Приложение Бетера на Андроид

Нефтегазовый конфликт: действия Беларуси вызваны безысходностью

Опубликовано: 03/10/2016 - 14:44
Россия, Беларусь, транзит нефти, конфликт, война, нефть, Транснефть, Демин,газ, транзит, Лукашенко, Лев Марголин

Узел нефтегазового противостояния затягивается все туже: на нежелание России уменьшать цены на природный газ официальный Минск вдвое увеличил плату за транзит нефти. Однако ситуация складывается таким образом, что состояние белорусской экономики вынудит пойти на уступки официальный Минск.

Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 сентября 2016 года № 30 тарифы на транзит российской нефти по территории страны были повышены в среднем на 50%. Постановление вступает в силу с 11 октября 2016 года.

Транспортировка нефти по трубопроводу Унеча (Высокое) - Адамова Застава составит 400,98 российских рубля за тонну без учета НДС. Ранее тариф составлял 267,32 рублей.

Транспортировка тонны нефти по маршруту Унеча (Высокое) - Броды будет стоить 172,23 российских рубля вместо 114,82. Тариф на направлении Невель (Великие Луки) - Полоцк вырастет с 32,31 до 48,47 рубля.

Реакция Москвы последовала незамедлительно: Беларусь в нарушение соглашений не уведомляла "Транснефть" о внеплановом повышении тарифов на транзит российской нефти, сообщил представитель российской компании Игорь Демин.

"Ни АО „Гомельтранснефть Дружба“, ни АО „Полоцктранснефть Дружба“ не направляли в ПАО „Транснефть“ запросы о внеплановом изменении тарифов на транзит российской нефти по территории Республики Беларусь. ПАО „Транснефть“ проинформировало ФАС России о нарушениях белорусской стороны", - подчеркнул Демин.

Повышение тарифов на российскую нефть стало белорусским ответом на отказ Кремля снизить цены на газ для Беларуси. Очередной раунд переговоров состоится уже на этой неделе, но речи о скидке для официального Минска не идет, заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. Следовательно, повышение тарифов на транспортировку нефти должно стать весомым аргументом со стороны Минска.

Министр энергетики РФ Александр Новак ранее заявил, что долг Беларуси за российский газ приблизился к 300 миллионом долларов.

"Политика мелкого фола"

Затягивание нефтегазового конфликта вызвано ожиданием реакции Запада на последние события в Беларуси, в частности, на парламентские выборы. Но миссия МВФ закончила свою работу в Минске, и, похоже, итоги не обрадовали белорусскую власть, полагает экономист Лев Марголин.

- С 11 октября правительство Беларуси увеличивает тарифы на транзит российской нефти по территории страны в среднем на 50%. Предыдущее повышение тарифов на 10% произошло в феврале 2016 года. Не слишком ли часто растут тарифы?

- Это и есть политика мелкого фола, которую проводит Минск в ответ на нежелание России снижать цены на газ и оставлять прежние объемы поставок нефти в Беларусь. Ищется нессиметричный ответ в преддверии возможного разговора Лукашенко и Путина. Вначале звучали заявления Лукашенко о сокращении чиновников в органах Союзного государства и ЕАЭС, теперь - тарифы на транзит нефти - это звенья одной цепочки. Все действия официального Минска вызваны безысходностью.

- Белорусские власти продемонстрировали увесистый аргумент накануне очередного раунда переговоров по газу?

- Других аргументов нет, поэтому приходится пользоваться такими.

- Зачем стороны завязывают узел проблемы еще туже? Чем руководствуется официальный Минск?

- Главная проблема официального Минска - отсутствие денег, на фоне которой все остальные тяготы меркнут. Срочно нужны деньги, найти которые невозможно без решения проблемы по газу и нефти.

- Если положить на одну чашу весов российский газ, на другую - российскую нефть, что в конечном итоге выгоднее Минску?

- Вопрос из области какую руку лучше отрубить - левую или правую: и то больно, и то больно. Теряемые на нефти доходы, судя по всему, больше воображаемых выгод от газа. Но это уже вопрос принципа, как я понимаю: не платим - и не заставите заплатить. А если откровенно, то властям и нечем особо платить.

- Кому придется идти на уступки в нефтегазовом конфликте в конечном итоге?

- Думаю, так или иначе пойти на уступки придется Беларуси. Затягивание нефтегазового конфликта в своей основе имели две причины: все-таки пробить российскую сторону, и дождаться реакции Запада на последние события в Беларуси. Если на Западе официальному Минску ничего не светит, придется решать проблему с Россией.

- Судя по сегодняшнему совещанию по вопросам взаимодействия с МВФ, перспективы на получение нового кредита совсем не радостные?

- Похоже. Хотя многие эксперты расценивали выборы как своеобразный вклад в решение о выделении МВФ очередного кредита, события развиваются не по сценарию белорусских властей. Решение о выделении кредита могло стать политическим: у МВФ есть еще один весомый аргумент - размеры траншей. Кредит можно выделить, обставив его рядом условий. Но может случиться так, что белорусские власти вообще не получат кредита МВФ. И тогда придется возвращаться на российский вектор.

Не думаю, что конкретные плоды принес визит Лукашенко в Китай, да их никто и не ждал, возможно, за исключением самого Лукашенко. Поэтому все равно остаются два пути: либо Европа, либо Россия.

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (14 оценок)

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика