Приложение Бетера на Андроид

Зазеркалье-2: Белстат уверен, что в Беларуси – капитализм

Опубликовано: 29/05/2013 - 08:09

БДГ продолжает пристрастно исследовать отчеты Белстата. И обнаруживает много интересного. Если верить статистическому ведомству, в Беларуси уже построен капитализм – Белстат утверждает, что в Беларуси доминируют частные предприятия, а государство играет совсем незначительную роль. Мы попытались разобраться, откуда такие чудеса.

Мы привыкли считать, что государство доминирует в экономике Беларуси. Приватизация у нас, мягко говоря, не в почете, как и частный бизнес; правительство занято созданием государственных концернов и холдингов, президент говорит о необходимости сохранить государственное доминирование то в молочной, то в кондитерской, то в какой-то еще отрасли. Экономисты при каждом удобном случае вспоминают, что государство контролирует, по разным оценкам, от 70 до 80% белорусской экономики. И все сходятся во мнении, что единственный сектор, который на 90-95% контролируют «частники», – это торговля.

Вот только Национальный статистический комитет уверен в обратном. На сайте Белстата в числе прочей информации обнародован доклад «Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-апреле 2013 г.». В нем есть весьма любопытный раздел под названием «Институциональные преобразования», в котором собрана статистика по юридическим лицам, формам их собственности и сферам деятельности.

Итак: по данным Белстата, всего в Беларуси зарегистрировано 135.087 юридических лиц, из которых коммерческие организации составляют 82,1% (110.872 юрлиц). Что касается последних, то в государственной собственности находится 13% юрлиц, в частной собственности – 82,9% (из нее организации с долей государственной собственности – 1,3%), в иностранной собственности – 4%.

То есть в докладе Белстата мы видим одну картину, в реальной жизни – другую. Возникает логичный вопрос: насколько вообще адекватны эти цифры? Ответить на этот вопрос мы попросили известных белорусских экономистов.

Эксперты БДГ по-разному отнеслись к такому парадоксальному соотношению государственного и частного бизнеса. Одни уверены, что налицо лукавство Национального статистического комитета.

«Адекватность этих цифр вызывает у меня большие сомнения. Белорусские органы статистики, как, собственно, все правительство, изобрели свою семантику разным словам и терминам. Вот смотришь на цифры, написано «иностранные инвестиции», а присмотришься, там и долги, и кредиты, – говорит экономист, глава «Центра Мизеса», Ярослав Романчук. – Смотришь инфляцию и надеешься получить то, что называется инфляцией в рыночных странах. Вместо этого получаешь скрытую от глаз весьма ограниченную корзину товаров и услуг. Так и с частным сектором. В Беларуси еще не было даже малой приватизации, не говоря о большой, а с точки зрения цифр Белстата она – приватизация – у нас уже завершилась.

МВФ, ЕБРР, Всемирный банк указывали на размер частного сектора в экономике Беларуси (как объем производимого ВВП) в 20-30%. По занятости частный сектор составляет 10-15%. Почему вдруг по численности частный сектор занимает более 80%, трудно сказать. Очевидно, это некая особая методика определения понятия «частный». Сколько бы наши власти не говорили «халва», во рту слаще не станет. Нам нужна полноценная частная экономика, в которой рыночный сектор – это минимум 80-85%».

Другие наши эксперты считают, что сама по себе статистика адекватна – с чисто формальной точки зрения. Другое дело, что официальные цифры маскируют реальное распределение собственности и средств производства (львиная доля осталась в собственности государства), и потому, формально пребывая в меньшинстве, госпредприятия обеспечивают 80% и более рабочих мест и ВВП страны.

 

«В принципе, ничего удивительного в цифрах Белстата нет. Да, частных организаций, частных компаний зарегистрировано больше. Но это же не означает, что у них больше собственности и денег, – говорит глава Ассоциации малого и среднего бизнеса Сергей Балыкин. – Надо смотреть, какая доля ВВП приходится на госсектор, каково соотношение крупных и мелких компаний. Мелких компаний много и они в основном частные, но их вклад в ВВП страны невелик – не более 15%, думаю, приходится на частный сектор. У нас правительством ставится задача довести до 30% долю ВВП, приходящуюся на малый и средний бизнес.

Вот у меня фирмочка, в которой работают два-три человека, а у государства – МАЗ с 20.000 работников. Но формально и то, и то – унитарные предприятия. А в сельском хозяйстве… Колхозы – они формально частные, но мы понимаем, что это организации лишь номинально частные. Предприятия потребкооперации – тоже формально частные, но полностью контролируются государством».

«Цифры Белстата абсолютно правильные – если исходить из простого числа зарегистрированных юридических лиц. А если смотреть на объем собственности, то все наоборот, – считает Владимир Карягин, глава Республиканской конфедерации предпринимательства. – Доля «частников» в ВВП очень мала (не более 25%), так как государство ничего не вкладывало ни в инфраструктуру предпринимательства, ни в малый и средний бизнес. 95% частных предприятий являются арендаторами, а не собственниками производственных и прочих активов. В Беларуси – самое нищее предпринимательство в мире!».

Итак, частные компании в Беларуси действительно преобладают – но лишь количественно. И здесь явно не применимо знаменитое высказывание Сталина о том, что «Количество – само по себе качество». Частные фирмы – это не танки Т-34.

Примечательно, что в докладе Белстата «Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-апреле 2013 г.» есть и раздел «Валовой внутренний продукт» – в нем можно, например, узнать, что Гомельская область по ВВП опережает Брестскую. Или что если год назад ВВП рос в основном за счет промышленности, то сегодня промышленность оказалась в минусе, а ВВП растет за счет чистых налогов на продукты и розничной торговли.

Но нет в этом докладе никакой информации о том, какую долю ВВП Беларуси формируют государственные, а какую – частные предприятия. Рискну предположить, что, следуя курсом правительства, Белстат просто рисует для иностранцев – в лице МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и потенциальных инвесторов – картину, показывающую, что институциональные преобразования в Беларуси уже произошли. И что белорусской экономикой теперь «рулит» частный сектор, а государство просто сохраняет за собой некую разумную долю собственности. Мы-то с вами понимаем, что это далеко не так, но вот зарубежные гости привыкли первым делом все же изучать официальную статистику…

Примерно так же лукавит министр информации Олег Пролесковский, когда в ответ на заявления о притеснении независимых СМИ в Беларуси приводит статистику, согласно которой в нашей стране зарегистрированы 1496 газет и журналов, из которых 1084 – негосударственные. Только забывает сказать, что из этих частных СМИ, почти все – информационно-развлекательной направленности, а серьезные общественно-политические издания можно пересчитать по пальцам.

Ведомства – разные, а тактика – одинаковая.

Оцените эту статью: 
Средняя: 4 (6 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика