Приложение Бетера на Андроид

Кредит сквозь зубы

Опубликовано: 15/02/2013 - 07:02
31 января свершилось одно из самых долгожданных событий в новейшей финансовой истории Беларуси: страна получила-таки вожделенный 440-миллионный транш кредита от ЕврАзЭС, перечисление которого растянулось почти на два месяца.

Политическое решение о выделении Беларуси очередной финансовой инъекции было принято еще 7 декабря, однако переводить деньги долгое время никто не спешил. Официально задержка объяснялась невразумительными техническими причинами вроде «проблемы с обналичиванием векселей», что у людей, имеющих хотя бы минимальное представление о современных финансах, вызывало саркастическую улыбку.

Подобные сложности еще могут возникнуть у начинающего провинциального ипэшника с полусредним образованием, по недоразумению столкнувшегося с необходимостью обратить впервые увиденный в жизни вексель в реальные деньги. Но из уст высоких государственных чинов такие оправдания выглядят нелепыми: проблемы с обменом ценных бумаг на деньги на столь серьезном уровне, да еще в течение почти двух месяцев автоматически свидетельствуют о коматозном состоянии финансовых систем всех участвующих в данном образовании (ЕврАзЭС) государств. А поскольку дефолтов, стагнаций и прочих инсинуаций в этих странах не просматривается — значит, как говорил Коровьев, имеет место случай так называемого вранья.

Очевидно, что истинная причина задержки кроется в систематическом неисполнении белорусской стороной принятых на себя обязательств по приватизации, а также проведению экономических преобразований. Предоставляемые средства элементарно проедаются, о каком-то их инвестировании с целью получения прибыли речь не идет в принципе. Схема стандартна: каждый поступивший транш автоматически зачисляется в состав золотовалютных резервов, откуда в скором времени вымывается то на поддержание курса белорусского рубля, то на выплату умопомрачительных процентов по рублевым депозитам, то на посевную, то на погашение имеющихся долгов, то на что-то еще, никоим образом не связанное с экономическими реформами. Поэтому у чиновников, распоряжающихся финансами ЕврАзЭС, возникает резонный вопрос: а за счет чего, собственно, Беларусь будет возвращать полученные средства, и стоит ли продолжать сию бессмысленную благотворительность?

С экономической точки зрения ответ однозначен: не стоит. Скорее всего, сумму выделенной помощи со временем придется провести по статье «списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Взять деньги Беларуси будет негде: долги растут, как снежный ком (страна должна рассчитаться с МВФ, не за горами срок погашения евробондов), более-менее ликвидные государственные активы к тому времени наверняка будут проданы. А если что-то и останется — в любом случае не для того, чтобы рассчитываться по кредиту: на помощь будут призваны братские отношения с Россией (не секрет, что средствами ЕврАзЭС фактически распоряжается Кремль), которая вряд ли станет топить партнера по ТС и ЕЭП.

Это подтверждается и тем, что деньги успели прийти в Беларусь именно в последний день января — и ни минутой позже. Скорее всего, дело обстояло так: чиновники ЕврАзЭС, прекрасно понимая бесперспективность финансовых вливаний в «белорусское экономическое чудо», упорно не желали переводить средства, поскольку Беларусь не выполнила целый ряд принятых на себя обязательств. Об этом тактично умалчивалось, дабы лишний раз не бросать тень на и без того изрядно подмоченную репутацию «хрустального сосуда», а назойливым журналистам давались придуманные на ходу «отмазки» о непреодолимых технических катаклизмах, почти на два месяца парализовавших бухгалтерию ЕврАзЭС.

Вся эта волынка тянулась неприлично долго, пока, наконец, не включились факторы политического характера. Вероятно, белорусская сторона слезно умоляла Кремль перечислить четвертый транш не позднее конца января, ибо без него пришлось бы констатировать факт существенного снижения золотовалютных резервов, усохших почти на полмиллиарда вечнозеленых денежных знаков после погашения январских обязательств перед кредиторами (прежде всего МВФ) и понесения других необходимых расходов.

Москва, понятное дело, отказать не смогла, и в адрес Евразийского банка развития (ЕАБР — данная структура наделена функциями Управляющего средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС) последовал грозный окрик из Кремля: денег дать! Перепуганные векселя задрожали, враз обналичились и осыпались золотым дождем на счета Минфина в Национальном банке, откуда по старой доброй традиции моментально перекочевали в состав золотовалютных резервов.

Правда, спасти главную государственную заначку от сокращения экстренные меры не помогли: в международном определении ЗВР страны за январь уменьшились на 70 млн USD и на конец месяца составили 8,024 млрд USD. Нацбанк простодушно подтвердил, что «на снижение объема ЗВР оказало влияние погашение правительством и Нацбанком Беларуси внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте в полном объеме, аподдержанию объема ЗВР на уровне 8 млрд долларов в основном способствовало поступление четвертого транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в сумме 440 млн долларов».

Покорно исполнив наказ старшего и более сильного, чиновники ЕАБР дали волю эмоциям. Профессиональные экономисты и финансисты не смогли больше молча наблюдать за откровенным надругательством над экономической наукой в исполнении белорусских властей, и на официальный Минск обрушился шквал критики. Оказывается, Беларусь не выполнила 6 из 10 условий предоставления транша. Не был соблюден ограничительный показатель по объему резервных денег на уровне 23 трлн. рублей, объем кредитной экспансии превысил пороговое значение не только для поступившего 4-го, но и для 5-го транша, ставка рефинансирования снижалась неоправданно высокими темпами, не выполнены обязательства по приватизации государственной собственности. Также эксперты ЕАБР отметили резкое ухудшение торгового баланса Беларуси со второй половины 2012 года, начало которого синхронно совпало с закрытием по требованию России пресловутых «растворительно-разбавительных» схем, и высказали мнение, что при сохранении сложившихся в экономике страны тенденций неизбежно усиление и ускорение инфляционных процессов. Это, в свою очередь, окажет серьезное давление на курс белорусского рубля и затруднит решение задачи наращивания ЗВР до экономически безопасного уровня.

Но некоторые рекомендации специалистов ЕАБР белорусские власти все же стараются выполнять. Было приняты непопулярные решения о повышении с начала 2013 года тарифов на газ, тепловую и электроэнергию для населения, а также на проезд в общественном транспорте в 1 квартале текущего года. Вновь стали подниматься вопросы приватизации — правда, пока лишь на декларативном уровне, но видимость готовности расстаться с ликвидной государственной собственностью всячески создается. Подобная  активность легко объяснима: до конца февраля должно состояться обсуждение и принятие решения о выделении Беларуси очередного, 5-го транша кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС, и экономические власти страны делают все возможное, чтобы получить его без задержек и в полном объеме. 

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 оценка)

Новости по теме

Яндекс.Метрика