Приложение Бетера на Андроид

«Российские кредиты для Беларуси – это гораздо хуже, чем низкие цены на газ».

Опубликовано: 22/02/2008 - 12:18

Эксперты оценивают нынешнюю ситуацию с ценами на газ для Беларуси и анализируют, как она измениться в будущем. - Что касается цен на газ для Беларуси в будущем, то ситуация может измениться под воздействием экономических, а не политических факторов, -- считает аналитик Янов Полесский. -- Как следует из ряда аналитических отчетов, опубликованных в 2007 году в России и на Западе, в недалекой перспективе «Газпром» может столкнуться с нехваткой газа по «длинным» контрактам, поэтому компании будет выгодно сократить потребление газа Беларусью (третьим по величине потребителем в странах СНГ) и Украиной. Поэтому через два года цена может вырасти до 200 долларов за тысячу кубометров. - Мне кажется, нельзя однозначно увязывать рост издержек на оплату газа с потерями роста производства: увеличение цен на газ совершенно не означает, что мы не сможем продать дороже свою продукцию на российском рынке, - говорит независимый экономист Валерия Костюгова. - Беларусь состоит во множестве российских лизинговых программ, ее продукцию охотно покупают региональные бюджеты. В результате повышение цен на газ может быть оплачено российским же бюджетом, а не потерями темпов роста. Иначе – как объяснить, что рост ВВП замедлился в 2002-2003 году, когда цены на газ были самыми низкими? Сокращение или отказ от государственных закупок белорусских товаров, как на федеральном, так и региональном уровне – может оказаться более серьезной опасностью, чем рост цен на газ. Пока же этот вызов только начинает приобретать вес. Сначала от белорусских товаров отказываются индивидуальные потребители, потом союзы российских производителей аналогичной техники – те из них, которые набирают достаточный вес - лоббируют принятие ограничительных мер для белорусских товаров на российском рынке. В конце концов, от них могут отказаться и бюджеты. Безусловно, «Газпром» заинтересован в повышении цен для Беларуси – впрочем, как и внутренних. Идея «Газпрома» – перекинуть основную нагрузку и дотирование цен для Беларуси (и для российского населения) на бюджет. Это стремление и зафиксировано пятилетним соглашением. Но в связи с политическим сезоном, необходимостью снижения рисков передачи власти и ростом цен на продукты, Кремлю понадобились бюджетные деньги, а потому нагрузку по поддержке белорусского партнера разделили «равномерно» между бюджетом и Газпромом. Когда закончится политическая кампания, я думаю, что они дадут и два миллиарда, - тем более что стабилизационный фонд уже разделили на две части. Но тут, думается, имеется зависимость: чем ниже цены, тем меньше кредит, и наоборот. Вместе с тем, я не считаю кредит адекватной заменой низким ценам на газ. Для белорусских властей кредит - хуже, чем низкие цены. Фактор низких цен нелегко выделить из общей работы экономики. Между тем как кредит предельно нагляден и максимально информационен в плане оценки действительной эффективности экономической политики белорусских властей. Кроме того, кредит нужно возвращать, в отличие от газовой дельты. Газпрому же бюджетных, «ничьих», денег не жалко. А вот недополученных доходов – вполне. При том, что командуют двумя этими карманами примерно одни и те же люди. Что же касается альтернативных источников энергии, то разговоры об их развитии обычно ведутся за неделю до переговоров с Россией о цене на газ и неделю после них. И до тех пор, пока мы можем продавать продукцию на российском рынке, включая в ее цену себестоимость газа, никто всерьез заниматься альтернативной энергетикой не станет. Директор BISS Виталий Силицкий расценивает замедление роста цен и новые стабилизационные кредиты прежде всего как попытку замедлить национальное самоопределение в Беларуси - Когда Россия начала повышать цены на газ для стран ближнего зарубежья в 2005-2006 гг., философией этого повышения было следующее утверждение: хотите быть независимыми – платите полную цену, - напоминает Виталий Силицкий. - На это ряд российских аналитиков имперской направленности замечали: «А нужно ли России, чтобы эти страны были независимыми?» Повышение цен на газ было способом экономического давления на страны бывшего СССР, в том числе и попыткой принуждения их к геополитической лояльности. Однако непредсказуемым последствием такого повышения цен стала гальванизация процессов национального самоопределения в бывших Советских республиках, в том числе и в Беларуси. Замедление роста цен и новые стабилизационные кредиты должны рассматриваться, прежде всего, как попытка «откатить» назад и замедлить этот процесс в Беларуси. Важно отметить, что в белорусско-российских отношениях вновь активизировался военный фактор. Косвенное подтверждение этого – спихивание Газпромом дотаций белорусской экономике на бюджет. Очевидно, что усиление стратегической роли Калининградского анклава и военно-стратегическое сотрудничество в плане противодействия системе ПРО требует от России воссоздания военно-транзитного статуса Беларуси. Экономические обязательства за такое воссоздание естественно должен нести российский бюджет, а не «Газпром». Говоря о скорости переходя к рыночным ценам на энергию, экономист Михаил Залесский привел аналогию с лягушкой: - Если ее кинуть в горячую воду, выпрыгнет. Если ее сварить, она не будет сопротивляться. Перевод с газа на мазут – возможно. Перевод с газа на уголь – вряд ли. Мы не видим сегодня толп населения, которые ходят с плакатами «верните коммунальные платежи» и плачут под зданиями администраций. И мы их не увидим. Правда, люди жалуются не властям, а друг другу – например, на сокращение сроков отпусков для учителей и на другие подобные проблемы. Цены на газ зависят от того, насколько эффективно будет работать российская нефтегазовая промышленность. В России есть мощные группы влияния – это группа Газпрома, это группа, которая заинтересована в финансовой и в военной поддержке Беларуси. Мы видим визиты руководителей российских структур и предприятий в Беларусь. Каждый доллар повышения цены на газ означает проникновение российского капитала. Основная проблема Беларуси в реакции на цены на газ – это ее структурная уникальность в политическом и экономическом плане, в отсутствии частных собственников, которые могут пролоббировать решения государства. Поэтому мы будем решать эти проблемы через инфляцию, через заимствование, через точечную приватизацию. Источник: BISS

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Яндекс.Метрика