Домофоны: битва за клиентов. Есть пострадавшие

Опубликовано: 29/06/2015 - 21:04
Домофоны

В Минске насчитывается около полусотни частных фирм и индивидуальных предпринимателей, занимающихся установкой и обслуживанием домофонов. С начала года активным игроком на рынке домофонных систем обозначило себя и Минское жилищно-коммунальное хозяйство в лице ЖРЭО Заводского и Октябрьского района столицы.

Правда, игра оказалась не по правилам. И больше других пострадали в ней потребители услуг – жильцы многоэтажек.

На сегодняшний день минчане, получающие по два счета за обслуживание ЗПУ, пишут письма в районные администрации, Мингорисполком, министру ЖКХ и даже в прокуратуру, но конфликт урегулировать не удалось.

Неконкурентная борьба

Так сложилось, что рынок ЗПУ до недавнего времени принадлежал частным фирмам. Правда, свой кусок пирога имело и городского жилищное хозяйство: для удобства жильцов счет за обслуживание ЗПУ включался в жировку. Не безвозмездно, конечно, а сперва за 3% от выручки, которые к настоящему времени выросли до 15%.

Между тем перед городским жилищным хозяйством поставлена задача наращивать виды и объем дополнительных платных услуг. Так в 2013 году постановлением № 2 технико-экономического совета ГО «Минского городского жилищного хозяйства» принято решение в первом полугодии 2013 года в каждом районе силами ЖРЭО, ЖЭС обслуживать «установленные частными компаниями домофоны в объеме не менее 30% от общего их количества с повышением и наращиванием объемов до 70%, обеспечив обязательное заключение с населением прямых договоров».Выполнять его начали в 2015 году и как-то это «наращивание объемов» похоже на экспроприацию: частники выиграли конкурс, установили домофоны и обслуживали их, создали рабочие места, зарабатывали деньги, а потом приходит ЖРЭО… Вернее сказать, его представители ходят по домам, проводят собрания жильцов, развешивают листовки, в которых клеймят позором частные компании.

В частности, УП ЖРЭО Заводского района пишет: «Сообщаем вам, что с 2015 г. УП ЖРЭО Заводского района г. Минска исключила посредников (коммерческие организации) ранее привлекавшийся для выполнения услуги «Техническое обслуживание ЗПУ». Теперь услуги по техническому обслуживанию, ремонту, монтажу (модернизации) домофонной системы предоставляется без посредников, напрямую при заключении индивидуального договора между УП «ЖРЭО Заводского района г. Минска» и собственником (нанимателем) жилого помещения»*. Лихо  непосредственного поставщика услуг переименовали в посредника!

И далее в этой листовке идут обвинения в адрес работников частных фирм, которые «обманным путем собирают подписи жильцов», сообщается недостоверная информация о том, что частные компании требуют деньги за ремонт и модернизацию домофонов, а также масса лозунгов: «Не дайте себя обмануть!», «Не оплачивайте и не подписывайте непонятные документы!».

Кто кого обманывает – большой вопрос. Например, не только работники ЖРЭО, но и сами жильцы за давностью лет установки домофонов забыли, что вызывная панель является коллективной собственностью жильцов, а никак не частной компании и тем более ЖРЭО. Во-вторых, новые панели частные компании устанавливают за свой счет, жильцам нужно лишь оплатить дополнительные кодовые ключи. В-третьих, при необходимости частники ремонтируют домофоны за счет абонентской платы.

В четвертых, жители дома № 20 по улице Асаналиева рассказали, как сотрудники ЖЭСа собирали подписи жильцов: «Сотрудник ЖЭСа спрашивал, устраивает ли нас обслуживание домофона. Получив утвердительный ответ, он просил расписаться в какой-то ведомости. Этим самым он ввел нас в заблуждение, а наши подписи были использованы для составления фиктивного договора на техническое обслуживание домофонной системы ЖЭСом. Никаких договоров жильцы лично не подписывали, однако за техобслуживание ЗПУ ЖРЭО выставил начисления в жировке. Мы хотим продолжать обслуживать домофоны в частной компании».

От разговоров и листовок ЖРЭО быстро перешли к делу: расторгли тройственные договоры, по которым выставляли в жировку счет за обслуживание ЗПУ частными компаниями. С января деньги на обслуживание домофонов жителей Октябрьского и Заводского районов поступают на счет ЖРЭО. В то же время жильцы не расторгли договор с частными компаниями и те присылают людям квитанции за обслуживание ЗПУ.

