Приложение Бетера на Андроид

Все мы немного волхвы

Опубликовано: 31/12/2002 - 11:54

Новогодний потребительский стресс, наверное, уже можно вписывать в медицинскую энциклопедию. Розничные торговцы, которым наступают на пятки иностранные гиганты, с азартом взялись за распространение в нашей стране потребительской лихорадки. Ее рождественское (т. е. наше новогоднее) обострение уже обещает принести продавцам рекордные доходы, а покупателям острые головные боли. Циничный профессор социологии из Англии Колин Кэмпбелл перефразировал старинного философа и провозгласил такую максиму: "Покупаю следовательно существую", пишут российские ?Ведомости?. Кэмпбелл, описывающий уже устоявшееся западное общество потребления, говорит, что шоппинг помогает человеку познать самого себя. Человек не то чтобы покупает себе свое "я", а скорее конструирует его, выбирая тот или иной стиль одежды, место работы и отдыха, страну, район страны, вид из окна, набор чтива, китайскую или французскую кухню, стиль кантри или техно. Исследователь указывает на то, что еще поколение назад люди определяли себя исходя их своего статуса, слоя общества, веры. Все это, как правило, были наследственные, "обязательные" вещи. Они на глазах становятся все менее обязательными - их можно выбирать. Стало больше не только товаров и услуг - возможностей, идей и людей тоже больше. Из-за усиления конкуренции во всех областях мы сталкиваемся с постоянно усложняющимся многообразием. За каждого из нас борются между собой не только продавцы тарифных планов, путевок и елочных игрушек, но и сторонники той или иной системы обучения для наших детей, того или иного образа мыслей для нас самих. Умение выбирать становится все более существенным навыком. Тем более важным для выживания в житейском море, чем больше у нас возможностей. Чем меньше барьеров, тем больше выбор. Если в богатых обществах, о которых писал профессор Кэмпбелл, преодоление барьеров - во многом вопрос денег и социальной отваги, то в юном российском обществе все проще. Нас никто не держит. Убеждения двух-трех предыдущих поколений отброшены с легкостью и без сожаления. Британцам, шведам или японцам, несмотря на всю свободу потребления, приходится иметь дело с массой барьеров. Выбор школы, профессии, круга общения определяется рождением, поскольку "старые" общества слишком жестко структурированы, разделены на этажи и квартиры. У нас эти этажи и квартиры еще только строятся. Здесь легче из провинциального чудика превратиться в модного автора, из студента-гуманитария в успешного предпринимателя, из православного в буддиста. Многообразие возможностей - это и многообразие опасностей. Цена ошибки слишком высока. Студент-гуманитарий может ведь и жестоко прогадать в бизнесе, а провинциал так и останется несчастным графоманом. Если вернуться к Рождеству, от которого нам остается лишь ежегодное потребительское обострение, то стоит вспомнить, кто были те первые дарители. Волхвы были мудрецы с Востока, а возможно, и царственные особы. В любом случае в те времена в отсутствие потребительского изобилия (а оно наступило лишь 100-150 лет назад) дарение и получение подарков было царственной привилегией и требовало особой мудрости. Теперь это нелегкое дело, в силу самого изобилия возможностей, требует еще большей мудрости.

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика