Распродажа «фамильного серебра» начнется с МЗКТ?

Опубликовано: 04/07/2013 - 07:27

Российская финансово-промышленная группа «Ростех» получила от Госкомимущества Беларуси предложение купить 75% минус одна акция Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). Эта сделка очень интересна россиянам – ведь на шасси МЗКТ ездят почти все российские ракеты. Но стороны уже сейчас признают: торг предстоит долгий и ожесточенный.

То ли они предложили, то ли им предложили…

3 июля российское деловое издание РБК Daily сообщило, что госкорпорация «Ростех» (ранее известная как «Ростехнологии») начала переговоры о покупке еще одного белорусского промышленного актива. Если до сих пор обсуждалось создание под «крылом» «Ростеха» холдинга по производству тяжелых грузовиков «РосБелавто» (МАЗ + КамАЗ), то теперь россияне могут купить контрольный пакет акций Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). Как рассказал журналистам глава компании Сергей Чемезов, Госкомитет по имуществу Беларуси предложил структурам «Ростеха» приобрести 75% минус одна акция компании. То есть белорусская сторона хочет оставить себе только блокирующий пакет акций (25% + одна акция), что позволит Минску в случае необходимости, например, предотвратить переход предприятия в третьи руки или его ликвидацию.

Правда, Чемезов сразу оговорился, что сделка может и не состояться, так как оценки белорусской и российской сторон относительно стоимости МЗКТ различаются в несколько раз. «Сейчас проводится оценка этих акций. Рассматривается вариант инвестирования в предприятие с российской стороны за счет допэмиссии, то есть деньги от продажи пойдут на развитие самого предприятия. Возможно, переговоры завершатся до конца этого года», – сказал он.

Источник РБК daily, близкий к переговорам, рассказал, что на данном этапе стоимость МЗКТ сложно оценить: основной и единственный заказчик – это Минобороны РФ и, с одной стороны, актив очень интересен для России, с другой – не совсем очевидны долгосрочные перспективы предприятия. По словам Сергея Чемезова, «о цене пока говорить рано, так как due diligence еще не проводилась». Определенным козырем в переговорах может стать и то, что КамАЗ (в котором «Ростеху» принадлежит 49,9% акций) планирует начать самостоятельное производство аналогичной техники в 2016 году.

Директор аналитического департамента российской инвесткомпании «Регион» Валерий Вайсберг отмечает, что, согласно отчетности МЗКТ, предприятие может стоить примерно $31 млн. Его стоимость будет расти, так как выручка растет при сохранении средней рентабельности 15%, отмечает эксперт. Согласно отчетности МЗКТ, в 2010 году выручка завода составила $36,5 млн, в 2011 году она составляла уже $61,8 млн, а в 2012 году завод заработал $130,5 млн. Один из источников РБК daily, знакомый со сделкой, отмечает, что хорошие финансовые показатели дают основание белорусской стороне просить за предприятие как минимум в четыре раза больше.

Первое, что обращает на себя внимание во всей этой истории – это слова Чемезова о том, что инициатива исходила от Госкомимущества РБ. Здесь можно вспомнить, что это именно россияне в феврале нынешнего года сами предложили купить у Беларуси МЗКТ. Это произошло 12 февраля, во время визита в Беларусь российского вице-премьера Аркадия Дворковича. Хотя об интересе россиян к МЗКТ говорилось и ранее.

Между тем, «Ростех» не единственный интересуется МЗКТ. Ранее интерес к минскому заводу проявляли холдинги «Алмаз-Антей» и «Русские машины». 3 апреля губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев подписал в Минске соглашение, в котором было прописано намерение купить контрольный пакет акций минского производства Нижегородским машиностроительным заводом, который входит в «Алмаз-Антей». Однако затем российское правительство решило, что интеграцией МЗКТ в оборонный комплекс будет заниматься «Ростех» – как единственный эксклюзивный партнер со стороны России. 

Колеса для «оборонки»

Исторически так сложилось, что МЗКТ – одно из ключевых предприятий не столько для белорусского, сколько для российского военпрома. Отсюда и безусловные успехи белорусского гиганта, и столь же серьезные угрозы для него. Для России продукция, производимая МЗКТ, имеет принципиальное значение: минский завод выпускает платформы для систем ПВО, зенитных и – главное – стратегических ракетных систем.

На минских шасси сегодня катается вся огневая мощь России. МЗКТ выпускает платформы для ракетных комплексов «Искандер», «Тополь-М» и «Ярс», РСЗО «Ураган», «Смерч», «Град», «Торнадо», комплексов ПВО «Оса-1Т», «Бук-2М», «Тор-М2», С-300 и С-400 «Триумф», противокорабельных береговых ракетных комплексов «Бастион», «Бал-Э», «Клаб-М». И множества прочих образцов наземного подвижного вооружения и военной техники.

Флагман модельного ряда Минского завода колесных тягачей – шасси МЗКТ-79221 (колесная формула 16х16). Оно разработано для пусковых установок и транспортных машин российских подвижных грунтовых ракетных комплексов стратегического назначения «Тополь-М» и «Ярс», их перевозки по всем видам дорог и разведанной местности и боевого применения. На данный момент «Ярс» – наиболее современный комплекс межконтинентальных ядерных ракет, состоящий на вооружении России.

Также предприятие выпускает под маркой Volat самую разнообразную спецтехнику гражданского назначения, включая тяжелые самосвалы, аэродромные тягачи, седельные и балластные тягачи, автопоезда грузоподъемностью 40-100 тонн, прицепы и полуприцепы грузоподъемностью от 15 тонн до 100 тонн.

МЗКТ на 100% принадлежит Госкомитету по имуществу РБ, однако оперативное управление заводом осуществляет Государственный военно-промышленный комитет (ГВПК). 90% продукции МЗКТ поставляется на рынок России. 

Мнение эксперта

«Вообще ситуация вокруг вхождения российского капитала в МЗКТ выглядит как, говоря цензурно, попытка участников процесса жестко обмануть друг друга. В продаже контрольного пакета акций МЗКТ русским видится два принципиальных момента: интеллектуальная собственность и инвестиционные планы, – считает Андрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog. – Для Беларуси более предпочтительной была бы продажа производственных мощностей при сохранении права собственности на разработки МЗКТ и по возможности, вывода инженерных подразделений предприятия в отдельную структуру под государственным контролем. Это тем более актуально, что «Ростех» является основным акционером КамАЗа. Может статься, что белорусские разработки «уплывут» в Набережные Челны. Вот тогда КамАЗ при некоторой доле везения и сможет освоить продукцию аналогичную выпускаемой на МЗКТ. Чтобы пресечь подобное развитие событий белорусские власти активно продвигали другого партнера-инвестора – концерн «Алмаз-Антей».

Относительно инвестиций: в кулуарах озвучивалась сумма в $1 млрд в качестве условия для продажи контрольного пакета. Именно объем инвестиций, гарантируемых новым акционером, является принципиальным вопросом, а не сама по себе стоимость акций МЗКТ. Очевидно, что если тот же «Ростех» вложит в МЗКТ миллиард, то он будет заинтересован в отдаче, в том, чтобы предприятие работало. А не просто вывезти техническую документацию на изделия в Россию».

По мнению эксперта БДГ, российский интерес очевиден: установление контроля над стратегическим активом. При этом МЗКТ стратегический именно для России, для Беларуси его роль незначительна. Угрозы, что к 2016 году КамАЗ сможет разработать шасси, аналогичные минским, следует рассматривать как прожектерство с элементами блефа и «распила». Проблема КамАЗа в отсутствии инженерной школы, которая в Беларуси худо-бедно, но присутствует. Показательно, что немецкий акционер КамАЗа Daimler AG уклоняется от предложений российской стороны по наращиванию его доли в капитале автопроизводителя. Более того, была информация, что те инвестиции в КамАЗ, которые уже сделаны, Daimler списал в убытки. КамАЗ выживает исключительно благодаря федеральному госзаказу. «Остается надеяться, что у белорусских властей хватит выдержки и упорства и продажа МЗКТ пройдет на приемлемых для нас условиях и без участия «Ростеха», – говорит Поротников.

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Яндекс.Метрика