Никто не хочет платить по двойным счетам, однако по-хорошему  урегулировать вопрос не удавалось. Потеряв терпение и деньги, жители начали обращаться в инстанции. Редакция «БДГ-Деловая газета» располагает копиями нескольких обращений граждан, адресованных в ЖРЭО Октябрьского района Минска, администрацию района, Мингорисполком, городскую прокуратуру и министру ЖКХ.

От всех чиновников – один ответ

Жители дома № 2 по улице Асаналиева писали коллективные обращения и индивидуальные. Претензия у всех одна: двойное начисление за домофоны.

А вот предыстории разные. Например, одна из жительниц пишет директору ЖРЭО о том, что в их подъезде проводился поквартирный опрос представителями ЖРЭО Октябрьского района на тему устраивает ли их работа домофонной системы и хотят ли они, чтобы и дальше оплата за техническое обслуживание была включена в квитанции об оплате ЖКУ. Вопрос о расторжении договора с коммерческой организацией и переходом на обслуживание в ЖРЭО при этом не поднимался, но жильцам предлагали расписаться в опросном листе. «Ни кого из наших соседей не возникло мысли, что таким обманным путем работники ЖРЭО переписывают нас в списки своих заказчиков», - пишет хозяйка квартиры. Ее самой в это время не было дома, подпись в опросном листе поставила невестка. Поскольку последняя не является собственником жилья, то для заключения договора со ЖРЭО ее подпись недействительна.

Тем не менее, с января нынешнего года жильцы подъезда получают жировку, по которой ЖРЭО взымает деньги за обслуживание домофонов и от коммерческой организации «Домофонсталь»,  с которой жильцы не расторгли индивидуальные договоры и которая по-прежнему обслуживает домофоны.

В коллективном письме жители этого же дома написали о том, что «приходили какие-то мужчины с предложением заключить договоры со ЖРЭО на оказание услуг ЗПУ, обосновывая необходимость переоформления договоров тем, что они отключат домофоны тех жильцов, кто не подпишет договор или потребуют купить отдельные счетчики учета электроэнергии,  потребляемой домофонами». А стоит такой прибор, по словам ходоков, 6,5 млн. рублей.

В общем, некоторые жильцы дрогнули и заключили договоры с ЖЭСом. Однако счета от ЖРЭО стали приходить всем.

«Мы не заключали со ЖРЭО или ЖЭС № 69 никаких договоров на техобсуживание домофона. Мы звонили в ЖРЭО, обращались в ЖЭС лично, чтобы в извещении на оплату коммунальных услуг не выключали расходы на ЗПУ. Но время шло, и суммы продолжали включаться в жировки до тех пор, пока мы в мае не обратились к директору ЖРЭО Октябрьского района С.М. Шлыкову. Мы вынуждены были оплачивать эти суммы, поскольку исключить их из жировки было технически невозможно.

Сейчас ЖРЭО отказывается возвращать незаконно взысканные с нас деньги за январь-апрель 2015 года».

В ЖРЭО, нужно полагать, есть стандартный ответ, который тиражируется всем жителям, обратившимся с аналогичным вопросом. Итак, вот что отвечает директор ЖРЭО: «Решение о выборе исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, принимается группой потребителей, проживающих в многоквартирном блокированном доме простым большинством голосов и оформляется протоколом собрания потребителей либо опросным листом без проведения собрания потребителей. Свое согласие подтвердили 50% собственников (нанимателей) квартир, в том числе и вы. Был составлен коллективный договор на подъезд между жителями подъезда и нашим предприятием, т.к. домофонная система является общей совместной собственностью».

Директор ЖРЭО сообщил, что с целью избежания двойных начислений принято решение о заключении индивидуальных договоров на оказание услуг по техобслуживанию ЗПУ. И далее: «Оснований для перерасчета за техобслуживание ЗПУ не имеется, так как абонентское устройство и  домофонная система в подъезде в настоящее время находятся в исправном состоянии. Работы по техническому обслуживанию нашего предприятия были выполнены электромонтерами согласно техническому регламенту».

На последнюю фразу стоит обратить особое внимание, потому что электромонтеры обслуживали не домофоны, а «наше предприятие».

В ответе  главы администрации Октябрьского района А.П. Жуковского ничего нового не сообщалось - практически под копирку переписан ответ начальника ЖРЭО. Исполнителями его ответа указаны работники ЖРЭО.

