Приложение Бетера на Андроид

Зачем Беларуси Калининград?

Опубликовано: 30/06/2006 - 16:12

Данные премьер-министром Беларуси Сергеем Сидорским еще в середине мая обещания переориентировать экспорт белорусских грузов на калининградский порт на этой неделе были еще раз подтверждены на заседании Совета министров Союзного государства в Москве. Тогда же было объявлено об очередном раунде переговоров по этому вопросу: на следующей неделе в Калининграде должны встретиться министры транспорта России и Беларуси, а также, вероятно, Сергей Сидорский и один из вице-премьеров с российской стороны. Сейчас основным портом, через который Беларусь переправляет за границу свои грузы, является Клайпеда. Меньший объем грузов принимают на себя Вентспилс и Николаев. О Калининграде еще год назад говорили (в том числе и ответственные чиновники) как о наименее выгодном для Беларуси партнере. Во-первых, не устраивали его технические характеристики: он не способен принимать суда водоизмещением более чем 18 тысяч тонн, в то время как в Клайпеде разгружаются даже 60-тысячники. Во-вторых, расположен он не непосредственно у моря, а в 43 километрах от него. Это расстояние судам приходится преодолевать по небольшому каналу, за прохождение которого нужно платить дополнительные сборы – около доллара за перевозимую тонну. Кроме того, калининградский порт, как принято говорить в таких случаях, морально устарел. Если именно он станет главным морским партнером Беларуси, вероятно, на наш бюджет выпадут и расходы по его модернизации. Да и ресурсы Калининграда ограничены. По данным начальника управления морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Бронислава Говоровского, порт сможет принять дополнительно к тем объемам, которые принимает сейчас, еще около 1 млн. тонн грузов в год. Большего не позволит транспортная инфраструктура Калининграда. А по прогнозам того же Б.Говоровского в 2006 году Беларусь морским путем экспортирует 2,5 млн. тонн. Но главным экономическим аргументом, затрудняющим переход к новому партнеру, стала политика Литвы. Защищая интересы клайпедского порта, Литовские железные дороги сделали тарифы на перевозку грузов в калининградском направлении в два раза выше, чем в направлении Клайпеды. По разным оценкам, переориентировав грузы с клайпедского на калининградский порт, Беларусь будет терять от 6 до 9 долларов на каждой перевезенной тонне. Но экономические аргументы давно уже не являются определяющими для белорусских властей при принятии наиболее важных решений. А исходя из политической ситуации, политическая лояльность России сейчас имеет большее значение, чем экономическое партнерство с Литвой, Латвией и Украиной. Просчитывать все плюсы и минусы будущих сделок первоначально должен был специальный центр логистики, который планировалось создать в Беларуси. Но в итоге создан он так и не был. Создание такого центра, считает Б.Говоровский, Беларуси нужно, но в других странах подобные структуры рождались по инициативе не государства, а частных компаний. Любопытно, что в той системе экспорта, которая действует в Беларуси (прежде всего речь идет об экспорте калия – основного груза, перевозимого морем), самим предприятиям такой центр не нужен, поскольку стратегические решения о выборе направлений сотрудничества в конечном итоге принимают не они. Официально решение будет принято от имени грузовладельца, то есть Белорусской Калийной Компанией. В то же время большинство контрактов на поставку грузов через другие порты, в том числе Клайпеду, заключало именно предприятие – «Беларуськалий». Контракты с Литовскими железными дорогами, клайпедским портом, контракт на экспедирование в случае окончательного принятия решения о переориентации грузов на калининградский порт придется расторгнуть. А возмещать неустойку придется стороне, заключившей контракт,– «Беларуськалию», который итак находится не в лучшем финансовом состоянии. Но сейчас основным вопросом во взаимоотношениях Калининграда, Клайпеды и Минска остаются все же транспортные пошлины. Бронислав Говоровский считает, что его решение возможно в ходе трехсторонних переговоров Беларуси, России и Литвы. 6 июня прошли предварительные встречи экспертов, а вскоре планируются вывести переговоры на завершающую стадию. Вестись они, вероятно, будут в рамках так называемого соглашения «2К» (Калининград – Клайпеда), предусматривающего создание и Россией, и Литвой благоприятных условий для транзита грузов как в Клайпеду, так и в Калининград. Автор: Эмма Равич

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика