Приложение Бетера на Андроид

Возможности нереализованные и остающиеся

Опубликовано: 14/04/2010 - 15:56

Встречи Лукашенко и Сидорского с руководителями ряда американских компаний наглядно продемонстрировали, что складывающаяся в двусторонних отношениях ситуация не слишком устраивает белорусское руководство.

Встречи Александра Лукашенко и Сергея Сидорского с руководителями ряда американских компаний наглядно продемонстрировали, что складывающаяся в двусторонних отношениях ситуация не слишком устраивает белорусское руководство. Правда, есть все основания полагать, что преимущественно (если не исключительно) в экономическом плане, поскольку на первой из них в очередной раз было высказано уже давно известное требование невмешательства во внутренние дела нашей страны. В свете этого представляется целесообразным рассмотреть, как могло бы развиваться взаимодействие в данной сфере в отсутствие препятствующих политических обстоятельств.

Заметно обострившаяся в последнее время ситуация в экономической сфере вынуждает официальный Минск пытаться расширить сотрудничество с Западом. До последнего времени главным объектом таких действий была объединенная Европа. Однако, как ни крути, лидером мировой экономики остаются Соединенные Штаты, и можно предположить, что нормализация контактов с ними в этой сфере оказала бы существенную помощь в решении сегодняшних проблем.

Для начала совершим небольшой экскурс в историю. В таблице 1 приведены данные о двустороннем товарообороте на протяжении всей истории независимой Беларуси.

Таблица 1. Товарооборот РБ c США (млн $)

Год

Экспорт

Импорт

Общий объем

Сальдо

1992

25,0

25,1

50,1

–0,1

1993

93,0

33,9

125,9

–58,1

1994

53,6

46,5

106,1

7,1

1995

45,0

47,9

92,9

–2,9

1996

52,0

52,9

104,9

–0,9

1997

65,9

40,7

106,6

25,2

1998

105,3

35,0

135,8

75,0

1999

93,6

26,0

119,6

67,6

2000

103,8

33,1

134,9

72,7

2001

108,1

34,9

143,0

73,2

2002

125,5

18,8

144,3

106,7

2003

215,3

84,1

299,4

131,3

2004

335,9

32,6

368,5

303,4

2005

345,2

34,9

380,1

310,2

2006

539,1

74,5

613,6

464,6

2007

1 033,1

101,5

1 134,6

931,5

2008

1 069,9

134,5

1 204,4

935,4

2009

574,0

137,3

711,3

436,7

Источник: U.S. Census Bureau, Foreign Trade Division (http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c4622.html).

Как видно, за исключением самых первых лет, сальдо в пользу нашей страны было положительным, причем в последнее время весьма значительным. Логично предположить, что прошлогоднее падение было связано с известными санкциями, введенными Вашингтоном. Если этой действительно так, то потери оказались весьма существенными, так что негодование белорусских властей вполне объяснимо.

Между тем, и поначалу сотрудничество развивалось достаточно динамично, в первую очередь, в организационном и юридическом плане. Так, были достигнуты договоренности об открытии в Минске американского бизнес-центра для содействия компаниям США в изучении возможностей в Беларуси в области торговли и инвестиций, а также белорусским компаниям в освоении рынка Соединенных Штатов; о создании двустороннего комитета по развитию бизнеса, регионального фонда предпринимательства, совместной комиссии по агробизнесу и развитию сельских регионов Беларуси. Был сформирован Совет директоров Фонда предпринимательства, предполагающий финансировать развитие бизнеса в Беларуси.

Была создана солидная договорная база: вступили в силу режим наибольшего благоприятствования в торговле, договоры о взаимной защите инвестиций и исключении двойного налогообложения. Осенью 1994 года президент Клинтон предоставил Беларуси статус бенефициара Обобщенной системы преференций (ОСП), что давало возможность беспошлинного ввоза в США свыше 4200 наименований продукции.

(Правда, шесть лет спустя на основании заключения специальной комиссии, согласно которому руководство Беларуси «не приняло достаточных мер для обеспечения международно признанных прав работников», тот же Клинтон официально прекратил действие ОСП в отношении Беларуси. Впрочем, таможенные платежи увеличились в среднем лишь на 5%.)

Можно вспомнить также многочисленные встречи А.Лукашенко с деловыми структурами во время его посещения Соединенных Штатов, и несколько визитов представительных делегаций крупных американских бизнесменов в Минск, и несколько состоявшихся заседаний белорусско-американского комитета по развитию делового сотрудничества.

