Приложение Бетера на Андроид

Повезло? Дефицит госбюджета Беларуси значительно сократился, но 2022 год будет непредсказуемым

Опубликовано: 14/10/2021 - 10:29
Повезло? Дефицит госбюджета Беларуси значительно сократился, но 2022 год будет непредсказуемым

Дефицит бюджета, по данным Минфина Беларуси, сократился с прогнозируемых шести миллиардов рублей — до одного. Однако, перспективы на 2022 год — туманны: чиновники говорят о бюджетной консолидации, независимые экономисты о том, что темпы роста в будущем году, вероятно, сохранить не удастся.

Три важных вещи о бюджете

1. «Изначально, когда мы формировали бюджет текущего года нашей страны, мы исходили из консервативных оценок. Непонятно было, как страна выйдет из пандемии, как будут выходить из пандемии все наши коллеги, которые приобретают наши товары, работы и услуги, сколько мы сможем заработать для страны в целом», — рассказал министр финансов Юрий Селиверстов.

В итоге сначала «был достаточно весомый дефицит на уровне 4 млрд рублей, который в начале года с учетом уточнений всевозможных возрос до шести».

2. Однако ситуация к концу года значительно улучшилась: «На сегодня по итогам девяти месяцев наш дефицит составляет чуть более 1 млрд рублей, то есть, менее 1% ВВП».

3. А вот с 2022 годом пока все непонятно, Селивестров не дал никакой конкретики. Бюджет планируется «в сжатых, экономных условиях» в соответствии с термином бюджетная консолидация: «группируются все доходы, отказываемся от расходов, которые могут подождать, чтобы максимально быть в балансе». Однако чиновник обещает рост зарплат.

И еще две вещи о белорусской экономике

1. На протяжении последних 20 месяцев в Беларуси не прекращается отток средств из банков. За этот период граждане забрали из белорусских банков 2,311 млрд долларов в эквиваленте (50,2% валютных вкладов).

2. Годовая инфляция в Беларуси в сентябре превысила 10%, сообщили в Национальном статистическом комитете Беларуси.

Повезло

«По сравнению с тем, что они планировали 6 миллиардов дефицит, миллиард — это действительно хороший показатель. Но тут министр финансов, правительство — не при чем. Никто в конце 2020 года не думал, что цены взметнутся так сильно, что можно будет за счет экспортной выручки предприятий-экспортеров обеспечить такое пополнение бюджета. Это называется — повезло», — прокомментировал БДГ ситуацию с сокращением бюджетного дефицита экономист Ярослав Романчук.

Он назвал это «внешнеэкономической блажью». «Даже за 8 месяцев был профицит бюджета. До конца года власти постараются накачать инвестиционный потребительский спрос, отсюда они планируют миллиард дефицита бюджета», — пояснил эксперт.

Если будет миллиард дефицита, добавил экономист, «это копейки, ничто, потому что ВВП 155 млрд». «Даже если он будет 6 млрд — то это показатель управляемый. С учетом золотовалютных резервов, денег, которые дал МВФ. До вступления в санкции 2021 год белорусские власти заканчивают достаточно уверено», — подчеркнул Ярослав Романчук.

А вот ситуация в 2022 году будет непредсказуемой. «Мы видим тенденцию по металлам, продуктам деревобработки и пищевым продуктам, не исключено также падение цен на энерготовары. Это не позволит белорусским властям хотя бы сохранить темпы роста 2021 года. Будет падение», — считает экономист.

По его мнению, «это будет то время, когда нужно будет проявить управленческие навыки и таланты, которых в условии засилья генералов и полковников в экономических блоков ждать не приходится».

«В феврале-марте будет подготовка к референдуму. На нее ресурсов хватит. А дальше будет гораздо сложнее и все будет зависеть, насколько жестким будет выполнение санкционного режима со стороны Европейского союза», — подчеркнул эксперт.

А что санкции?

Сами санкции все еще не начали действовать, начнут или в конце 2021 года, или в 2022, поэтому пока что власти могут «говорить, что нас бьют, а вы посмотрите, как растем, продовольствия на 30-50%, рост продаж в ЕС».

«Для пропагандистов это действительно так: никакого влияния санкции пока не оказали, кроме влияния на отдельные фирмы, людей. В целом для страны, как показывают цифры торговли, бюджета, влияния пока никакого нет, — отметил Романчук. — Даже если представить, что в первой половине 2022 года санкции будут иметь эффект, как предсказывал Всемирный банк в свежем докладе, то они начнут говорить: «Мы же воюем, а на войне «алягер ком алягер», ничего не сделаешь. Ребята, терпите, это все «змагары» сделали со свой страной. Идеология будет переключаться в другой режим».

Первый эффект от санкций экономист ожидает в первой половине 2022 года. «Если в список попадут нефтепродукты все, калийные удобрения все, финансы. Тогда это действительно будет иметь очень серьезный эффект», — считает он.

И отмечает, что при этом уже с июня засекречен внешнеторговый баланс: «власти выстраивают альтернативные каналы экспорта через разные подставные компании или Российскую Федерацию». «Сейчас оценить глубину падения или объем невозможно, потому что цифры в энергетических товарах, химических товарах — засекречены», — заключил Ярослав Романчук.

Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал БДГ.Деловая газета в Telegram.
Оцените эту статью: 
Средняя: 3.3 (3 оценок)

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика