Приложение Бетера на Андроид

Евроазиатский нефтетранспортный коридор

Опубликовано: 15/03/2011 - 14:06

В середине марта каспийская нефть заполнит трубопровод Одесса-Броды и дойдет до западно-украинских и Мозырского НПЗ. Событие, которому еще год назад эксперты и политики могли бы приписать важный геополитический смысл, прошло почти незаметно.

13 февраля 2011 г. «Укртранснафта» начала закачку в трубопровод Одесса-Броды азербайджанской нефти для транспортировки ее на Мозырский НПЗ в Беларуси. Событие, которому еще год назад эксперты и политики могли бы приписать важный геополитический смысл, прошло почти незаметно. Труба, остававшаяся на протяжении десятилетия символом энергетической безопасности региона и сопротивления российскому нефтетранспортному шантажу, вдруг превратилась просто  в элемент транспортно-технологической системы  доставки каспийских углеводородов в Восточную и Центральную Европу. Вялый и незаинтересованный российский ответ на перевод нефте-транспортной системы Одесса-Броды в аверсный режим лишил это событие сенсационности. Однако отсутствие скандала не означает, что у этого события нет стратегических последствий.

Идея создания Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) возникла в середине 90-х годов как проект поставки каспийской нефти в Западную и Центральную Европу,  минуя перегруженные турецкие проливы и в обход России. Украина своими силами смогла в 2002 г. построить трубу от Одессы до Бродов, но заполучить каспийские углеводороды для этого маршрута тогда не удалось. Поэтому с 2004 до 2010 г. по украинскому трубопроводу в реверсном режиме пришлось прокачивать российскую нефть из Самары в Одессу.

Все эти годы возвращение к первоначальному маршруту транспортировки углеводородов с юга на север оставалось важной политической задачей. Создание ЕАНТК связывалось с достройкой польского участка трубы от Бродов до Плоцка, с доступом к каспийским нефтяным ресурсам и преодолением российского табу на этот альтернативный маршрут транспортировки нефти в Европу.

23 мая 2003 года в Брюсселе правительства Украины, Польши и Еврокомиссия подписали совместную декларацию о поддержке проекта ЕАНТК. В 2007 году в созданное Польшей и Украиной СП «Сарматия» для развития ЕАНТК вступили национальные нефтетранспортные компании Азербайджана, Грузии и Литвы.

Целями ЕАНТК были заявлены:

- создание альтернативного, независимого и надежного маршрута транспортировки нефти из Каспийского региона в Европу;

- поставка европейским потребителям до 40 миллионов тонн высококачественной каспийской нефти в год;

- повышение уровня энергетической безопасности в странах-участниках проекта и в ЕС, увеличение стабильности баланса между спросом и предложением для потребителей;

- интеграция украинской транспортной системы с польской и европейской системами и др.

Однако все эти годы начало строительства польского участка нефтепровода постоянно откладывалась.  Во время официального визита Виктора Януковича в Польшу 3-4 февраля 2011 г. украинский президент, видимо, так и не услышал чего-то особенно обнадеживающего от своих польских собеседников. Варшава не отказывается от этого проекта, но и не спешит с началом строительства. Выступая в Гданьске, Виктор Янукович вынужден был прямо заявить о том, что Украина ждет «большей активности со стороны партнеров, и в первую очередь со стороны Польши. Поплывет ли каспийская нефть в Польшу или будет транспортироваться в другие страны, теперь полностью зависит от польской стороны».

 

Руководство СП «Сарматия» надеется до конца 2011 года завершить подготовку окончательного варианта технико-экономического обоснования строительства участка Броды-Плоцк. И после того, как ТЭО будет приведено  в соответствие с требованиями Отчета о воздействии проекта на окружающую среду, можно будет обратиться в Еврокомиссию и другие европейские институты за финансированием. Уже несколько лет за проектом зарезервированы 495 млн. злотых операционной программы ЕС «Инфраструктура и окружающая среда». Но доступ даже к этим довольно скромным ресурсам обусловлен рядом требований, выполнение которых потребует времени. Однако, если до 2014 г. проект не будет реализован, то можно лишиться и этих денег.

