Как франчайзи обманывают франчайзеров

Опубликовано: 12/10/2021 - 09:49
Как франчайзи обманывают франчайзеров

Если бизнесмен видит потенциальную прибыль, то начинает действовать. Однако важно, чтобы активность оставалась в рамках закона.

Когда бизнесмен покупает франшизу, он получает не только новые возможности, но и берет на себя ответственность перед франчайзером и обязательства следовать условиям, указанным в договоре.

Но некоторые франчайзи соглашаются только на словах, изобретая нечестные схемы получения дополнительной прибыли. И получается клуб веселых и находчивых, но только без веселья.

Как франчайзи обманывают франчайзеров, какие наиболее распространенные проблемы возникают в таких отношениях и на что обратить внимание франчайзеру, расскажет Кира Гофштадт, собственник и руководитель компании Franch Region (организация выставок франшиз в России и СНГ).

Все самое вкусное и в одну тарелку. Спасибо

Общепит — соблазнительное место для экспериментов. Распространенная ситуация, когда франчайзи не желает оставаться в рамках концепции: ну и что, что это кофейня! Люди ведь не только кофе любят пить. А что, если добавить самое популярное? Например, суши, пиццу и плов. Кстати, здесь школа за углом, так что торговать пирожками неплохая идея, ведь школьники их точно любят. Стоп. Концепция на то и концепция, что она подразумевает единый стиль, а в случае с кофейней и продуманное меню. 

Изменения в меню — часто не единственная вольность. Нередко для повышения дохода франчайзи меняет цены в сторону увеличения, сокращает штат и декорирует витрину на собственное усмотрение. В итоге — штрафы, если они прописаны в договоре, и дополнительный контроль со стороны франчайзера.

Скромность не украшает

Если роялти (ежемесячный или ежеквартальный платеж) зависит от дохода, то некоторые франчайзи предпочитают замалчивать свои успехи и не платить франчайзеру полную сумму. Двойная бухгалтерия и неуплата налогов — части такого сценария.

Найти своего человека

Часто в договоре коммерческой концессии указываются с какими именно поставщиками будет работать франчайзи. Логика тут простая: репутация превыше всего, надежный поставщик с качественным товаром — неотделимая часть налаженной работы. Но у франчайзи иногда возникает желание сэкономить и найти своего человека. Например, недопустимые случаи (так было с одним сетевым рыбным магазином), когда франчайзи вообще выходят на «серый» рынок.

Все плохо

Еще одна ситуация с неуплатой роялти. Франчайзи убеждает франчайзера, что инвестиции на открытие франшизы были гораздо выше, чем заявлены, времена плохие, дохода нет. Однако плохие времена не освобождают от ответственности, платить все равно придется.

А мы знакомы?

Неуплата роялти хотя бы один раз должна стать тревожным знаком для франчайзера. Вот пример. По франшизе был открыт фитнес-клуб, все было хорошо, несколько месяцев франчайзи исправно платил роялти. Потом начались проблемы с платежами, был период переписки, и, наконец, пришло время проверки со стороны франчайзера. Что в итоге увидел франчайзер? Клуб есть, сохранилась концепция, но вывеска уже другая, хотя фирменные цвета те же. А все документы на владение бизнесом оформлены на близкого родственника. Это сложная ситуация, потому обман налицо, а вот доказать что-то сложно: лазеек в законе все еще достаточно много.

Франшиза подразумевает довольно жесткое соблюдение правил и договоренностей, взамен франчайзи получает возможность работать под именем известного бренда, помощь франчайзера и часто дополнительную рекламу. Отправиться в собственное одиночное плаванье или плыть под началом капитана — выбирайте сами, но и отвечайте за свой выбор.

Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал БДГ.Деловая газета в Telegram.
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 оценка)

Новости партнеров

 
Яндекс.Метрика