Безвыходным мы называем то положение, простой и ясный выход из которого нам не нравится. Станислав Лем
Создание АЭС и ядерного сектора энергетики в стране влечет за собой необходимость радикальной трансформации всей системы национальной безопасности, что предполагает значительную дополнительную нагрузку на имеющиеся ресурсы.
Организационные, материальные, технологические и человеческие ресурсы не только нуждаются в существенном усилении и адаптации к новым условиям, но и в образовании целого ряда новых подсистем. Кроме того, что принципиально важно, потребуется обеспечить их согласованное и эффективное функционирование как единого целого.
Специфические особенности ядерной энергетики – чрезвычайно жесткие требования к условиям обеспечения безопасности в связи с повышенными по сравнению с традиционными источниками эксплуатационными рисками, а также особая опасность ядерных материалов и технологий с точки зрения риска их распространения и злонамеренного использования.
В силу данных обстоятельств ядерная безопасность в современном мире обеспечивается совместными усилиями как национальных, так и международных механизмов. Беларусь является участницей около 20 международных соглашений в области ядерной и радиационной безопасности, таких, как Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), конвенции о ядерной безопасности, о физической защите ядерного материала, о борьбе с актами ядерного терроризма и др.
Однако в связи с появлением АЭС потребуется провести значительную работу по переводу системы учета и контроля ядерных материалов, а также их физической защиты на качественно более высокий уровень. Все это предполагает целый ряд последовательных шагов – таких, как наращивание необходимой нормативно-правовой и организационно-технической базы, завершение комплектования вновь созданных структур: Госатомнадзора (Министерство по чрезвычайным ситуациям) и Департамента по ядерной энергетике (Министерство экономики) специалистами, формирование новых подразделений в МЧС и МВД, подготовка специалистов для работы на АЭС и ее обслуживания и многое другое.
АЭС в плену «циклов нерешения проблем»
Как представляется, наиболее уязвимыми местами проекта белорусской АЭС являются средне- и долгосрочное планирование и прогнозирование. Судя по доступным публикациям, данные аспекты оказались недостаточно четко проработаны. Это касается прежде всего кумулятивного эффекта от нарастания факторов неопределенности в результате неблагоприятного наложения нескольких циклов: цикла мирового экономического кризиса (неизвестные величины – продолжительность, характер и последствия кризиса); цикла финансирования строительства АЭС и ее введения в эксплуатацию (неизвестные величины – объемы, стабильность, гарантированность финансирования; степень возможного удорожания строительства и его продолжительность); циклов колебания цен на энергоносители и исчерпаемости ресурсов ядерного топлива и цикла старения и обновления базовых энергетических технологий (неизвестные величины – продолжительность, виды и эффективность научно-технических инноваций).
«Идеальный» жизненный цикл белорусской АЭС без поправок на вероятные осложнения выглядит следующим образом:
Строительство: 2010 – 2016-2019 гг.
Испытания и ввод в эксплуатацию (оценочно – около 1 года): 2017-2020 гг.
Промышленная эксплуатация (оценочно – до 60 лет): 2077-2080 гг.
Полная остановка реакторов, вывод из эксплуатации и разборка (оценочно – до 40 лет и более): 2099-2140 гг.
Временное хранение радиоактивных отходов на территории АЭС (способ и временные рамки не определены): начиная с ( ? )
Окончательная утилизация радиоактивных отходов и захоронение
отработанного топлива (способ и временные рамки не определены): начиная с ( ? )
В то же время, по последним оценкам, требуется по меньшей мере 5 лет для того, чтобы создать правовую инфраструктуру для ядерной энергетической программы, от 2 до 10 лет – чтобы провести лицензирование, и около 5 лет – чтобы построить АЭС. Итого – не менее 15 лет до того момента, когда в стране, где ранее не существовало требуемой инфраструктуры, впервые сможет быть введена в эксплуатацию атомная электростанция.
Если применить эту временную шкалу к Беларуси, то получается , что при благоприятных условиях станция сможет начать работу на ранее 2025 года. Однако, согласно авторитетным экспертным прогнозам, через 30-50 лет ожидается появление значительно усовершенствованных и более безопасных и эффективных энергетических технологий, включая ядерные. А это будет означать, что даже не достигнув середины своего жизненного цикла, белорусская АЭС может оказаться устаревшей и не будет соответствовать качественно новым стандартам безопасности и эффективности..
