Приложение Бетера на Андроид

На складах все очень складно

Опубликовано: 08/04/2013 - 10:23

Сбыт готовой продукции — одна из острейших проблем белорусской экономики. Львиная доля произведенных в Беларуси материальных благ обреченно пылится на складах в ожидании добрых самаритян, согласных выложить хоть какие-то деньги за откровенный и безнадежный неликвид. 

И ладно, если бы от затоваривания складов страдали умирающие конторы типа «Красный текстильщик» из какой-нибудь провинциальной дыры, являющиеся едва ли не единственным местом работы здешнего электората и выживающие только за счет постоянных финансовых инъекций из тощего районного бюджета. 

Все намного серьезней: даже один из флагманов отечественной промышленности — Минский автомобильный завод объявил о переходе на четырехдневный режим работы. И если в марте особого значения этому не придавалось — временные трудности бывают у всех, то продление сокращенного режима работы на апрель вызвало широкий общественный резонанс: уж если останавливается МАЗ — что говорить об остальных? 

Правда, руководство завода поспешило заявить, что «данный режим работы предприятия относится только к работе главного сборочного конвейера и только к указанным дням, и, соответственно, переходом на сокращенную четырехдневную рабочую неделю не является», но факт остается фактом: успешное предприятие уменьшать объемы производства и отправлять людей в вынужденные отгулы не станет. А недавно в интернете появилась информация о том, что автозавод в мае может уйти на двухнедельные каникулы, которые продлятся с 1 по 14 число.

Проблемы со сбытом имеет еще один знаменитый белорусский бренд — «Коммунарка». Целый ряд товарных позиций (в частности, некоторые сорта карамели) не может найти покупателя, но их производство продолжается с упорством, достойным лучшего применения.

О многочисленных проблемах прочей белорусской промышленной «мелкоты» говорилось не раз. Склады готовой продукции завалены текстилем, коврами, игрушками, бытовой техникой, велосипедами, одеждой, обувью, посудой, керамикой, сувенирами и прочим неликвидом. Девать все это добро некуда — его не хотят брать ни за деньги, ни по бартеру, ни на реализацию. 

Это подтвердил и Национальный банк, который в одном из последних аналитических обозрений заявил: «Основной причиной большого количества запасов по-прежнему является выпуск промышленными предприятиями объемов продукции, не обеспеченных соответствующими объемами заказов на внутреннем и внешнем рынках, недостаточная конкурентоспособность отдельных видов отечественной продукции».

В этом бы не было ничего нового, если бы в последнее время складские запасы не начали стремительно расти. Если в 2011-2012 годах их объем колебался в пределах 50-60% от месячного объема производства, то сейчас динамика такова: на 1.01.2013 на складах лежало 56,5% месячного выпуска промышленной продукции, на 1.02.2013 — уже 67,9%, а на 1.03.2013 этот показатель достиг пугающей отметки 75,2% (рост с начала года на 33,7%), что стало рекордным значением за много лет. В денежном выражении объемы нереализованной продукции за два первых месяца 2013 года выросли на 7,474 трлн. рублей (866,2 млн. долларов США) и на 1 марта составили 29,667 трлн. рублей.

Почему продолжается и даже наращивается выпуск никому не нужной продукции?

Потому, что в соответствии с утвержденными правительством планами рост ВВП в 2013 году должен составить 8,5%, что для белорусской экономики в ее нынешнем состоянии является неадекватно завышенным показателем. Данные намерения подверглись критике со стороны экспертов Международного валютного фонда и Евразийского банка развития, но «у советских собственная гордость», и рекомендации авторитетных специалистов были с негодованием отвергнуты.

Секрет в том, что в Беларуси при оценке роста ВВП в расчет принимается не объем реализованной продукции, как это принято в современных методиках и делается в развитых странах, а количество произведенных материальных благ. Попросту говоря, чтобы ВВП вырос, главное — произвести продукцию, сдать ее на склад и отчитаться об объемах производства. А тот печальный факт, что в реальности она никому не нужна и лежит мертвым грузом, никакого влияния на достижение запланированных показателей не оказывает. Поэтому предприятиям из вышестоящих инстанций доводятся откровенно популистские планы по наращиванию объемов производства, которые и близко не соответствуют ни фактическим объемам реализации, ни более-менее адекватным экономическим расчетам.

Почему маркетинговые и сбытовые службы государственных предприятий демонстрируют полную коммерческую импотенцию?

