Приложение Бетера на Андроид

Елена Анисим: пора задуматься о преемственности власти

Опубликовано: 11/06/2015 - 09:48

Один из кандидатов для участия в президентских выборах 2015 года и просто очень нестандартный белорусский политик – замглавы ТБМ, филолог Елена Анисим. Впервые о своих президентских амбициях она заявила год назад, и с тех пор позиционирует себя как лидер национально ориентированной «третьей силы» в белорусском обществе.

- Не кажется ли Вам, что готова повториться ситуация 2010 года, когда представители демократических сил пошли на выборы настоящим «табуном»?

- Ситуация может повториться, хотя в целом по стране ситуация сейчас не такая, какая была в 2010 году. Весь вопрос в том, какие цели ставят перед собой демократические кандидаты. Если они поставят целью донести до людей общее послание, выйти с общим видением ситуации в стране, с желанием общими усилиями повлиять на эту ситуацию, переломить ее к лучшему, – тогда еще не все потеряно.

Если же у каждого из кандидатов будет желание получить только политические дивиденды для себя лично, значит, это будет отдельная кампания каждого кандидата, которая как будто проходит в нормальных условиях, быть может, даже по каким-то международным стандартам. Но в целом эти кампании будут хаотическими, что, конечно, поспособствует не самым лучшим тенденциям.

Потому, на мой взгляд, было бы хорошо, если бы все, кто претендует на участие в этой политической кампании, нашли возможность встретиться все вместе, поговорить, обсудить текущую ситуацию. И не столько, быть может, обсуждать чего хочет власть, сколько обсудить, что вместе мы можем сделать в сегодняшней ситуации.

- Ваша целевая группа: каким Вы видите своего избирателя?

- Своего избирателя я вижу, прежде всего, патриотом. Это гражданин Беларуси, патриот, человек, способный критически мыслить, который при всем этом понимает, что жить в своей стране – это счастье. Можно, конечно, искать счастье за границей – и это как кому повезет. Но, тем не менее, жить в своей стране, разговаривать на своем языке, уважать своих национальных героев, читать своих писателей, – это счастье.

- Если не говорить про Лукашенко, то кого Вы видите своим основным соперником?

- Соперники мы, в принципе, все. Потому что каждый из нас заявляет, что он знает, как сделать лучше, потому что каждый готов к переменам, каждый хочет провести реформы. Поэтому мы все являемся конкурентами на политическом поле. Другое дело, какими методами мы все будем действовать, насколько мы можем дискутировать, аргументировать свои позиции или «топить» друг друга.

Конечно, на политическом поле наиболее заметные фигуры сегодня – это Анатолий Лебедько и Сергей Калякин. Это люди, за которыми большой политический опыт – и участие в различных кампаниях, и большой опыт в международных отношениях. Ведь они уже два десятка лет позиционируют себя как лидеры политических партий. Это достаточно мощные фигуры.

- Считаете ли Вы, что именно участие в выборах женщины – впервые – может что-то кардинально поменять в избирательной кампании?

- Я думаю, что этот фактор способен многое поменять. В том смысле, что женщины действуют более дипломатично. Конечно, как считают мужчины, временами женщины бывают и более агрессивными, и более жестокими, – нам такой упрек бросают, и в этом есть правда. Но в целом уже само по себе присутствие женщин позволяет снимать, сглаживать какие-то острые моменты.

Поэтому я думаю, что участие женщин в политической кампании будет способно немного разрядить обстановку, снизить градус агрессивности.

- Буквально неделю назад в социальных сетях появилась такая версия: Лукашенко надоел Гайдукевич в качестве спарринг-партнера, и на этих выборах спарринг-партнером действующего президента может стать женщина – состоявшаяся, скажем, в здравоохранении или образовании. Заодно так власть выбьет у оппозиции и «гендерный козырь». Как Вы думаете, какова вероятность этого?