В финансово-экономическом плане стоимость создания АЭС в Беларуси соизмерима с размером государственного бюджета (плюс выплата процентов по внешним заимствованиям) при значительном росте внешнего долга. Кроме того, как показывает мировая практика, стоимость выведения станции из эксплуатации может составить 40 % и более от стоимости ее строительства. Это многолетний процесс, в ходе которого персонал станции, ее системы и, соответственно, вся инфраструктура жизнеобеспечения должны продолжать свое функционирование.
В плане национальной безопасности требуется создать весьма затратную новую инфраструктуру ядерной безопасности, осуществить глубокую перестройку и переоснащение системы национальной безопасности, ее нормативно-правовых, организационно-технических элементов, а также организовать специальную систему подготовки и переподготовки специалистов. Вся система национальной безопасности подвергнется значительному напряжению, дополнительной нагрузке, и значительная ее часть будет «работать на станцию».
С точки зрения экологии появляется новый регион с особым режимом экологической/радиационной безопасности (в дополнение к территориям, подвергшимся радиоактивному заражению в результате аварии на Чернобыльской АЭС), который станет источником потенциальных рисков для страны и центральноевропейского субрегиона. АЭС привносит в процесс развития всей социоприродной системы Беларуси принципиально новый, обладающий значительным потенциалом воздействия, в том числе опасного по своим последствиям, техногенный цикл продолжительностью более чем в 100 лет.
Эксплуатация станции – само по себе весьма рискованное предприятие, при котором ряд серьезных проблем, не имеющих на сегодняшний день оптимальных и, что самое главное, безопасных решений, будут «импортированы» в результате реализации крайне дорогостоящего и экологически рискованного проекта и «подарены» последующим поколениям в надежде, что «к тому времени» нужные технологии появятся.
До сих пор не найдены способы надежного и безопасного окончательного захоронения радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива. При дальнейшем развитии ядерной энергетики в мире стоимость временного хранения, переработки и захоронения отходов будет возрастать, в частности, при использовании в этих целях услуг других государств или их консорциумов.
Наконец, ожидаемый 25-процентный вклад АЭС в белорусский энергетический «микс» – это, конечно, немало, но и не панацея. В плане энергетической безопасности произойдет не столько ее укрепление или диверсификация поставщиков энергоносителей, сколько замена определенной доли зависимости страны от поставок газа на новую зависимость от российских ядерных материалов и технологий и know-how (в дополнение к кредитной привязке). А это, в свою очередь, способствует зависимости политической.
К поиску точек выхода
Резкий скачок уровня неопределенности в региональной и глобальной финансово-экономической и энергетической системах, обострение проблемы безопасности поставок энергоресурсов и, как следствие, энергообеспечения, побуждает к тому, чтобы еще раз, исходя из новой, уже изменившейся обстановки, проанализировать все «за» и «против» строительства АЭС в Республике Беларусь и взвесить возможные альтернативы с тем, чтобы избежать нежелательных осложнений:
• отложить начало строительства АЭС до стабилизации международной финансово-экономической среды и проявления благоприятных комплексных тенденций развития ситуации в стране и мире (динамику цен и доступность энергоресурсов, реальную обеспеченность финансирования проекта, геополитические и другие ключевые факторы);
• сконцентрировать имеющиеся ресурсы на реализации и совершенствовании уже принятых программ по энергосбережению и развитию традиционных и альтернативных источников энергообеспечения;
• рассмотреть складывающийся спектр возможностей регионального сотрудничества с целью укрепления энергобезопасности государства, включая вопрос о целесообразности подключения к энергетическим проектам в регионе, в том числе участие в строительстве и последующем использовании АЭС в Литве (или Балтийской АЭС в Калининградской области);
• активизировать внешнеполитические усилия государства по созданию многостороннего международного механизма решения энергетических проблем (в т.ч. развитие новых энергетических технологий) и включению Беларуси в формирующиеся инициативы и перспективные форматы такого сотрудничества.
Источник: Аналитический центр “Wider Europe”