Приложение Бетера на Андроид

Белорусские тендеры: ошибки на триллионы долларов

Опубликовано: 25/01/2016 - 12:46

Как можно потратить 25 триллионов долларов на закупку комплектующих, а на кинотеатр отдать 1 миллиард? Чиновники не только допускают курьезные ошибки при проведении государственных закупок, но и выработали целую систему, как сделать тендер не совсем тендером - такие результаты показал независимый мониторинг.

Ничего себе «головотяпство»

«Мы запустили сайт Opentenders.by некоторое время назад, затем столкнулись с трудностями – госорганы выставляют на сайтах такую информацию, что при агрегировании на наш сайт нам кладет всю статистику, делает невозможным подсчеты и какие-то нормальные сравнения», - рассказала одна из руководителей проекта Наталья Рябова 22 января на презентации первых итогов работы общественного проекта по отслеживанию государственных тендеров "Открытые закупки" (Opentenders.by).

Третья справа - Наталья Рябова

Такие проблемы - неудивительны. Первое, что нашли после начала общественного контроля организаторы, - это огромное количество ошибок при проведении торгов: по данным проекта, с теми или иными нарушениями на сайт госзакупок поступают 80% данных.

На первом месте ошибок закупка коммунальщиков из ЖРЭУ Октябрьского района Могилева, которые закупали детали для ремонта на 25 613 880 492 731 (25,6 триллионов) долларов – это на несколько порядков больше, чем ВВП Беларуси. В Opentenders.by считают, что причиной появления этой невероятной цифры стала ошибка в указании сразу нескольких предложений поставщиков.

Институт биоорганической химии НАН Беларуси пытался купить спектометр за 3 млрд 652 миллионов долларов, филиал «Витебскэнерго» за 2,9 млрд - удобрения, «Коммунальник» в Кричеве был готов поменять котлы 2 млрд 152 млн долларов, Белыничский райисполком пытался обновить местный кинотеатр «Зорька» за 1 млрд 99 млн долларов.

Беларусь была бы счастлива получить хотя бы один такой кредит от МВФ. Но это всего лишь ошибки, возникшие из-за того, что кто-то перепутал валюту при объявлении тендера.

«Миллиард белорусских рублей превращается в миллиард евро или миллиард долларов… Это прямое нарушение законодательства – публикуют недостоверные данные. Если в приглашении это еще может быть как-то пройти, можно сказать, что это были какие-то ориентировочные данные, то результаты процедур закупки – это вот официально нам говорит закупщик: я за такие деньги купил. Спрашивается, где у тебя было столько денег на 3 миллиарда евро, если у нас страна пытается кредит взять на 3 миллиарда евро?» - отметил еще один руководитель проекта Владимир Ковалкин.

Владимир Ковалкин

Самые часто распространенные ошибки – это неправильно выбранная валюта, запись несколько сумм в одну строку, добавил он.

Организаторов проекта эти ошибки возмущают. «Представьте себе, если бы Минфин взял и ошибся в выборе валюты при публикации бюджета – публиковал бы не в рублях, а взял и ошибся, евро указал. Или статистический комитет, ВВП который должен в триллионах белорусских рублей, указал бы, что он в триллионах долларов», - пояснил Ковалкин.

«Мы не в состоянии сделать, чтобы госорганы выставили всю правильную информацию, но мы в состоянии, по крайней мере, отсечь самые одиозные случаи в нашей статистике, чтобы она более корректно показывалась», - подчеркнула Рябова.

Кстати, как утверждают представители проекта, программисты сайта госсзакупок изо всех сил сопротивлялись сбору данных для Opentenders.by. «Как только мы начали собирать данные, официальный сайт потихоньку начал банить наши IP-адреса. Программисты этого сайта активно сопротивлялись тому, чтобы мы собирали эти данные в открытую. Но у нас программисты тоже достаточно толковые ребята», - пояснил Ковалкин.

Тендеры с оговорками

Кроме ошибок в тендерах встречаются и детали, которые искажают саму процедуру. Кажется, что организаторы проделали работу и выбрали лучшего поставщика, однако это не так.

Например, «исходя из описаний, невозможно понять что закупили». «Допустим, пишут «автомобиль легковой». Кто-нибудь может купить «легковой автомобиль»? Я думаю, что никто. Можно купить конкретную модель, марку. Нам в результатах процедуры сообщают, что «куплен автомобиль легковой», иногда это бывает несколько миллиардов евро», - отметил Ковалкин.

Хоть какой-то «легковой автомобиль» в 2015 году хотели купить департаменты МВД, Государственный пограничный комитет, Могилевский облисполком и другие.

Есть и противоположные случаи: в объявлении о проведении тендера «наши закупщики очень часто указывают конкретный бренд, торговую марку того, чего покупают» и даже не добавляют «или аналог», как того требует законодательство.

«В результате происходит профанация закупок без закупки, - подчеркнул Ковалкин. - Публикуется приглашение, (а на самом деле – прим. ред.) тендер уже очевидно состоявшийся, люди знают, что они хотят купить (если это автомобиль, то это автомобиль «Пежо» конкретной марки и даже указывают комплектацию, которую они хотят), хотя конкурса реального в этом нет».

Например, в рейтинг Opentenders.by попали Чериковский, Узденский райисполкомы, которые указали конкретные марки автомобилей, иные госкомпании упоминают и комплектацию.

Кроме того, отметил эксперт, «это часто подстраивается с помощью технических параметров: какой-либо не значимый параметр делается значимым».

«Подстроить тендер под конкретного поставщика либо под конкретный продукт – самый простой способ заработать закупщику деньги либо выбрать тот товар, который он считает нужным. Это не всегда коррупция. Это может быть желание работать с конкретным поставщиком либо с конкретным товаром. Не важно, что он может быть дороже, условия поставки хуже», - пояснил один из руководителей проекта.

В топ закупок идеологов в 2015 году попала партия кларнетов, на которую Мингорисполком был готов истратить 29 409 427 долларов (похоже, и здесь опечатка в сумме), а также производство телепередач.

«ЭВМ судного дня»

С ошибками и нарушением правил оформления тендеров активисты собираются бороться в автоматическом режиме.

«Мы создадим такую «ЭВМ судного дня». Судный день будет у Минторга, потому что по каждой технической ошибке наша ЭВМ будет направлять жалобу», - говорят организаторы проекта.

И судя по всем, это пока «единственная головная боль, которую можно создать закупщикам». «Какой-то ответственности жесткой они не несут, они ее понесут только в том случае, если уже не по электронным, а по бумажным документам будет видно, что они купят дороже, чем они могли бы купить», - подчеркнул Ковалкин.

Причины ошибок в Opentenders.by видят в непрофессионализме. «Но вот это больше всего непрофессионализм, глупость, неумение работать с сайтом и т. д.», - говорит Ковалкин. Наказание для горе-организаторов тендеров фактически не предусмотрено, поэтому они продолжают работать в прежнем режиме.

Отметим, что ошибки в госзакупках находили и обычные пользователи Интернета. В декабре обнаружилось, что Могилевское отделение Белорусской железной дороги выделило на покупку спецобуви более 439,7 квадриллионов белорусских рублей (около 22,8 триллиона евро на момент тендера).

Справка БДГ

Проект "Открытые закупки" (Opentenders.by) занимается отслеживанием государственных тендеров. На сайте создана база приглашений на тендеры, результатов госзакупок и участников, подводится статистика с 2013 года.

Оцените эту статью: 
Средняя: 4.4 (8 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика