Приложение Бетера на Андроид

Бизнес-образование в Беларуси продвигает частная инициатива – Павел Данейко

Опубликовано: 28/05/2009 - 07:54

Успех белорусских компаний всегда зависит от компетенций менеджмента. В условиях кризиса это правило тоже действует. Большую роль в повышении компетенций менеджмента в Беларуси играют бизнес-школы. Именно они позволяют менеджерам компаний перейти на более высокую профессиональную ступеньку. Как изменился спрос на рынке бизнес-образования в условиях кризиса? Какие образовательные программы на рынке сегодня более востребованы? Ситуацию на рынке бизнес-образования Беларуси корреспондент «БДГ» обсудил с председателем наблюдательного совета «Института приватизации и менеджмента» Павлом ДАНЕЙКО. - Рецессия в США в свое время привела к развитию бизнес-образования. А как сегодняшний кризис сказывается на рынке бизнес-образования Беларуси?

- Кризис привел к «схлопыванию» рынка. Это выразилось в том, что белорусские компании перестали тратить деньги на квалификационные программы. Зачем компании сегодня направлять в бизнес-школу маркетолога, обучать его за свой счет? Сегодня на рынке труда много невостребованных специалистов, можно взять готового маркетолога. Количество компаний, которые сегодня предпочитают искать на рынке уже готовых специалистов, значительно выросло.

Наблюдается сегодня также сокращение интереса к краткосрочным семинарам по узкой тематике для специалистов. Это связано, прежде всего, с тем обстоятельством, что компании, которые ранее направляли на эти семинары своих сотрудников, стараются сегодня сокращать расходы.

В то же время высокий интерес сохраняется к долгосрочным программам, таким, в частности, как Executive MBA. Другое дело, что по таким программам возрастает сегодня доля слушателей, которые за свое обучение платят сами. Компании реже стали оплачивать обучение сотрудников, которые сегодня идут учиться в бизнес-школы.

- Бизнес-школы Беларуси предлагают компаниям корпоративные программы. Существует ли сегодня спрос на корпоративное обучение?

- Спрос на корпоративные программы у нас в стране существует. Те компании, которым удается пережить кризис, уже сегодня задумываются: как дальше развивать бизнес, в каком направлении двигаться. На мой взгляд, спрос на корпоративные программы будет возрастать, и связано это будет с желанием компаний понять, куда им после кризиса идти, какой вектор развития выбрать для бизнеса.

В соседних странах спрос на корпоративные программы высок и компании готовы на это тратить серьезные суммы. В топ-школах стоимость одного дня обучения по корпоративной программе может достигать 100 тыс. евро. В Беларуси, понятное дело, стоимость корпоративных программ гораздо ниже.

В чем их привлекательность? Корпоративные программы – о том, что нужно делать конкретной компании. Там не обсуждается, что такое маркетинг, менеджмент или финансы. В рамках корпоративных программ речь идет о конкретном бизнесе, ведется поиск конкретных решений для компании, обсуждаются возможности по развитию определенного направления. Там не говорят об общих вещах, весь разговор максимально сфокусирован на задачах бизнеса. По этой причине сегодня, в условиях кризиса, корпоративные программы весьма востребованы белорусскими компаниями.

- В Беларуси на рынке бизнес-образования представлено несколько крупных долгосрочных программ. Практически все они реализуются совместно с зарубежными институтами. Насколько такие программы выгодны для белорусских бизнес-школ с точки зрения денег?

- Такие программы по понятным причинам не приносят нам большого дохода. Почему мы их делаем? Конечно, с одной стороны, можно пойти по российскому пути. Российские бизнес-школы в основном стараются продавать свои собственные программы. Это более выгодно. Ни с кем делиться не нужно, зарабатывать удается больше. Однако такой подход, как вы понимаете, таит в себе угрозу низкого качества образовательной программы.

Мы идем на сотрудничество с зарубежными партнерами осознанно. Несмотря на то, что такая схема работы позволяет меньше зарабатывать, на выходе мы получаем более высокое качество образовательного продукта. Кроме этого, благодаря сотрудничеству с зарубежными бизнес-школами нам удается повышать качество своих образовательных программ, что также очень важно.

- У вас есть опыт работы на рынке бизнес-образования России, много лет ваша компания работает на рынке бизнес-образования Беларуси. В чем принципиальная разница ситуации на белорусском рынке бизнес-образования от ситуации в России?

- Внимание государства к бизнес-образованию в России и Беларуси несопоставимо. В России, к примеру, президент страны Дмитрий Медведев является председателем попечительского совета Московской школы управления «Сколково». Правительство в России выделяет бизнес-школам десятки миллионов долларов на развитие.

В Беларуси развитие бизнес-образования не является приоритетом правительства. Кроме этого, нет здесь общественных фондов, как в Украине, которые помогали бы развитию бизнес-образования. Бизнес-образование в Беларуси продвигает только частная инициатива. Как следствие, инвестиции в эту сферу у нас на фоне соседних стран просто ничтожны.

Хотя потребность в повышении квалификации сотрудников белорусских предприятий сегодня просто огромна. Почему у нас монорыночная экономика и большинство экспортных потоков направлены на Россию? Потому что сотрудники белорусских предприятий не умеют продавать ее на западные рынки. Специалистов, которые умеют грамотно заниматься экспортной политикой, у нас крайне мало. Их нужно готовить.

Беседовал Дмитрий Заяц

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 оценка)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика