Приложение Бетера на Андроид

Рынку интернет-рекламы мешает лишь инертность мышления

Опубликовано: 02/07/2009 - 22:01

Леонид Муравьев: "Белорусы привыкли гнобить все отечественное и сомневаться в его качестве, а зря".

Руководитель компании «Акавита» Леонид Муравьев отвечает на вопросы Marketing.by и рассказывает о планах на будущее свой компании, о будущем интернет-рекламы, об исследованиях аудитории и мониторинге в этой области.

 
— Что сегодня из себя представляет компания «Акавита»?
 
— Смотря на что смотреть. Если смотреть на род занятий — мы, скорее, исследовательская компания. Даже не так, мы единственные в Беларуси, кто зарабатывает на интернет-исследованиях деньги. Кроме того, в составе «Акавиты» есть агентство интернет-маркетинга, которое помогает клиентам использовать интернет в бизнесе.
 
Если же смотреть на численность, то мы пока небольшая компания, но быстро растём. Я сам удивился, когда осознал — полтора года назад «Акавита» состояла из Фёдора Короленко и меня. Сейчас над проектом постоянно работают 12 человек, один из которых в Украине.
 
— В какой стадии находится проект «Акавита Мерник», и когда можно будет его считать полноценным продуктом?
 
— Вообще, странный вопрос. «Мерник» уже скоро год как находится в стадии коммерческой эксплуатации, просто он постоянно улучшается. А о полноценности пусть судят наши клиенты.
 
Белорусы, кстати, привыкли гнобить всё отечественное, и сомневаться в его качестве, а зря. Например AdRevolver — одна из крупнейших мировых баннерокрутилок, купленная пару лет назад Yahoo! за 300 млн., родилась в Беларуси.
 
В то же время «Мерник» — это единственная автоматизированная система мониторинга интернет-рекламы в СНГ, которая открыто о себе заявляет. В Украине, например, несмотря на их развитый рынок, многие смотрели на нас, как на чудо. И это неудивительно — интернет-рекламу безумно сложно мониторить и решений, подобных «Мернику», крайне мало.
 
— Какие еще интересные проекты в планах компании «Акавита» и какова их география?
 
— Ну, во-первых, это «Мерник» в Украине, он даже не в планах — он уже три месяца там работает. На днях будем публиковать отчеты за три весенних месяца.
 
Во-вторых, это «Плиса» — система контроля размещения, мы представляли её на Байнете 2.3. Это незаменимый инструмент, который позволит организовать контроль количества показов и кликов, и даже посчитать суммарный охват по рекламной кампании. Мы планируем начать её бета-тестирование в конце июня и запустить в эксплуатацию в августе.
 
И вообще, в «Акавите» уникальная ситуация: как сервису нам почти 10 лет, а как бизнесу — всего год с небольшим. За 10 лет у пользователей скопилось огромное количество ожиданий. Например, от нас давно ждут новой версии статистики, ждут результатов по «Тутэйшым», нового рейтинга, СтАна (глобальной статистики Байнета) и многого другого. Кое-что из этого мы успеем сделать за лето, которое у нас выходит очень жарким, несмотря на дожди :) Остальное к концу года, дальше пока не загадывали.
 
— Как ты оцениваешь сегодняшнюю ситуацию на рынке интернет-рекламы — основные тенденции и прогнозы? Как считаешь, рынок покажет плюс или минус?
 
— Рынок интернет-рекламы покажет плюс, вопреки снижению стоимости рекламы. Бюджеты медленно перетекают в интернет. Появляются новые рекламодатели. Я вообще ожидал, что будет плохо, но пока ожидания не оправдались.
 
— По твоему мнению, что мешает более быстрому развитию белорусского рынка интернет-рекламы?
 
— Для нашего рынка интернет-рекламы всё на удивление просто — ему мешает лишь инертность мышления. Это не страшно, инертность мышления не вечна и преодолевается со временем.
 
Все доводы, которые можно привести против интернет-рекламы — бредовы.
«Нет данных для планирования интернета?» — Да их в разы больше, чем в наружной рекламе.
 
«Неясно, как измерять эффективность?» — Да так же, как и на телеке! Только в отличие от оффлайна в интернете есть точные числа показов сообщений, а не предположительные.
 
И так далее. Просто интернет сложен, мелкие бюджеты, много площадок. Оффлайновому агентству проще купить телевизора побольше, получить комиссию и расслабиться. Агентства халявят, клиенты прощают — вот и вся помеха.
 
— Как ты оцениваешь сегодняшние позиции игроков на рынке интернет-рекламы (агентства, сейлзхаусы), а также позицию ведущего портала страны TUT.BY?
 
— Пока не склонен говорить. Первое полугодие нерепрезентативно. В конце года будет ясно, мы обязательно опубликуем сводный отчет по рынку на основе данных «Мерника».
 
