Приложение Бетера на Андроид

Что власти собираются делать с госпредприятиями?

Опубликовано: 22/12/2015 - 12:05

Белорусская экономика по итогам 2015 года в кризисе: ВВП страны, скорее всего, будет зафиксирован на уровне минус 3,5%. Утвержденный прогноз на следующий год также не вселяет уверенности в завтрашнем дне.

Планируется, что экономика прирастет на 0,3%. Однако это не является показателем развития, скорее – отражением стагнации, как отечественного хозяйства, так и экономической мысли, которая должна вывести его на новый вектор роста. Ведь даже если в жизнь претворится самый оптимистический сценарий и валовой продукт прирастет на заданную величину, это все еще будет ниже среднемировых темпов роста ВВП. И тем более медленнее динамики развития развивающихся экономик.

Согласно последнему выпуск World Economic Outlook от Международного валютного фонда, ВВП мира в 2016 году увеличится на 3,6%, развивающиеся страны прибавят 4,5%.

Таким образом, Беларусь опять в отстающих. Исправить это положение может, в том числе, активизация работы правительства по выводу государственного сектора экономики из кризиса. Иначе он так и останется висеть тяжелым грузом на шее стагнирующей страны. Одновременно с этим пора уже создать условия для развития бизнеса, а не «кошмарить» его очередным изменением правил игры (в первую очередь – налогового законодательства).

Госпредприятия Беларуси имеют льготные условия в рамках своей деятельности. Так, госпредприятия получают кредит под сниженный процент в рамках государственных программ.

Во-вторых, отдельные предприятия и вовсе напрямую из бюджета получают средства в форме субсидий на реализацию конкретных инвестиционных проектов. Наиболее свежим примером такой поддержки является ОАО «Камволь», которое получила 5 млн евро на пополнение оборотных средств, хотя, согласно данным Минфина, уже не первый год находится в постоянных убытках.

Сниженные тарифы на энергоресурсы для тех предприятий, которые имеют «стратегическое» значение для экономики страны или находятся в сложном финансовом положении; покрытие убытков отдельных предприятий за счет их объединения с другими – этот список можно продолжать.

Несмотря на преференциальные условия существования государственных компаний, что позволяет им сохранять относительную конкурентоспособность на рынке, частный сектор опережает их по результатам статистического замера от Белстата.

Так, чистая прибыль юридических лиц без ведомственной подчиненности за январь-июль 2015 года составила Br 12,2 трлн и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошло года на 2,9%. Для сравнения, только предприятия концерна «Белнефтехим» имеют аналогичный уровень финансового успеха, в то время как подотчетные другим госорганам юридические лица либо в убытках, либо их прибыль не превышает Br 1 трлн. Аналогичная ситуация и с показателем рентабельности продаж: предприятия без ведомственной подчиненности торгуют с 9,1% рентабельностью, что выше среднего по стране уровня на 0,9 п.п. При этом доля убыточных организаций государственной формы собственности за 7 месяцев текущего года 70,2%, оставшийся процент – предприятия из частного сектора экономики.

Высшее руководство страны не стремится реформировать государственный сектор, выжидая улучшения внешней конъюнктуры. Хотя по отдельным направлениям работа идет, однако она направлена на поиск возможности повысить эффективность госпредприятий не ломая сложившуюся структуру экономики. При этом  инструментарий, который применяется, исторически не меняется.

Например, в сентябре 2015 года правительство разработало и приняло план комплексных мер по оптимизации затрат и снижению себестоимости выпускаемой продукции на предприятиях всех отраслей экономики на 2015 год. Это означало, что за IV квартала уходящего года необходимо было решить проблему, которая должна решаться комплексно и системно на протяжении всего года. Меры, вошедшие в план, носили общий характер и не могли кардинально изменить ситуацию.

Так, правительство требовало у предприятий снизить запасы готовой продукцию. Уже можно констатировать, что этот наказ не удалось реализовать. Если на 1 сентября текущего года на складах промышленности было заморожен 71,0% от среднемесячного объема производства, то на 1 декабря 2015 года – уже 73,4%. Навряд ли новогодние распродажи позволят уменьшить количество тракторов или грузовых автомобилей на складах отечественных предприятий.

Еще одним из способов вывести госпредприятия из плохого финансового положения стала прямая помощь из бюджета (выше уже упоминался случай с ОАО «Камволь»). Однако как показывает история, раздача денег не решает системных проблем. В частности, вспомним, что после почти $ 2,0 млрд вливаний в деревообработку, за январь-август 2015 года объем производства в этом секторе экономики сократился на 3,5%, а запасы продукции на складах превышает месячную норму. Цементная отрасль в свое время получила не многим больше $ 1,0 млрд с надеждой выйти к 2015 году на объем производства в 9,5 млн тонн в год и экспортом в 4,3 млн тонн. Однако по итогам I полугодия текущего года, на цементных заводах Беларуси произведено всего 3,1 млн тонн цемента (85,1% от прошлогоднего значения), а его экспорт за пять месяцев и вовсе сократился почти на 40% в стоимостном выражении. В добавок, согласно данным Минфина, чистый убыток трех основных производителей цемента в стране (Белорусский цементный завод, Кричевцементношифер, Красносельскстройматериалы) за I квартал 2015 года составил 119,3 млрд руб.

Есть и достаточно смелые концепции по реформировании реального сектора экономики. В частности уже не первый месяц обсуждается проект нормативного акта, который направлен на снижение государственного влияния на хозяйственную деятельность госпредприятий. Только снижение административной нагрузки будет касаться лишь десяти отобранных предприятия (каким образом они будут отобраны, неизвестно). На них будет распространен специальный режим минимального государственного вмешательства в течение двух лет. В частности, предусматривается освобождение от исполнения целевых показателей, минимизация воздействия контрольно-надзорных органов, самостоятельность в кадровых назначениях и вопросах собственности.

Сложно сказать насколько такой способ изменит плачевную ситуацию с госкомпаниями в лучшую сторону. Существует слишком много нюансов, которые не позволят полноценно реализовать задуманное.

В итоге, на сегодняшний день у правительства нет ответов на вопрос, как вытянуть погрузившиеся в кризис государственные предприятия на поверхность. Полагаться только на улучшение внешней конъюнктуры проигрышная стратегия. Поэтому, если в следующем году не будут предприняты решительные шаги по реформированию реального сектора, белорусская статистика наполнится еще большим количеством пессимистических данных.

Оцените эту статью: 
Средняя: 3.5 (11 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика