Незваный ужин

Опубликовано: 15/06/2010 - 07:56

Реальной альтернативой отказа Беларуси от ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза может стать введение границы с Россией. Об этот уже предупредил Минск посол РФ в Беларуси Александр Суриков на пресс-конференции 11 июня.

«Если Беларусь не подпишет соглашения, то получается Единая таможенная территория двух государств (РФ и Казахстан – Прим. авт.), по всему периметру которой выстраивается таможенная граница», – сказал А. Суриков.

Что это значит для Беларуси, косвенно указал Д. Медведев на встрече с А. Лукашенко 11 июня. Он неслучайно обратил внимание, что в этом году поставки белорусских товаров на российский рынок увеличились на 52%. Белорусская экономика ориентирована преимущественно на Россию, и барьера в виде границы с основным торговым партнером может и не выдержать.

Кроме того, оставшись за бортом интеграционного проекта, столь важного для Москвы в качестве показательного объединительного примера для некоторых стран постсоветского пространства, Беларусь рискует получить и другие неприятные «бонусы» от Кремля.

Где гарантия, что вслед за бойкотом Минска в отношении Таможенного союза Москва окончательно не лишит ее льготных поставок энергоресурсов и не потребует поставлять всю нефть со стандартными пошлинами?

Тем более, что Газпром уже заявил, что в следующем году намерен поставлять газ в Беларусь по 250 USD/тыс. куб. м. К тому же неслучайно в канун встречи А. Лукашенко и Д. Медведева 11 июня, на которой союзники собирались поговорить о судьбе Таможенного союза, российский концерн предупредил, что белорусский долг за газ к концу этого года может достичь 1,5 млрд. USD. Хотя еще в конце марта представитель Газпрома называл другую цифру – 500-600 млн. USD, если Беларусь продолжит платить за газ в нарушение контракта по 150 USD/тыс. куб. м.

Недавнее заявление Александра Лукашенко о возможной продаже контрольного пакета акций «Белтрансгаза» в обмен на синхронный переход с Россией на равнодоходные с европейскими ценами говорит о готовности поторговаться по данному вопросу.

В ответ Кремль устами вице-премьера Игоря Сечина заметил, что Газпром уже заплатил за 50% "Белтрансгаза" 2,5 млрд. USD, но «большого экономического смысла для Газпрома в этой инвестиции нет». Недавно он еще раз заметил, что на его взгляд, приобретать компанию, имеющую задолженность, пока экономически нецелесообразно.

Дело в том, чо сам по себе контрольный пакет «Белтрансгаза» для Газпрома принципиально никак не может повлиять на транзитную политику российского монополиста. Гораздо интереснее получить доступ к внутреннему белорусскому рынку. Но вряд ли белорусские власти позволят ему это сделать сейчас, не установив заведомо запретительных с точки зрения бизнес-интересов концерна государственных регуляторов.

Однако если Беларусь не обеспечит российскому газовому монополисту комфортное вхождение на белорусский рынок, она вряд ли может рассчитывать, что Москва предоставит газовые льготы Минску в следующем году, когда ему придется платить за стратегическое сырье по равнодоходной с европейской  цене (за вычетом пошлины и транспортных издержек).

Трения по этому вопросу застопорили подписание белорусско-российской программы расширения сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе – стратегический для РФ документ, предполагающих интеграцию белорусского и российского ТЭКа.

В развитие этой программы подготовлены несколько проекты межгосударственных соглашений между правительством РБ и правительством РФ – о расширении сотрудничества в газовой отрасли, о мерах по обеспечению параллельной работы единой энергетической системы и о сотрудничестве в строительстве на территории Беларуси АЭС.

Ключевая позиция для Москвы в данных документах – передача контроля российским компаниям в интересующих их белорусских предприятиях с целью обеспечения гарантий вложенных инвестиций. Официальный Минск пытался оттянуть решение этих вопросов на далекую перспективу. Но кольцо сжимается.

В начале этого года белорусское правительство обратилось с просьбой к Москве предоставить госкредит в размере 2 млрд. USD сроком на 15 лет под новые условия импорта российской нефти. Россия такой кредит пока не предоставила, заявив о необходимости рассмотреть такой кредит с учетом гарантий его возврата.

Сегодня уже очевидно, что Минску впредь следует рассчитывать на российские энергопреференции без конкретных шагов по энергоинтеграции. Что в принципе продемонстрировала последняя поездка в Москву А. Лукашенко.

Ему не удалось настоять не только по отмене российских пошлин на нефть и нефтепродукты с 1 июля, – предполагаемой даты создания единой таможенной территории в рамках «тройки», но и получить гарантии, что это случится на следующем этапе реализации данного проекта – создании единого экономического пространства.

Упорство «битого волка», как назвал В. Путина белорусский президент, оказалось сильнее угроз Минска хлопнуть дверью в Таможенном союзе. Хотя российский премьер прекрасно понимает, что у А. Лукашенко нет другого выбора, как войти в эту дверь.

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Новости партнеров

 
 
Загрузка...
Яндекс.Метрика