Однако, за исключением отдельных, пусть и очень крупных компаний (Ford, Motorola, Coca-cola, Macdonald’s), американский бизнес открывавшимися возможностями всерьез не заинтересовался. Вряд поспособствовал подобному интересу и тот факт, что спустя короткое время первые две их них были вынуждены покинуть Беларусь. Со своей стороны, белорусские предприятия тоже не воспользовались фактическим открытием для них американского рынка, в чем их открыто упрекал бывший тогда послом в США С.Мартынов.

Сложившуюся благоприятную ситуацию белорусское руководство упустило. Причем, вопреки его заявлениям, это стало следствием, скорее, явного недостатка рыночных преобразований в Беларуси, нежели политического давления США. Безусловно, приверженность Америки принципам как демократии, так и рыночной экономики сомнений не вызывает. В то же время степень важности этих двух ведущих ценностей современного цивилизованного мира в глазах Белого дома, по-видимому, несколько различна. По крайней мере, примеры отношений Соединенных Штатов с различными странами мира, не являвшими и не являющими собой образцы демократии – Чили, Россией, Китаем, государствами Латинской Америки, – довольно наглядно свидетельствуют о том, что предпочтение отдается рыночному развитию.

Тем не менее, даже в таких, далеко не самых благоприятных условиях Беларуси удалось выйти на достаточно приличный уровень взаимодействия. Для иллюстрации в таблице 2 приведены объемы торговли с Соединенными Штатами ряда других стран – наших соседей, европейских бывших советских республик и Казахстана, а также более или менее сопоставимых с ней по размерам государств.

Таблица 2. Товарооборот ряда стран с США (млн $)

Страна

Общий объем

Сальдо

Австрия

8 915,7

3 838,7

Азербайджан

2 194,6

1 750,6

Армения

154,7

0,5

Болгария

452,8

3,4

Венгрия

3 316,3

–1 635,1

Греция

3 456,1

992,7

Грузия

433,4

–294,2

Казахстан

2 145,3

946,3

Латвия

432,0

–146,0

Литва

998,2

182,1

Молдова

35,0

–18,7

Польша

4 344,4

–265,5

Румыния

1 415,1

71,9

Россия

23 603,8

12 838,2

Сербия

172,8

–48,4

Словакия

631,4

415,0

Швеция

12 770,2

3 643,0

Украина

979,3

–400,9

Финляндия

5 649,9

2 318,7

Хорватия

454,8

48,2

Чешская Республика

2890,7

951,3

Эстония

345,4

–21,0

Источник: U.S. Census Bureau, Foreign Trade Division (http://www.census.gov/foreign-trade/balance/.html).

Как видно, до прошлого года наша страна занимала весьма достойное место в этом списке, особенно по величине положительного сальдо. Позади оставалась даже Украина, хотя понятно, что отношение Вашингтона к ней было несравненно более благосклонным.

А вот с точки зрения инвестиций положение значительно хуже, хотя, согласно данным белорусской статистики, США на протяжении последних лет находятся на втором месте после России по количеству созданных здесь  совместных и иностранных предприятий.

В качестве примера обычно приводят модернизацию Бобруйского пивоваренного завода фирмой Detroit Belarus Brewing Company. Инвестиционный фонд Horizon Capital приобрел треть акций «Минского транзитного банка». Американские инвестиции вложены в гомельскую кондитерскую фабрику «Спартак», Могилевский металлургический завод, лечебно-коммерческое СП «Белдентко», строительное предприятие «Арэса-Сервис».

К сожалению, по большому счету, все это чрезвычайно скромно. Если вспомнить, что, например, в 2008 году в белорусскую экономику было привлечено американских инвестиций на сумму всего около 62 млн долларов, то не вызывает сомнений, что по данному показателю Беларусь уступает всем или почти всем приведенным выше странам.

По словам бывшего временного поверенного в делах США в Беларуси Джонатана Мура, американские бизнесмены согласны, что бизнес-климат в Беларуси в последнее время несколько улучшился. Однако они считают, что их права недостаточно защищены, зато количество условий, которые выдвигается при приватизации государственной собственности, слишком велико. Вдобавок многие хотели бы получить в собственность землю.

На данный момент трудно представить, что сегодняшние власти сделают какие-нибудь радикальные по их понятиям шаги. Но если обстановка вынудит их в конце концов пойти на уступки, то приведенные факты дают основания надеяться, что тогда наша страна может оказаться в неплохом стартовом положении.

Андрей Федоров, Агентство политической экспертизы www.belinstitute.eu

 

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Яндекс.Метрика