Одну из жительниц подъезда такое переписывание ответов не устроило, и она направила письмо в районную прокуратуру. В настоящее время ей пришел промежуточный ответ о том, что ее обращение «о неправомерных действиях должностных лиц УП ЖРЭО Октябрьского района г. Минска» направлено главе районной администрации и о результатах рассмотрения  просят уведомить заявителя. 

«Взять на обслуживание» и обслуживать – большая разница

Жильцы обращаются не только в органы власти и управления по поводу двойных начислений платы за домофон, но и в коммерческие организации, которые обсуживают их. Все эти письма и телефонные звонки, а счет идет на сотни, проанализировали специалисты ассоциации «Безопасный дом», объединившей в своих рядах частные фирмы и индивидуальных предпринимателей, занимающихся домофонными системами. И вот к каким выводам пришли:

«Действия руководителей ЖРЭО Октябрьского и Заводского района создают неравные условия  конкуренции для организаций государственной и частной формы собственности, а согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует равные условия для развития всех форм собственности, - заявила заместитель председателя ассоциации «Безопасный дом» Александра Водяницкая. - В стремлении монополизировать рынок домофонных систем ЖРЭО проводит  по отношении к специализированным организациям недобросовестную конкуренцию. Это выражается в вывешивании различных объявлений на подъездах жителей, порочащих деловую репутацию предприятий, вводят  в заблуждение жителей о том, что домофоны имеют право обслуживать только государственные предприятия. В результате таких действий работников ЖРЭО страдают, прежде всего, жильцы многоэтажных домов.

Что касается заявления работников ЖРЭО о необходимости  приобретения отдельного счетчика для учета электроэнергии, потребляемой домофонами, то еще в 2006 году Министерство экономики официально разъяснило, что «включение затрат на эклектическую энергию, потребляемую домофонами в процесс их эксплуатации, в тарифы на услуги по их техническому обслуживанию и ремонту не правомерно. Указанные затраты жилищно-эксплуатационных организаций должны возмещаться за счет платы за техническое обслуживание жилых домов, взымаемой с населения по ставкам, утвержденным в соответствии с законодательством, или за счет других источников». 

Мы считаем, что работники ЖРЭО грубо нарушают действующее законодательство. В частности, обманным путем собирают, подписи с жителей на обслуживание ЗПУ ЖРЭО района. Должностные лица ЖРЭО незаконно требуют  от специализированных организаций заключения индивидуальных договоров с каждым жителем, хотя данная форма не предусмотрена действующим законодательством. В то же время сами договорные отношения с гражданами оформляют самым сомнительным образом. Грубо  нарушают Закон « О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», в частности ст. 10. В ней указано, что «решение о выборе исполнителя жилищно-коммунальных услуг, принимается группой потребителей, проживающих в многоквартирном или блокированном жилом доме (подъезде), простым большинством голосов потребителей». Простое большинство – это минимум 51%, но никак не 50%, как указано в ответах чиновников.

Сегодня люди вынуждены тратить время, чтобы хотя бы попытаться вернуть свои деньги, которые их вынудили заплатить. Ведь ЖРЭО, «взяв на обслуживание» жильцов, никого ни о чем не уведомляют, с нами жильцы договоры не расторгают и именно к нам обращаются в случае неисправности домофонов».

Подвоя итог, процитируем фрагмент коллективного обращения к главе администрации Октябрьского района жильцов дома № 36 корпус 1 по улице Асаналиева: «Зная отношение к работе сотрудников ЖЭСа и ЖРЭО, мы хотим продолжать сотрудничество с компанией ООО «Строймир Групп», тем более, что между нами заключен официальный договор. У ЖРЭО есть другие различные обязанности, вот пусть занимается своей работой добросовестно и качественно, каждый должен выполнять свою работу».

Согласна с ними и жительница соседнего дома: «Домофоны у частников – самая прозрачная услуга. Мы четко знаем, что обслуживание, ремонт и замена деталей входит в абонентскую плату. Недавно нам поменяли в трубке микрофон и ничего кроме абонентской платы с нас не взяли. ЖЭСу мы платим за техобслуживание, делаем отчисления на капремонт, но если нужно вызвать сантехника – снова платим, подъезд красить и скамейки покупать нам предлагают за свой счет, поэтому я против еще и домофоны отдать на откуп ЖЭСу». 

*Орфография и пунктуация источника сохранена.

Автор: Светлана Литвинович

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (4 оценок)
Загрузка...
Яндекс.Метрика