Приложение Бетера на Андроид

Господдержка: система готова к изменениям?

Опубликовано: 22/09/2011 - 08:18

Спустя почти полгода после первых проявлений серьезного структурного кризиса правительство взялось за изменение системы государственной поддержки реального сектора экономики. Но пока изменения происходят лишь в речах представителей исполнительной власти. Спустя почти полгода после первых проявлений серьезного структурного кризиса правительство взялось за изменение системы государственной поддержки реального сектора экономики.

Но пока изменения происходят лишь в речах представителей исполнительной власти. Последнее слово, скорее всего, останется за президентом.

Не проходит и недели, чтобы правительство не подняло темы неэффективного расходования государственных ресурсов, выделяемых подведомственным государству предприятиям.

“Вдумайтесь, из 769 предприятий, неплатежеспособность которых приобретает устойчивый характер, только к 14 применяются меры кардинального финансового оздоровления. Вот ваше движение, господа”, – заявил на заседании Совета министров Беларуси 2 июля премьер-министр Михаил Мясникович.

Но есть еще и предприятия, которые не платят по долгам несистематично. Всего, по словам премьер-министра, около 50% белорусских предприятий не могут похвастаться хорошей кредитной историей. Они берут деньги у государства, надеясь, что возвращать их впоследствии не придется.

Плоха не столько сама поддержка, сколько ее природа. Не прошло и полугода с начала системного кризиса в белорусской экономике, как премьер-министр признал, что все кредитование государственных программ и “поддержка” не вполне успешных государственных предприятий является эмиссионным, то есть, как справедливо утверждает сам премьер, неизменно ведет к инфляции.

М. Мясникович привел пример программы кредитования строительства молочно-товарных ферм. Мол, кредиты-то фермы получили, а эффективность они не показали: удои на этих фермах ниже среднего уровня по стране. “А кто будет отвечать за эффективность?”, – поздно, но справедливо спросил М. Мясникович.

Необходимо отметить, что на необходимость резкого сокращения финансирования государственных программ за счет эмиссионного кредитования неоднократно указывали эксперты, особенно на волне кризиса 2009-го года. Однако ни громкие речи руководства страны (особенно во время очередных “Дажынак”), ни обещания международным финансовым институтам и организациям не принесли пользы. Подпитывать еле дышащие организации, забирая средства для развития у эффективных предприятий, в Беларуси никогда не переставали.

Готовятся изменения

 

Кризис весьма отрицательно сказался на платежеспособности белорусских субъектов хозяйствования. По данным официальной статистики, за 5 месяцев 2011 года сумма общей кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций Беларуси составила 2,5 трлн. рублей. С начала года она увеличилась почти на 300 млрд. рублей.

На долю сельскохозяйственных организаций приходилось около 32,9% общей кредиторской задолженности. Еще месяц назад доля колхозов была большей – 35,1%. Это значит, что всему реальному сектору становится все более тяжело оставаться платежеспособным. А государство, продолжая политику кредитования, может вымыть из бюджета все ресурсы.

Понимая это, правительство взялось за скорую подготовку проектов двух указов об изменении системы государственной поддержки.

Для того, чтобы неэффективная система заработала, чиновники хотят принять новый механизм, основанный на двух принципах.

Так, согласно задумкам Минэкономики, государственная поддержка в скором времени ограничится программами, которые государство на данный момент считает приоритетными, и которые являются стратегически важными для экономики страны.

Кроме того, за государственную поддержку придется побороться.

"Речь идет о том, что при наличии определенных средств, при наличии желания государства активизировать деятельность в том или ином сегменте экономического развития выделение денежных средств должно осуществляться на конкурсной основе, исходя из эффективности результата", – сказал Николай Снопков, комментируя разработанный документ.

