Приложение Бетера на Андроид

Девальвация в пользу белорусских производителей

Опубликовано: 10/06/2011 - 07:28

Беларусь, искусственно создав барьеры на пути покупки валюты для импортеров, фактически вытеснила многих конкурентов со своего рынка и таким образом расчистила поле для отечественных производителей.

Из-за валютного кризиса в Беларуси многие импортеры российской продукции вынуждены были или заморозить свой бизнес или же уйти с белорусского рынка. С такими проблемами столкнулись, в частности, дистрибьютеры продукции ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ОАО «Вимм-Билль-Данн», ООО «Нестле Россия» и т. д.

Белорусская сторона понимает, что, искусственно ограничив для импортеров доступ к валюте, действует не совсем по правилам. Комментируя ситуацию, замминистра экономики Антон Кудасов заметил, что в международном праве существуют нормы, разрешающие государству применять специальные меры валютного контроля в соответствии с ситуацией национального платежного баланса. «Но это не должно влиять на товарные потоки», – сказал он.

Между тем, созданные белорусским правительством валютные ограничения, как очевидно, сильно влияют на товарные потоки. Это признал замминистра МИДа Александр Гурьянов, отметив в конце мая, что принятое решение о девальвации белорусского рубля приведет к тому, что ажиотажный спрос на валюту спадет, «экономически будет не так выгодно осуществлять импорт».

Жалуясь на условия работы в Беларуси, компании-импортеры забросали письмами о помощи правительство РФ. Первому вице-премьеру РФ Игорю Шувалову еще в конце апреля было направлено письмо с просьбой увязать выделение кредита для Беларуси с решением проблемы доступа к валютным ресурсам для импортеров. Этот пункт они попросили включить в программу по макроэкономической стабилизации, которую подготовила Беларусь для получения кредитных ресурсов.

Проблемы, с которыми столкнулись импортеры, работающие на белорусском рынке, хорошо известны российскому правительству. Недавно Минэкономразвития России озвучила перечень тарифных и нетарифных ограничений, действующих в отношении российских товаров по состоянию на 1 апреля 2011 года. В их числе министерство назвало нетарифные барьеры, введенные в Беларуси – это барьеры на приобретение иностранной валюты для оплаты импортируемых в страну товаров.

Однако ни на заседаниях Комиссии Таможенного союза, на других органов таможенной «тройки» Кремль публично не заявил о проблемах, уже возникших в интеграционном объединении.

Правда, вице-премьер правительства РФ, министр финансов Алексей Кудрин в марте в Минске констатировал, что курс валюты как экономический индикатор в Беларуси не работает в полной мере. Это вынуждает белорусское правительство прибегать к административным мерам, и отказ от таких административных мер, как было сказано, может быть условием выделения Беларуси кредитов. Действительно ли Россия обозначит этот вопрос в качестве приоритетного при выделении кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭс, станет ясно совсем скоро.

Пока же очевидно, что Беларусь, искусственно создав барьеры на пути покупки валюты для импортеров, фактически вытеснила многих конкурентов со своего рынка и таким образом расчистила поле для отечественных производителей.

С другой стороны, резко девальвировав национальную валюту, Беларусь таким образом создала для своих экспортеров дополнительные конкурентные преимущества в сравнении с компаниями других стран Таможенного союза. Благодаря обесценению рубля, белорусские экспортеры получают солидный выигрыш, продвигая свою продукцию на зарубежные рынки, прежде всего в Россию. Ведь в прошлом году белорусский экспорт увеличился в страны-партнеры по Таможенному союзу до 10 млрд. USD с 7 млрд. USD в 2009 году. Причем, белорусский экспорт в третьи страны в 2010 году по сравнению с предыдущим годом увеличился всего лишь на 5%, в то время как в страны ТС он возрос на 46%.

Пока за такую политику, создающую искусственные преимущества национальным производителям, Беларусь как страну-участницу Таможенного союза не наказывают. Однако в перспективе за нескоординированную экономическую политику проштрафившегося партнера грозят наказывать.

Страны таможенной «тройки» 9 декабря 2010 года подписали соглашение, предусматривающее координацию показателей в макроэкономической сфере. Оно обязывает страны ТС с 2013 года придерживаться определенных «коридоров» по показателям внешнего долга, дефицита бюджета и инфляции. При этом им еще предстоит согласовать механизм на случай, если одна из стран будет находиться либо в пограничной зоне этого «коридора» или выходить за него.

Что же касается вопросов, связанных с курсовой политикой, то, как отметил в конце мая на пресс-конференции в Минске замминистра экономики Беларуси Антон Кудасов, они являются предметом дополнительных соглашений, которые цетробанки стран ТС еще должны разработать. «Эти вещи будут координироваться, но это – предмет дополнительных документов, которые должны быть обязательно подготовлены в течение 1,5 лет», – сказал А. Кудасов.

Пока же, что также очевидно, Москва избегает публично комментировать действия партнера по таможенной «тройке», чтобы не испортить имидж нового интеграционного объединения. Тем более, в канун запуска качественно нового этапа – ЕЭП.

Российские чиновники уверенно заявляют, что финансовый кризис в Беларуси не повлияет на процесс формирования Таможенного союза. Единственное, в рамках интеграционного процесса создания ЕЭП возможны корректировки, пересмотр намеченных ранее переходных периодов, отметил недавно начальник аналитического управления ФТС России Владимир Ивин.

Вполне возможно, что такой переходный период для Беларуси потребуется в отношении соглашения о субсидиях в сельском хозяйстве, которое должно вступить с 1 января 2012 года.

Тем более, что правительство поставило в текущей пятилетке перед отечественными аграриями амбициозные задачи: увеличить экспорт сельхозпродукции до 7,2 млрд. USD при 4 млрд. USD сальдо внешней торговли.

Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства входит в пакет документов по формированию ЕЭП. Меры господдержки сельского хозяйства подразделяются на меры, не оказывающие искажающего воздействия на взаимную торговлю сторон сельскохозяйственными товарами, оказывающие такое воздействие и оказывающие такое воздействие в наибольшей степени.

В соглашении оговаривается, что меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю, могут применяться сторонами без ограничений. А меры, в наибольшей степени оказывающие искажающее воздействие на торговлю, не должны применяться вовсе.

Уровень мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, рассчитываемый как процентное отношение объема государственной поддержки сельского хозяйства к валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров в целом и определяемый как разрешенный объем, не должен превышать 10%.

При этом для Беларуси устанавливается переходный период до 2016 года, в течение которого уровень поддержки будет снижен с 16 до 10%. То есть, для Беларуси установлен очень щадящий режим снижения разрешенного объема господдержки – каждый год на 1%.

При этом в соглашении предусмотрена новая мера: денежные санкции против государств-нарушителей. Те государства, которые будут излишне субсидировать сельское хозяйство, попадут, как заявлено, на денежные санкции. Отметим, до последнего времени в рамках договоренностей по СНГ таких инструментов принуждения не было.

Если Беларусь не умерит аппетиты по господдержке своего АПК, ей вполне могут грозить денежные штрафы (если, конечно же, во внимание не будут приняты какие-нибудь белорусские смягчающие аргументы).

В Беларуси доля господдержки сельского хозяйства в 2010 году составила 15,4%. В 2011 году она запланирована уже на уровне 16%.

«Мы значительно большими темпами будем в ближайшие пять лет увеличивать объем сельхозпроизводства. При этом на уровне господдержки мы останемся либо на прежнем, либо чуть-чуть добавим», – заявила в начале февраля первый заместитель главы Минсельхозпрода Надежда Котковец.

По ее словам, господдержки в тех размерах, в которых она оказывалась ранее, в ближайшие 5 лет не будет. «Максимум – мы будем ее корректировать в сторону увеличения, учитывая индекс инфляции», – подчеркнула Н.Котковец.

На развитие АПК Беларуси в 2011 году планировалось направить 6,5 трлн. BYR бюджетных средств.

Вице-премьер Валерий Иванов в своем выступлении в феврале в Палате представителей Национального собрания отметил, что были предложения отказаться от бюджетной поддержки АПК, повысить цены и направить эти деньги на поддержку незащищенных слоев населения. Однако, как было сказано, Беларусь глубоко интегрирована в зону свободной торговли со странами СНГ, а также единое экономическое пространство. «Продукция, поступающая на этот рынок из третьих стран, субсидируется, в том числе с применением экспортных субсидий», – сказал он. Поэтому, по словам В. Иванова, любые меры по повышению цен на отечественное продовольствие, установление их на более высоком уровне, чем у стран-соседей, приведут к увеличению импорта продукции из этих стран в Беларусь.

Из этого комментария можно понять, что субсидирование АПК останется приоритетной задачей для правительства, поскольку это позволит сдерживать импорт сельхозпродукции в страну.

Хотя, как признал В. Иванов, финансовое состояние сельского хозяйства в Беларуси остается сложным. Затраты на производство сельхозпродукции превышают нормативный уровень. Растут долги. На конец 2010 года финансовые обязательства сельхозорганизаций составили 26 трлн. BYR – это почти в 2 раза превышает выручку от реализации сельхозпродукции. И это при том, что в Беларуси за прошедшую пятилетку господдержка АПК составила около 25 трлн. BYR.

Хотя А. Лукашенко недавно заявил, что к 2015 году сельхозорганизации и перерабатывающие организации должны увеличить выручку более чем в 2 раза, прибыль от реализации – в 9 раз, рентабельность продаж – до уровня не менее 11%. И напомнил правительству, что с созданием ЕЭП на внешних рынках придется конкурировать фактически без поддержки государства.

Однако в этом году отечественный АПК просит денег еще больше. Только на финансирование весеннего сева в Беларуси было потрачено 4,8 трлн. BYR – это на 33,3% больше, чем планировалось первоначально, что обусловлено удорожанием топлива, техники, запасных частей и т. д.

Любопытно отметить, что Нацбанк Беларуси лишь в этом году скинул с себя ярмо АПК, отказавшись от поддержки закрепленных за ним 14 сельскохозорганизаций. На 1 февраля 2011 года объем оказанной поддержки сельхозорганизациям, закрепленными за Нацбанком составил 3 трлн. 654 млрд. BYR, увеличившись на 49% с 1 января 2010 года. Кстати, продажа Нацбанком непрофильных активов была одним из условий МВФ в период действия программы stand-by – с января 2009 года по апрель 2010 года.

 

Справка: Господдержка субъектов хозяйствования в Беларуси

Ежегодно в Беларуси господдержку получают более 3 тыс. субъектов хозяйствования. Организации Беларуси в 2010 году получили более 1,62 трлн. BYR господдержки из бюджета (на 45% больше, чем в 2009-м).

Структура господдержки в 2010 году:
бюджетные ссуды и займы – 41,3%,
возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами – 22,7%,
отсрочка и (или) рассрочка уплаты задолженности по платежам в бюджет и ФСЗН – 19,8%,
финансовая помощь – 8,3%,
исполненные гарантий правительства по кредитам, выданным банками Беларуси – 6%,
налоговый кредит – 1,9%.

На 2011 год господдержка запланирована в объеме 2,2 трлн. BYR.


Татьяна Маненок, Агентство политической экспертизы
 

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Яндекс.Метрика