— Ходят слухи, что компания «Акавита» продалась УП «Надежные программы». Так ли это?
 
— Мы очень долго варились в своём соку, не рассказывали ничего даже о новых продуктах. Отсюда всякие слухи и ползут. На самом деле нет в «Акавите» никакого чужого капитала — мы до сих пор отказывались от инвестиций и обходились собственными средствами.
 
Что до слухов — то началось всё с добрых намерений. «Акавита» решила начать экспортировать данные своего рейтинга в cvs, для всех желающих. Думали, люди будут на базе нашего экспорта делать свои рейтинги. Сделают «Рейтинг сайтов про маркетинг», например. Сделали экспорт, разослали пользователям письмо о том, как получать данные, стали ждать.
 
А в результате воспользовался этим только каталог TUT.BY (там у каждого сайта появилась иконка с нашими данными), о чем и сообщил всему миру в виде новости с заголовком «Акавита и TUT.BY скрестили свои каталоги».
 
Как в известном анекдоте про Гоголя на суку, эта новость стала источником слуха про, то что «Зиссер купил Акавиту за 12 000 долларов». Сумма, кстати, нас огорчила. Недооценивает нас народ.
 
— Ходят слухи также, что Федор Короленко ушел из команды «Акавиты». Так ли это? Если да, то почему?
 
— Ай, ложь наглая и провокация. Фёдор с нами, а мы с Фёдором.
Недавно он на два месяца улетал в отпуск, в первый раз смог надолго отъехать за последние 10 лет. Как результат, пропустил две конференции, на которых его хотели видеть. Может оттуда слух, кто знает?
 
— Ты как любитель цифр и точных расчетов заявляешь, что CTR не является показателем эффективности. Как ты предлагаешь оценивать эффективность различных видов интернет-рекламы?
 
— Есть две эффективности — «текущая» и «по факту». Это связано с тем, что продажи (основной показатель эффективности) растут с отставанием от выходов рекламы.
 
Для «текущей» можно использовать и CTR, и число людей, дошедших до целевой страницы (например, страницы «Контакты») и ещё целую кучу параметров. Этим интернет и хорош, что можно корректировать кампанию по ходу, что повышает эффективность.
 
С «по факту» всё сложнее. Например, если можно опросить клиента, где он видел рекламу — это круто, можно измерить обращения/продажи по источнику. Это работает, например, для автодилеров, банков, всех b2b-компаний и порой для операторов связи.
 
А если реклама нацелена на рост знания, как в случае FMCG, то тут можно измерять только эффективность медиамикса в виде прироста этого самого знания. Или извращаться, запуская только интернет-рекламу для определенного продукта, что далеко не всегда хорошо.
 
Да, нужно не забывать, что интернет — просто канал. Почему-то вопрос об оценке эффективности размещения на радио при параллельном размещении на телеке и в журналах встречается реже :)
 
— Как ты оцениваешь перспективы развития проекта Андрея Вардомацкого по исследованию интернет-аудитории, а также аналогичного проекта компании Gemius?
 
— Данными от НОВАК мы будем пользоваться. Просто потому, что это единственный источник информации о белорусской аудитории всех сайтов в интернете, а не только части.
 
Я воздержусь от комментариев о судьбе Gemius, ибо я верю в успех открытого проекта «Тутэйшыя», который даёт всем желающим практически то же самое, что и Gemius Audience, только бесплатно. Первые отчеты «Тутэйшых» участники получат уже на этой неделе.
 
При этом «Тутэйшыя» не будут проектом одной «Акавиты». Это реальный открытый проект, к которому мы планируем привлечь университеты, профессиональных социологов, маркетологов и вообще представителей широкой общественности.
 
— Есть информация, что у компании Gemius есть отдельный отработанный продукт по мониторингу интернет-рекламы. Наверняка он скоро появится на рынке. Оцениваешь ли ты его как будущего конкурента «Мернику»? В чем особенности того или иного продукта.
 
— В Украине Gemius уже 3 года и до сих пор там нет мониторингов интернет-рекламы. И вообще ни в России, ни в Украине у Gemius нет, насколько мне известно, коммерчески успешных проектов. Т.е. они меряют, но не продают.
 
Если я правильно понимаю ситуацию, их мониторинг возможен из-за доминирующего положения баннерокрутилки AdOcean на некоторых рынках. Это не мониторинг, это просто передача медиапланов клиентов их конкурентам. Таких «мониторингов» в России полно. Возможно, я ошибаюсь, но пока никто не переубедил меня.
 
Так что, у нас полно возможностей. И в Беларуси, и в Украине, и вообще. Сейчас, кстати, модно в Казахстан ходить :) Главное, мы без устали работаем, чтобы эти возможности реализовать, и не боимся здоровой конкуренции.
 
Беседовал Сергей Скороход, Marketing.by
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Яндекс.Метрика