Чья будет Белорусская железная дорога?

Опубликовано: 25/02/2008 - 12:03

Как сообщил недавно журналистам начальник РУП «Белорусская железная дорога» Владимир Жерело, преобразование БелЖД в акционерное общество на первом этапе со 100% долей государства в уставном фонде может начаться уже в этом году. Что означает это решение руководства Беларуси? Экономист Михаил Залесский считает Белорусскую железную дорогу весьма лакомым куском. По словам Залесского, она «прокачивает» в год около ста миллионов тонн только российских грузов. Что касается акционирования БелЖД, то, как отмечает экономист, это обычная процедура начала разгосударствления этой структуры.

— Превратив какое-то предприятие в открытое акционерное общество, можно провернуть еще один «фокус-морокус» — осуществить дополнительную эмиссию акций в размере, равном балансовой стоимости этого предприятия, то есть, оставить себе одну акцию, а 49 процентов без одной акции продать, — предполагает эксперт. — Таким образом, мы можем продать железную дорогу, оставив её себе.

Михаил Залесский придерживается мнения, что власти готовят к будущей продаже не только БелЖД, но и другие ценные предприятия.

— Безусловно, и БелЖД, и «Белавтодор», и другие предприятия делаются более привлекательными, когда они акционированы, когда расчищен баланс, «скинуты» всяческие детские сады, памятники Ленину, еще что-нибудь, что было на балансе, и тогда уже можно будет работать с ними как с коммерческим объектом, — полагает экономист.

Бывший руководитель Белорусского союза предпринимателей Александр Потупа отмечает:

— Пока это еще только акционирование, а не приватизация как таковая, — Многие предприятия в Беларуси были акционированы достаточно давно, но это совершенно не повлекло за собой их приватизации. Это просто форма разделения капитализации данного предприятия на отдельные акции, не более того».

Кто впоследствии будет допущен и к каким пакетам акций Белорусской железной дороги, из заявлений руководства БелЖД не ясно, отмечает профессор А. Потупа.

— Может быть, здесь будет проблема с тем, что инвестировать захотят некие российские компании, поскольку Россия напрямую заинтересована в белорусском транзите, в том числе, и в развитии белорусских железнодорожных сетей, — считает экономист. — Вот тогда мы и сможем говорить об определенной приватизации, и то это большой вопрос — попадет ли это предприятие в частные руки.

А вообще, как подытоживает Александр Потупа, «когда нужны деньги, тогда начинаешь распродавать имущество, а останется ли Белорусская железная дорога»белорусской собственностью или же перейдет в руки иностранного капитала, будет зависеть от руководства страны.

— Если собственник способен удержать свою собственность, значит, он приложит все усилия, чтобы у него был доминирующий пакет акций, чтобы он имел решающее слово, поэтому это большая проблема — чего захочет руководство, — утверждает эксперт. — Но, я думаю, в ближайшие годы такие стратегические предприятия вряд ли будут выпущены из рук, и существенная доля акций БелЖД вряд ли будет продана.

 

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет
Загрузка...

Новости по теме

Яндекс.Метрика