Потому, что им ничего не надо. Зарплата сотрудников соответствующих структурных подразделений от объемов реализации не зависит, а если так — зачем напрягаться? Фактически маркетинговые и сбытовые службы на большинстве предприятий работают лишь формально и крайне далеки от использования современных, эффективных технологий продаж. О чем можно говорить, если многие производители не имеют собственных сайтов в интернете, а если таковые и имеются — на них порой смотреть без слез невозможно?

Современные методики продаж позволяют реализовать все, что угодно, но в Беларуси они почему-то невостребованы. Плюс ко всему наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров: ценные работники бегут из районов в областные центры, оттуда — в столицу, а из Минска — в Россию. Фактическое бездействие тех, кто по долгу службы обязан заниматься продвижением и реализацией продукции — одна из причин затоваренности складов.

Почему инициированная властями страны модернизация производства стала лишь поводом для развешивания агитационных плакатов и пустой болтовни на многочисленных совещаниях и планерках?

Потому, что нет денег. И в ближайшее время не предвидится. Но даже если они появятся (недавно в интернете прошла информация, что Россия в завуалированной форме предоставит Беларуси очередной финансовый костыль и выделит недавно затребованные 2 млрд. USD через Сбербанк) — не факт, что найдутся люди, которые сумеют ими грамотно и эффективно распорядиться. Велик риск, что закупленное современное оборудование (ведь его выбрать тоже надо уметь!) так и не будет введено в эксплуатацию и останется лежать мертвым грузом, постепенно ржавея и приходя в негодность — подобных примеров в Беларуси более чем достаточно. Правда, наверх пойдут радужные отчеты о том, что «в рамках модернизации освоено такое-то количество денежных средств». Только к экономике это не будет иметь никакого отношения…

Почему предприятия не переходят на производство востребованной и конкурентоспособной продукции, а продолжают гнать неликвид, для которого уже нет места на складах?

Потому что для переориентации производства нужны не только деньги, которых нет, но и желание руководства, его умение принимать грамотные управленческие решения, оперативно анализировать информацию и делать соответствующие выводы. Таких директоров в Беларуси можно пересчитать по пальцам: в основном руководящие должности на производственных предприятиях занимают безынициативные люди, которым проще выбить очередную дотацию из бюджета, чем проявить деловую хватку. У большинства из них напрочь отсутствует коммерческий талант и умение чувствовать рыночную конъюнктуру, а потому они оперируют лишь древними советскими методами руководства, убедительно доказавшими свою несостоятельность еще несколько десятилетий назад. Опять же — выполнять доведенные сверху показатели по наращиванию объемов выпуска продукции нужно уже сейчас, а переориентация производства требует времени. Когда горит план, все остальное на десятом месте…

Как планируется решать проблему затоваренности складов?

В лучших советских традициях. Уже подготовлен проект Закона «О государственном регулировании розничной торговли и общественного питания в Республике Беларусь», одна из норм которого предусматривает право исполнительной власти на проведение интервенций, направленных на принудительную разгрузку складов производителей и навязывание их продукции торговым сетям.

Попросту говоря, торговлю в приказном порядке обяжут брать пылящийся на складах производителей неликвид. На заседании круглого стола 28 марта, который состоялся в рамках 6-й Международной практической конференции «Технологии розничной торговли» директор ОАО «Постторг» и сопредседатель «Ассоциации розничных сетей» Сергей Смольский отметил, что данный проект готовился под мощнейшим давлением со стороны лобби государственных производителей, неспособных выпустить конкурентоспособный товар и не умеющих реализовывать собственную продукцию. 

Уже сейчас многие из них используют исполкомовские отделы торговли и услуг в качестве филиалов собственных сбытовых подразделений, которые, активно применяя административный ресурс, силой заставляют торговые предприятия брать заведомо не пользующийся спросом товар. Но если в данный момент подобная практика выходит за рамки правового поля, то после принятия Закона она будет полностью легальной.

Ударом ниже пояса для торговли является то, что ее обяжут рассчитываться за полученный товар даже в том случае, если он не будет реализован. И ведь как складно все получается! ВВП будет расти как на дрожжах, складские запасы — успешно разгружаться, а то, что за полнейшую коммерческую беспомощность государственных производителей расплачиваться будут объекты торговли — так это извините, продавать надо уметь, это их работа.

Но есть еще один вариант. Надежда на президента: не исключено, что он сумеет договориться в России на предмет покупки залежалой белорусской продукции. Возможно, это будут договоренности на высшем уровне, а если не получится — ничто не мешает совершить поездку по российским регионам и попросить губернаторов о содействии.

А может, такие договоренности уже существуют? Ибо другого клапана для выпуска пара, накопившегося в погоне за 8,5%-ным ВВП, пока не просматривается — за исключением очередной девальвации…

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Яндекс.Метрика