Приложение Бетера на Андроид

Борьба за воду

Опубликовано: 28/05/2009 - 07:52

Страны Центральной Азии не могут договориться об эксплуатации ресурсов трансграничных рек.

Бог, как известно, делит неровно, однако иногда недостаток чего-нибудь одного компенсирует избытком другого. Богатые энергоносителями государства Центральной Азии – Узбекистан, Казахстан и Туркменистан – испытывают острую нехватку воды, что уже превратилось для них в серьезную проблему. Они лежат в низовьях рек Амударьи и Сырдарьи, которые формируются в горах Тянь-Шаня и Памира и питают Аральское море. Зато не имеющие нефти и газа Кыргызстан и Таджикистан расположены в верховьях этих рек, и на них приходится 90% объема их воды.
Таким образом, богатые получают воду от бедных. При этом последние не могут оплачивать поставки углеводородов по рыночным ценам, так что свой шанс выхода из кризиса они видят в развитии электроэнергетики. Кроме того, они считают, что вода – это тоже товар, а потому нижележащие страны должны производить ежегодную оплату за услуги по ее многолетнему накоплению, хранению и подаче.
Основанием для такого требования послужил доклад Всемирного банка «О взаимосвязи водных и энергетических ресурсов в Центральной Азии». В нем предлагается признать, что «стране, расположенной вверх по течению реки, необходима компенсация в денежной форме за услуги по накоплению воды, которую она обязана предоставлять, неся значительные затраты для своей экономики, а также предусмотреть в соглашениях суммы, оплачиваемые в денежной форме за услуги по накоплению воды».
Однако в случае возведения Таджикистаном и Киргизией крупных электростанций, каковыми по проектам являются Рогунская и Камбаратинская ГЭС, Узбекистан, Казахстан и Туркменистан начнут испытывать серьезные проблемы в сельском хозяйстве. Особенно активно выступает против строительства Ташкент. По его мнению, в результате его Узбекистану, Казахстану и Туркмении будет нанесен колоссальный экологический, социальный и экономический ущерб.
Существует еще и проблема Аральского моря. За последние десятилетия оно существенно уменьшилось в результате пересыхания и может исчезнуть окончательно. Уже сейчас солевые и пылевые бури, образующиеся на поверхности обнаженной площади моря, уничтожают и без того небогатый растительный мир, а местные жители страдают болезнями дыхательных путей.
В конце апреля лидеры всех пяти стран собрались в Алма-Ате, чтобы попытаться договориться. Инициатором встречи выступил Ислам Каримов, который ради достижения поставленных целей даже оставил в стороне свои прежние разногласия с казахстанским коллегой.
Но, как и следовало ожидать, договориться не удалось. Каримов обвинил Таджикистан и Кыргызстан в заботе исключительно своих интересов и потребовал проведения международной экспертизы. В ответ глава Таджикистана Эмомали Рахмон отказался подписывать итоговые документы саммита, если из них не уберут поправки Каримова, которые, по сути, ставили условия Киргизии и Таджикистану в обязательном порядке согласовывать с соседями строительство новых ГЭС в регионе.
Чтобы не накалять атмосферу, Нурсултан Назарбаев предложил исключить из итоговой декларации вышеназванные пункты, и в итоге совместное заявление лидеров все же было подписано. Однако его трудно назвать содержательным: стороны в очередной раз лишь заявили, что «подтверждают заинтересованность в выработке взаимоприемлемого механизма по комплексному использованию водных ресурсов и охране окружающей среды в Центральной Азии с учетом интересов всех государств региона».
Следует отметить, что в рассматриваемые отношения вмешиваются и внешние силы, прежде всего, Россия. Не случайно Каримов не преминул вставить ей шпильку: дескать, «третьими странами политизируется данный вопрос» для решения геополитических вопросов и управления всем регионом. Действительно, Москва сначала пообещала Таджикистану достроить Рогунскую ГЭС, затем заверила Узбекистан, что без его согласия делать этого не будет, а после приняла решение о выделении кредита Кыргызстану в $1,7 млрд на строительство Камбаратинской ГЭС.
Данная ситуация весьма наглядно характеризует отношения между «братскими» странами, входящими в СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и так далее. Это еще одно основание для того, чтобы сделать вывод о «блестящих» перспективах данных организаций, к большинству которых принадлежит и Беларусь.

 

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Яндекс.Метрика