На фоне туманных перспектив  развития польского участка ЕАНТК белорусский маршрут, не предусмотренный первоначальными планами строительства черноморо-балтийского энерго-транзитного пространства, вызывает все большую заинтересованность участников проекта.  Гендиректор «Сарматии» Сергей Скрипка увидел в использовании белорусской трубопроводной системы временную замену маршруту каспийской нефти через Плоцк. После перераспределения российских нефтепотоков в пользу других маршрутов часть мощностей трубопровода «Дружба» освободилась для прокачки азербайджанской и казахской нефти. России просто нечем заполнить все транзитные мощности в Центральной и Восточной Европе. У РФ уже не хватает нефти для того, чтобы одинаково полно удовлетворять потребности и Брюсселя, и Пекина. Этим объясняется довольно спокойная российская реакция на разворот трубы Одесса-Броды.

Украинскому руководству не пришлось даже делать выбор между каспийской и российской нефтью. С середины прошлого года у «Транснефти» просто нечем заполнять этот нефтепровод. Повторяется ситуация начала 90-х, когда дефицит российских углеводородов вынудил Украину обратиться к идее черноморско-балтийского нефтяного коллектора и поиску ресурсов в регионе Каспийского моря. В то время для украинского проекта не нашлось достаточно нефти. Согласно ТЭО ЕАНТК реальный дефицит транзитных мощностей у нефтедобывающих государств этого региона ожидается не раньше 2013 года. Поэтому замещенная азербайджанской венесуэльская нефть для Беларуси стала настоящим подарком украинским партнерам.

Пока речь шла о замене 9 млн. т. российской нефти на венесуэльскую, Украина настаивала на сопоставимом объеме. Но когда российская нефть иссякла, пришлось соглашаться на аверс трубопровода Одесса-Броды на условиях прокачки в Беларусь всего 4 млн. т. в год. Это в 10 раз меньше, чем максимальная проектная мощность ЕАНТК. Правда, Азербайджан может уже в этом году довести поставки сырья в нефтетранспортную систему Одесса-Броды до 10 млн. т. Потребители этой высококачественной нефти есть в Украине, Чехии, Словакии, Польше. Большой нефти для ЕАНТК пока нет, но через трубопровод Одесса-Броды уже сейчас можно перекачивать в эти страны не меньше сырья, чем проходило в реверсном режиме в прошлые годы.

Да и раньше запуску ЕАНТК мешал не только дефицит каспийской нефти и противодействие России. В 2008 году уже предпринимались попытки развернуть трубопровод Одесса-Броды для азербайджанской нефти. Азербайджан был готов поставить на украинские НПЗ 5 млн.т. сырья. В Баку даже обсуждали проект строительства в Бродах нефтеперерабатывающего завода совместно с крупнейшей польской нефтекомпанией  PKN Orlen и покупку части активов западноукраинских НПЗ «Нефтехимик Прикарпатья» (Ивано-Франковская область) и «Галичина» (Львовская область), принадлежащих группе «Приват». Контролирующий эту группу украинский олигарх Игорь Коломойский готов был обменять акции этих предприятий на поставки азербайджанской нефти. Кроме того, Коломойский проявлял интерес и к строительству НПЗ в Бродах, и к поставкам каспийских углеводородов в Европу. В 2008 году группа «Приват» предложила к подписанию «Укртранснефти» договор об эксклюзивном использовании нефтетранспортной системы Одесса-Броды для перевалки и транспортировки сырья. Игорь Коломойский через свои оффшоры собирался контролировать поставки по этой магистрали азербайджанской нефти на Украину и в Центральную Европу. И хотя перевод нефтепровода Одесса-Броды в аверсный режим пользовался открытой поддержкой президента Ющенко, ни в 2008, ни в 2009 гг. проекты Игоря Коломойского не смогли осуществиться. Его репутация спонсора предвыборной компании Виктора Ющенко спровоцировала жесткое сопротивление этим планам со стороны политических конкурентов украинского президента.

Ссылаясь на коррупционные риски и отсутствие подтвержденных контрактов на поставки азербайджанской нефти, правительство Юлии Тимошенко заблокировало указы Ющенко о развороте нефтетранспортной системы Одесса-Броды. Некоторое количество каспийской нефти все же попало на Украину на Кременчугский НПЗ, но для ее прокачки группе «Приват» пришлось использовать Приднепровские нефтепроводы.

Лукашенко оказался удачливее Коломойского. Ему удалось убедить нового президента Украины направить азербайджанскую нефть в ЕАНТК. В середине марта каспийская нефть заполнит трубопровод и дойдет до западно-украинских и Мозырского НПЗ. То, что не удавалось идеологам Каспийско-черномоскко-балтийского мередиального энергетического кластера на протяжении десятилетия, сделал равнодушный к судьбе ЕАНТК прагматик.

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика