не только для Москвы, но и для Тегерана, поскольку угрожает экологии Каспийского моря. Иран никак не мог оставить без внимания заявление посла США в Азербайджане Мэтью Брайзы относительно возможности прокладки Транскаспийского трубопровода по дну Каспийского моря из Туркменистана в Азербайджан.

В Тегеране считают, что вопросы правового статуса Каспийского моря и проблемы, связанные с ним, в том числе экологические, касаются исключительно прибрежных стран. "Понятно, что какое-либо решение в связи с Каспийским морем не может быть принято без коллективного согласия прибрежных стран. Принимая во внимание тот факт, что Каспийское море ограничено со всех сторон сушей, транспортировка энергетических ресурсов может привести к опасным экологическим последствиям. Поэтому каждое решение по этому вопросу, считают иранцы, должно приниматься согласием всех 5 государств.

Конфигурация добычи и поставок углеводородов из Каспийского региона  с предполагаемым участием Беларуси без России представляется весьма любопытной и многообещающей для Минска, по своим возможным последствиям. В случае какой-либо реакции Москвы. А она вполне предсказуема. Особенно после провального визита Медведева в Ашгабад, где ему так и не удалось договориться по объемам и цене транзита туркменского газа через российскую территорию. Поэтому Москва с напряженным вниманием продолжает отслеживать как активность туркменского президента в Европе, так и тех европейских и иных гостей, которые в последнее время зачастили к нему в гости.

Согласно программе пятилетнего развития страны (2010—2015 гг.) в течение этого периода планируется увеличить экспортные поставки энергетического сырья в 11 раз, за счет чего Иран намерен увеличить свою долю на мировом газовом рынке до 10—15%.  Когда некоторые белорусские чиновники делают громкие заявления, что у белорусов есть хорошие шансы поспособствовать  реализации планов своих иранских партнеров путем инвестирования, то на фоне сегодняшнего состояния белорусской экономики они воспринимаются, мягко говоря, несерьезно. Впрочем, как и о готовности Ирана рассмотреть участие белорусских компаний в тендерах по проектам в нефтеперерабатывающей и газовой отраслях.  Скорее всего, эти компании больше возлагают свои надежды на «тендеры по телефону», после которых принимаются единолично те или иные решения особого значения. Примерно, как это обычно происходит у них дома.

Автомобилестроение

Как-то уже мало кто  вспоминает о таком экзотическом совместном плане, как производство в Беларуси на базе совместного предприятия "Юнисон" легковых автомобилей «Саманд». По мнению стратегов этого плана, в связи с образованием Таможенного союза производство собственных авто становится, якобы, рентабельным. Стало известным, что иранская сторона приняла решение добавить еще две модели к уже выпускаемым. Правда, ничего не известно о реакции на эти белорусско-иранские замыслы российского партнера Беларуси по Таможенному союзу, где должен себя чувствовать комфортно его собственный автопром. Но дело не только в российской реакции: «Саманды» оказались неконкурентоспособны на белорусском рынке – цены на них слишком высоки, а качество сборки ниже всякой критики. Пока белорусско-иранский проект не сумел воспользоваться преимуществами введения Беларусью запретительных пошлин на ввоз новых автомобилей

Сегодня весьма далекими от реальности воспринимаются и прошлогодние намерения Минского автомобильного завода открыть два новых завода по сборке автомобилей в Иране, а также создать там производство мини-грузовиков.

Расчет был такой: Иран расположен в центре региона с более чем 400-миллионным населением и рынком, покупательная способность которого сегодня оценивается в $ 3,5 млрд, а  перспектива роста – до $ 4,5 млрд в течение ближайших 15 лет. Поэтому планируемые инвестиции Минского автомобильного завода в создание двух новых предприятий по сборке грузовых автомобилей в Иране, а также в производство мини-грузовиков в этой стране при участии компании «МАЗ – Иран» – эффективный маркетинговый ход.
Теперь, для такого эффективного хода могут возникнуть сложные препятствия. Ведь, несмотря на известные трудности в переговорах с госкорпорацией «Ростехнологии» насчет совместного будущего российского КАМаза МАЗом, иранцам и их белорусским партнерам придется учитывать интересы и россиян. Совпадение их интересов маловероятно. Кроме того, в этом проекте, как в нефтяных, требуются первоначальные инвестиции, которые белорусская сторона предложить не в силах.

Банковская сфера

Сегодня, когда кризис в белорусской экономике захватил и банковскую сферу, которая все сильнее ощущает на себе экспансию российских банков, интересным должно выглядеть положение банков в Беларуси с иранским капиталом.

В конце 2009 года Нацбанк Беларуси  зарегистрировал коммерческий банк Honor Bank, который стал  вторым по счету банком с иранским капиталом. Уставный фонд нового банка составляет 11,5 млн. евро. Учредителем банка выступил консорциумом иранских банков. Годом раньше в Беларуси был зарегистрирован TK-банк, 96% которого принадлежит иранскому инвестору.

В нынешнем году, когда Минск потерял возможность привлечения европейских кредитов, попав в жесткие условия получения евразийских (фактически российских) кредитов, иранские кредиты не предлагались.


Владимир Дубовцев, Агентство политической экспертизы
 

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика