Приложение Бетера на Андроид

Нефтяная бомба под ЕЭП

Опубликовано: 28/10/2010 - 20:13

Союзное государство для Москвы – пройденный этап, экономических и политических дивидендов на нем уже не заработаешь.

Теперь у нее другой приоритет – новое интеграционное объединение под названием Таможенный союз. Союзное государство для Москвы – пройденный этап, экономических и политических дивидендов на нем уже не заработаешь. Теперь у нее другой приоритет – новое интеграционное объединение под названием Таможенный союз. Это более чем красноречиво продемонстрировало последнее заседание Союзного Совмина 15 октября, когда стороны рассмотрели 32 вопроса всего за 30 минут.

Зато состоявшаяся в тот же день в Москве трехсторонняя встреч премьеров Беларуси, России и Казахстана, на которой обсуждались зашедшие в тупик вопросы создания Единого экономического пространства (ЕЭП) Таможенного союза, вызвала куда больший интерес у идейного вдохновителя этого проекта – российского премьера Владимира Путина. Видимо, неслучайно В. Путин обратил внимание, что интеграция в рамках Таможенного союза «тройки» сейчас более серьезная, чем в рамках Союзного государства. Но если Россия и Беларусь создадут валютный союз, интеграция углубится.

Да, сказал В. Путин, Беларусь больше не настаивает на двух эмиссионных центрах для единой валюты Союзного государства, но требует, чтобы объединенный Центробанк формировался на принципах 50 на 50, а это несправедливо. Очевидно, что торг по введению единой валюты продолжится, но уже под шапкой Таможенного союза. Если Беларуси с этим не согласится, то и не получит от РФ энергетических преференций. И Минску дали время на то, чтобы он смог это осознать.

При наработке законодательной базы по ЕЭП в Таможенном союзе эксперты споткнулись об энергетические вопросы.

Конфликт интересов возник при подготовке проекта Соглашения о порядке организации управления и функционирования и развития общего рынка нефти, нефтепродуктов и газа при формировании ЕЭП Таможенного союза. Ответственной за разработку этого документа является российская сторона.

Из этого соглашения Россия предложила исключить газовую составляющую, а вместо этого подписать отдельное соглашение по газовой тематике.

Белорусская сторона категорически не согласить вынести за скобки ЕЭП стратегически важные вопросы для себя вопросы. Более того, требует внести в это Соглашение положение о синхронном переходе субъектов хозяйствования стран-участниц Таможенного союза на равнодоходные цены на газ.

Минск прекрасно понимает важность момента для торга: если на этапе создания ЕЭП не удастся отстоять свою позицию, потом уже не получится. Или же придется заплатить за это дорогой ценой – например, ценой передачи контроля в совместном газотранспортном предприятии «Белтрансгаз», где Беларусь и Россия пока имеют паритет. Но Кремль тоже не сейчас собирается сдавать самые принципиальные для Беларуси позиции, но при этом подал Минску надежду.

В. Путин признался, что для России предпочтительнее вывести все нефтяные и газовые вопросы за соглашение о Таможенном союзе. Но эти вопросы, как было сказано, являются важными «для судеб белорусской экономики и очень чувствительными для Казахстана». «И если уж мы формируем единое экономическое пространство, то, как многократно говорили представители Беларуси, мы должны создавать равные условия для хозяйствующих субъектов», – отметил В. Путин. То есть, как было сказано далее, в 2011 году российский газ в Беларусь будет поставляться на условиях действующего контракта, с учетом перехода на равнодоходные цены.

«Вместе с тем – я уже это сделал – «Газпрому»» дано указание начать работу по подготовке контракта на период с 2012 по 2015 год уже сегодня – с учетом наших общих стратегических целей, исходя из наших союзнических обязательств и желания выстроить единое экономическое пространство, с учетом выхода на равнодоходность с 1 января 2015 года», – заявил В. Путин.

Минску таким образом дали понять: если сейчас он не будет тормозить подписание документов по ЕЭП, то через год Кремль, возможно, пересмотрит условия поставок газа в Беларусь в сторону их приближения к российским. Это означает, что Москва должна снизит их почти в 2 раза (внутренние российские цены сейчас примерно в 2 раза ниже цены на газ для Беларуси).

Ситуация очень интересная: с одной стороны, Россия заявила, что сразу же после подписания и ратификации белорусской стороной пакета соглашений по ЕЭП отменит ввозные таможенные пошлины на нефть. С другой, попросила подождать еще годик, после чего пообещала пересмотреть условия поставок газа в нужном для Минске ключе. Получается, что Минск и Москва сейчас солидарны в том, что поскорее запустить ЕЭП. А значит, как заявил В. Путин, подготовить нормативную базу по ЕЭП же до 1 января 2011 года, а не в два этапа, как предполагалось раньше.

Как было заявлено, на столе переговоров сейчас находится 17 соглашений по ЕЭП, и большая часть из них или уже согласована, либо находится в высокой степени готовности, а по остальным документам идет конструктивное обсуждение.

Желание Кремля ускорить создание привлекательного для других стран бывшего Союза нового интеграционного объединения объяснимо. Неслучайно В. Путин заметил, что к ЕЭП будут подключаться другие партнеры по СНГ. «Интерес подключиться к ЕЭП проявляют Таджикистан, Кыргызстан, отдельные элементы ЕЭП привлекают Украину – мы с ними тоже будем обсуждать этот процесс», – отметил В. Путин. 2012 год – предвыборный год в РФ, с лозунгом ЕЭП российский премьер может пойти на выборы.

Однако наиболее несговорчивый партнер в таможенной «тройке» – Беларусь – может вновь затормозить подписание документов по ЕЭП.

В. Путин 15 октября в Москве еще раз объявил, что сразу же после ратификации Беларусью всех документов по ЕЭП нефтяные пошлины будут отменены. Это должно мотивировать официальный Минск к скорейшему подписанию судьбоносных документом в рамках  создания нового этапа Таможенного союза. Однако российский премьер не пояснил, на каких условиях это будет сделано.

Недавно об этом рассказал заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. По его словам, Россия откажется от экспортных пошлин на нефть в рамках ЕЭП, если Беларусь будет перечислять в российский бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты в полном объеме. К тому же Россия собирается в следующем году экспортные пошлины на нефтепродукты уже со следующего года до 85-90% от ставки экспортной пошлины на сырую нефть.

Сейчас эта ставка в РФ составляет примерно 55%, но речь идет о том, чтобы выйти на равнодоходность поставок нефти и нефтепродуктов. Беларусь же в этом году в связи с новыми условиями импорта российского сырья экспортные пошлины на нефтепродукты отменила.

Замминистра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко, комментируя 22 октября агентству ПРАЙМ-ТАСС предложение российской стороны, отметил, что Россия предлагает Беларуси перечислять в российский бюджет пошлины от экспорта всех нефтепродуктов, включая полученные из венесуэльской, белорусской нефти и другого сырья, переработанного на белорусских НПЗ. Ясно, что официальный Минск с этим не согласится и потребует распределения экспортных пошлин между двумя бюджетами.

В случае отмены пошлины на нефть Беларусь вынуждена будет снова ввести экспортные пошлины на нефтепродукты и унифицировать их с российскими. Поэтому специалисты понимают, что отменить российские пошлины на нефть для Беларуси – не главное. Главное – справедливо разделить экспортные пошлины на горючее между бюджетами двух государств.

Но сам процесс поиска компромиссного механизма этой дележки может вызвать аллергию у российских чиновников, зная, как непросто будет договориться с официальным Минском. Тем более, что сейчас при выработке этого механизма придется учитывать не только белорусскую, но и венесуэльскую нефть, а также сырье, которое перерабатывается на НПЗ Беларуси.

К тому же в истории союзнических отношений Беларуси и России были времена, когда российская нефть поставлялась в Беларусь без пошлины, но российский бюджет практически не получал дивидендов от ее переработки на белорусских НПЗ. Неслучайно экс-министр Минэкономразвития РФ Герман Греф, понимая, что согласовать справедливый и в то же время компромиссный подход при распределении экспортных пошлин на нефтепродукты практически невозможно, в 2007 году предложил ввести спецпошлину на поставляемую в Беларусь нефть в качестве гарантированного механизма перечисления экспортной выручки на нефтепродукты сразу в российский бюджет.

Напомним, что Минск с этим вынужден был согласиться после жесточайшего нефтяного конфликта с Москвой, вылившегося в приостановку поставок нефти в Европу. Теперь Россия хочет уйти от экспортных пошлин, на при этом придумать механизмы, по которым природная рента вернется в Россию.Что это за механизмы, гарантирующие перечисление природной ренты в российский бюджет, пока неясно. Очевидно одно: пока их не согласуют с партнером по Таможенному союза, бюджет очень сильно зависит от нефтедолларов, ускорить запуск ЕЭП, не удастся.


Для справки.

По данным Национального статистического комитета, нефтеперерабатывающая промышленность Беларуси в январе-сентябре 2010 года снизила объем производства на 27,5% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года до 19.150,2 млрд. BYR. При этом в сентябре 2010 года по сравнению с сентябрем 2009 года производство снизилось на 16,1%, а по сравнению с августом 2010 года – на 0,6%.

Производство автомобильного бензина по итогам девяти месяцев снизилось на 15,2% до 2.197,5 тыс. т, дизтоплива – на 24,5% до 3.806,6 тыс. т, топочного мазута – на 31,2% до 3.182,9 тыс. т, печного бытового топлива – на 36,4% до 303,4 тыс.т. Выпуск масел смазочных увеличился на 4,7% до 98,4 тыс. т, биодизельного топлива на 67,2% до 608,9 тыс. т.

Татьяна Маненок, Агентство политической экспертизы BISS,

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Яндекс.Метрика