Фильтр предприятий, которые могут принимать участие в конкурсе, будут проводить только Министерство экономики и Государственный комитет по науке и технологиям и облисполкомы. По мнению министра, концентрация полномочий по проведению конкурсов лишь в этих органах позволит исключить межведомственное лоббирование и уменьшить бюрократические процедуры.

По словам Н. Снопкова, государственная поддержка будет в целом сокращена. Задействованными останутся лишь такие механизмы поддержки, как компенсация предприятиям процентов за пользование кредитами, а также предоставление бюджетных займов на срок до 5 лет и безвозмездных субсидий.

В целом, объем государственной поддержки может сократиться на две трети.

Как отметил Н. Снопков, реформирование системы государственной поддержки осуществляется в соответствии с договоренностями по субсидиям и господдержке в рамках Единого экономического пространства. А ведь нередко белорусская система поддержки, особенно сельхозорганизаций служила причиной для конфликтов с Россией.

В отношении отдельно сельскохозяйственных организаций механизм оказания государственной поддержки тоже претерпит изменения. Со скорого времени меры, которые входят в "зеленую корзину" ВТО, – субсидии, выделяемые на мелиорацию, известкование, племенное дело, селекцию и семеноводство, аграрную науку, официально не будут относиться к государственной поддержке.

Формально государственную поддержку сельскохозяйственным организациям будут оказывать только облисполкомы, исходя из нормативов по объемам сельскохозяйственной продукции и площади земель сельскохозяйственного назначения с учетом их кадастровой оценки.

В идеале государственная поддержка белорусским предприятиям, по мнению Н. Снопкова, должна оказываться по результатам работы предприятий.

"Мы предполагаем в среднесрочной перспективе осуществлять государственную поддержку не в начале, а по получению результата. Мы предполагаем, что это наиболее правильный подход, при гарантировании государством, безусловно, поддержки, после реализации. Но это в среднесрочной перспективе", – заявил Н. Снопков.

Слова прогрессивнее дел

 

Реформирование механизмов государственной поддержки белорусских предприятий назрела давно. Однако то, что этот процесс начался именно сейчас, имеет свои причины.

Задача правительства на данном этапе максимально приблизиться к бездефицитному бюджету, а это возможно только в том случае, если тратить меньше. В сегодняшней ситуации уменьшение государственной помощи неэффективным предприятиям выглядит наилучшим способом сокращения государственных расходов.

Кроме того, формирование Единого экономического пространства с Россией и Казахстаном требует создания единых механизмов государственной поддержки. И со стороны правительства, наверное, лучше сейчас постараться убить одним выстрелом двух зайцев, чем потом долго пристреливаться, пытаясь попасть в требования партнеров.

Однако что будет, если глава государства действительно подпишет документ, предполагающий сокращение на две трети объемов господдержки? В стране появится не менее полутора тысяч предприятий, находящихся на грани банкротства. С заводами и фабриками проще. Их попробуют приватизировать. Сельскохозяйственные организации, как неоднократно заявлял президент, он никому отдавать просто так не намерен.

Вероятно, тяжесть сокращения государственной поддержки селу ляжет на плечи "здоровых" сельхозорганизаций. К ним будут присоединены убыточные организации. В итоге общий уровень эффективности сельскохозяйственных организаций еще более понизится.

Расширение права частной собственности в сельском хозяйстве помогло бы решить эту проблему. И тогда решение сократить государственные дотации было бы целиком положительным.

Впрочем, пока окончательно неизвестно, будет ли система государственной поддержки действительно реформирована. По крайней мере, пока правительство говорит о сокращении государственной поддержки, работает оно по старой схеме. Так, 29 июля вышло постановление Совмина №1024, в котором предусматривается возмещение сельхозорганизациям части процентов за пользование кредитов на закупку продукции растениеводства, а также правительственные гарантии банкам на случай невозврата кредитов.

И, если верить Мясниковичу, в половине случаев к государственным гарантиям придется прибегать.


Михаил Вязынский, Агентство политической экспертизы
 

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Яндекс.Метрика