Приложение Бетера на Андроид

БИСС-блиц №03: ревизия Европейской политики соседства

Опубликовано: 10/07/2011 - 14:58

Агентство политической экспертизы представляет очередной выпуск BISS-блиц, посвященный обновленной Европейской политике соседства (ЕПС). Начало пересмотру Европейской политики соседства было положено летом 2010 года, однако окончательное содержание документа в большей мере было обусловлено событиями весны 2011 года, произошедшими в странах Северной Африки и Ближнего Востока.

В целом для ЕПС как таковой характерны два вектора направленности политики: восточный, включающий в себя, в том числе, программу «Восточного партнерства», и южный вектор, приоритетность которого, будучи заранее выше приоритетности восточного вектора, после арабских революций в значительно большей мере повлияла на перспективы реализации ЕПС. Фактически, после проведенной ревизии ЕПС слабо влияет на дальнейшее развитие отношений Беларуси и Евросоюза.

Регулятором сотрудничества в рамках обновленной ЕПС стал так называемый принцип «большее за большее» («more for more»), который до этого уже применялся в некоторых инструментах внешнеполитического взаимодействия ЕС. Принцип подразумевает углубление сотрудничества ЕС с соседями в обмен на проведение ими внутренних реформ: соответственно, более расширенное сотрудничество и большая поддержка подразумевают более глубокие структурные реформы.

Тот факт, что принцип «большее за большее» не является чем-то новым в стратегии внешнеполитических отношений ЕС, говорит об отсутствии наработок в том, что касается новых подходов к отношениям со странами-соседями. В нынешних условиях это, скорее, возврат к меньшему из зол: отсутствие строго прописанных механизмов реализации принципа странами-соседями ЕС относит его к области нормативных пожеланий, нежели к реальному инструменту взаимодействия.

Однако в целом пересмотренная ЕПС вводит более жесткие требования, в соответствии с которыми будут осуществляться взаимодействия со странами-соседями. Отсутствие положительной динамики в ситуации с правами человека и уровнем развития демократии будет являться поводом для снижения интенсивности взаимодействия с государством и перераспределение ее в сторону контактов с гражданским обществом. Формат взаимодействия с гражданским обществом теперь предусматривает использование двух новых инструментов: Европейского фонда в поддержку демократии и Инструмента гражданского общества. Функциональность же самой ЕПС планируется обеспечить за счет повышения бюджета Европейского инструмента соседства и партнерства до почти 7 млрд. евро.

Отдельно ЕПС предусматривает комплекс предложений для стран-участниц «Восточного партнерства». Во-первых, сделан акцент на стремлении к заключению Соглашений об ассоциации, предусматривающих глубокую экономическую интеграцию и создание расширенных свободных экономических зон. Во-вторых, предусмотренные ЕПС Программа всестороннего институционального развития и Пилотная программа регионального развития призваны снизить социальные и экономические дисбалансы развития и улучшить административный потенциал внутренних реформ. Отдельное внимание ЕПС уделяет перспективе либерализации визового режима со странами «Восточного партнерства» с вероятным переходом к безвизовому режиму в долгосрочной перспективе.

В отношениях с Беларусью ЕПС не приносит ничего кардинально нового: применение принципа «большее за большее» вряд ли дает надежды на «размораживание» отношений на официальном уровне. Можно прогнозировать некоторое увеличение контактов с неправительственными структурами, однако, отсутствие у ЕС четкой стратегии касательно Беларуси сделает соотношение контактов с гражданским сектором и государством колеблющимся и непостоянным. Одно из основных положений ЕПС, указывающее на необходимость стремления к расширению контактов и с гражданским сектором, и с государством, свидетельствует о низком пороге требований для возобновления контактов между ЕС и Беларусью на официальном уровне.

В свою очередь, одним из основных позитивных пунктов обновленной ЕПС является вопрос либерализации визового режима, что в долгосрочной перспективе может привести к полной его ликвидации.

 

Более подробно об обновленной Европейской политике соседства вы можете прочитать в докладе Евгения Прейгермана по адресу: http://www.belinstitute.eu/images/doc-pdf/bb032011ru.pdf.

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Яндекс.Метрика