- Это вполне возможно. Я, конечно, не могу отвечать за действия властей, я все же ожидаю развития событий в другом русле. Я думаю, власти созрели для того, чтобы задуматься про преемственность власти. Потому что каждая страна только тогда хоть чего-то стоит, когда может себя защитить как от внешних, так и от внутренних угроз. Не секрет, что страну можно раскачивать, разрушать и изнутри. Поэтому не исключено, что какие-то сценарии властью прорабатываются – в том числе и тот сценарий, о котором вы говорите.

Насколько быстро можно раскрутить такую фигуру, даже задействовав административный ресурс, – это вопрос гипотетический. Но это возможно. Однако мне кажется, что властям важнее задействовать такой сценарий, чтобы люди увидели: они (власти) могут реформироваться, что они поняли, что нужно двигаться вперед, а значит, что-то изменять. Я так говорю, потому что я хочу, чтобы в нашей стране произошли реальные перемены. Не хаотические, а взвешенные, которые дадут позитивный импульс обществу. Импульс для эволюционного развития.

- В прежних интервью Вы себя позиционировали как кандидата от «третьей силы», от националистов, и сейчас говорите, что Вы кандидат от патриотических сил. Но на прошедшей недавно политической секции Конгресса за независимость мы увидели и Гайдукевича, которого сложно назвать патриотом, который в Москву как на работу ездит. И Александр Мех – человек, которого многие считают исключительно провокатором. Как так получается?

- Конгресс с самого начала задумывался как площадка для обмена мнениями. Чтобы был услышан каждый человек, который желает высказаться. Закрываться от общества, превращаться в какую-то закрытую группу, особенно сейчас, мне кажется, не стоит. Важно, чтобы люди понимали, что мы можем говорить на разные темы и с разными людьми. Когда люди – граждане Беларуси, живут в Беларуси и будут голосовать, – нам важно знать их мнение, важно с ними общаться, оппонировать им, дискутировать, чтобы люди видели – кто есть кто. Тогда у нас будет реальная картина общества.

- Ваша версия, почему демократические силы так и не смогли выдвинуть единого кандидата?

- Наверное, потому что не ставилась такая задача. Мне понятно, что люди объединяются на некой единой платформе. Когда политики говорят, что они готовы объединиться, то они должны решить: вот та основа, с которой мы все соглашаемся. Для меня, например, понятно одно: сегодня важнейший вопрос – это сохранение страны, сохранение независимости Беларуси. Если определять предмет разговора таким образом, то тогда садимся и проговариваем – что мы, каждый из нас, может сделать в этой сфере. Мы должны решить, как мы защищаем свою страну.

- Можно ли в какой-либо форме ожидать повторения событий «Площади» 2010 года?

- «Площадь» может повториться, если на это кто-то будет целенаправленно работать. Это первый момент. Второй – если экономическая ситуация окажется настолько плохой, что просто выйдет из-под контроля. И люди, потеряв всякое терпение, не видя выхода, не видя действий ни властей, ни оппозиции, просто стихийно могут выйти на улицы. Это будет бунт.

Сегодня мы уже видим, что останавливаются предприятия. Добавьте сюда «налог на тунеядцев», добавьте ситуацию в регионах, где людям тоже очень сложно найти работу, добавьте ухудшение ситуации в России, откуда возвращаются белорусские гастарбайтеры, – это все может вылиться в очень опасную ситуацию.

Но я бы не хотела, чтобы «площадь» повторилась. Я бы хотела, чтобы прошел цивилизованный диалог – между всеми персонами, которые считают себя ответственными политическими и общественными лидерами. Чтобы было общее понимание нашей ответственности за страну.

Справка БДГ

Елена Анисим родилась 28 сентября 1962 года в деревне Савани Столбцовского района Минской области. Окончила филологический факультет БГУ. Еще в советское время стала активным участником подпольного сообщества «Майстроўня». C 1991 года работает в Институте языковедения Национальной академии наук (с 2008 года называется Институт языка и литературы). Заместитель председателя «Таварыства беларускай мовы імя Францішка Скарыны», одна из ведущих еженедельной программы «Беларуская мова» на телеканале ОНТ.

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (9 оценок)

Новости по теме

Яндекс.Метрика