Беларуси нужны не мозги, а руки?

Опубликовано: 07/02/2013 - 09:07
Абитуриентам при сдаче централизованного тестирования в 2013 году придется сложнее, чем в прошлом. Министерство образования готово резко повысить минимальное значение тестового балла ЦТ. Если абитуриенты получат меньше баллов, чем это предусмотрено, приемная комиссия ВУЗа их отсеет. Но при этом у молодых людей будет шанс поступить в средние специальные учебные заведения.
Совсем недавно мне довелось писать про неизбежный процесс деиндустриализации Беларуси, про необходимый для современного мира переход к постиндустриальной модели экономики. То есть переход от «экономики заводов» к «экономике ума». Но руководство страны, похоже, ориентировано на развитие ровно в противоположном направлении. Иначе сложно объяснить очередные инновации в сфере образования.

«Слишком много умных стало»

В среду, 6 февраля, министр образования Беларуси Сергей Маскевич перед заседанием итоговой коллегии своего ведомства сообщил, что планируемое минимальное значение проходного балла на ЦТ будет следующим:

- по учебным предметам «Русский язык», «Белорусский язык», «Математика», «Физика», «Химия», «Биология» – 15;
- по учебным предметам «История Беларуси», «Всемирная история новейшего времени», «Обществоведение», «География», «Иностранный язык» – 20.

Если абитуриенты получат меньше баллов, чем это предусмотрено, то приемная комиссия ВУЗа их отсеет. Но при этом у молодых людей будет шанс поступить в средние специальные учебные заведения. Об этом сообщило накануне информагентство «Интерфакс-Запад».

По мнению министра образования, «Это единственный способ поднять требования к абитуриентам, а в итоге – качество знаний».

Сергей Маскевич озвучил такую позицию в ходе онлайн-конференции в конце января нынешнего года. Между тем, в 2012 году на основе анализа ЦТ прошлых лет в Минобразования решили установить пороговое значение в 7 баллов из 100. При этом в 2012-м пороговое значение в 7 баллов по физике не смогли преодолеть 9% абитуриентов, а меньше 15 баллов получили около 50% экзаменуемых. По математике не смогли набрать 7 баллов 11,27% от общего числа абитуриентов — около 11 тыс. человек. Тестирование по предметам «Русский язык» и «Белорусский язык» не прошли в прошлом году около 3% от общего числа участников тестирования. Также, по словам Маскевича, белорусских студентов ожидает значительное повышение стоимости платного образования.

Более глобально к проблеме высшего образования подходит вице-премьер Анатолий Тозик – он также присутствовал на коллегии Минобразования. По его словам, только высокомотивированный абитуриент может учиться в вузе бесплатно. При этом Тозик отметил, что необходимо регулировать потоки поступающих после 9-го класса, так как в Беларуси с переизбытком выпускается людей с высшим образованием. «Любая работа почетна, и сейчас перед молодым человеком открывается большой спектр возможностей, главное – выбрать правильно свой жизненный путь, профессию», – цитирует чиновника БелТА.

По словам вице-премьера, выпускники школ, гимназий, а также их родители должны четко понимать, что получение высшего образования не должно быть самоцелью.

«Важно понять, чем может и готов заниматься выпускник школы в будущем, не нужно поддаваться стереотипам или моде, платить деньги за платное отделение вуза. Можно поступить в ССУЗ или ПТУ, в более короткие сроки стать хорошим профессионалом и получать нормальную зарплату, а позже, при необходимости, получить и высшее образование», – сказал он. Также Анатолий Тозик подчеркнул, что если в Беларуси на 10 тыс. населения насчитывается более 460 студентов, то в Германии, например, этот показатель в два раза ниже.

Почему дети чиновников не идут в ПТУ?

«Не понимаю, почему Анатолия Тозика должна волновать готовность белорусов платить за получение высшего образования и учиться на платных отделениях вузов. Люди сами вполне могут решить, куда им вкладывать деньги – в свое образование, в образование детей или куда-то еще, – говорит глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач. – Почему-то всегда чиновники любят порассуждать о том, что любой труд почетен, но я не видела ни одного сына чиновника, скажем, работающего дворником, или дочку чиновницы, которая работает уборщицей. Если в Беларуси много людей с высшим образованием, то это говорит о высоком социальном капитале страны. Это, наоборот, хорошо, тем более что речь идет в том числе и о людях, которые готовы платить за свое образование. Как этим социальным капиталом распорядиться, чтобы люди с высшим образованием могли максимально реализоваться в Беларуси, а не уезжали за границу или не спивались, это вопрос, в том числе и к Анатолию Афанасьевичу».

Между тем, накануне пресс-служба БГУ сообщила, что по сравнению с прошлым годом увеличен план приема абитуриентов. Это связано с планами по открытию ряда новых естественнонаучных специальностей, перечень которых пока рассматривается в Министерстве образования.

На дневную бюджетную форму планируется принять 2.048 студентов (в 2012 году приняли 2.024 человека). В том числе на естественнонаучные специальности примут 1.273 человека (в 2012-м – 1.251). На социально-экономические и гуманитарные специальности планируется принять 775 человек (772 в 2012 году). На платную дневную форму обучения зачислят 2.514 человек (в 2012 году – 2.107). На платную заочную форму обучения в этом году пойдет 1.931 человек (в 2012 году – 1.689 человек).

Вместе с тем, на заочную бюджетную форму обучения планируется принять меньше студентов – 400 (405 год назад). Сократится также план набора на военный факультет, там сохранят четыре специальности: радиационная, химическая и биологическая защита; геоинформационные системы военного назначения; прикладная криптография; юрисконсультская работа в военной сфере.

Одной из особенностей приемной кампании нынешнего года станет увеличенный набор на сокращенную форму обучения выпускников ССУЗов. Принимать таких абитуриентов планируется на восемь специальностей (в минувшем году принимали на три специальности).

«Счастливый билет» в Москву

Очевидно, что многие абитуриенты и их родители сознательно выбирают специальности, по которым на рынке труда предложение значительно превышает спрос.

Например, на педагога, в том числе и на платной основе, сейчас учатся примерно 46 тысяч студентов, при этом около 180 тыс. студентов получают образование в сферах экономики и организации производства. Понятно, что такая масса учителей, менеджеров и юристов просто не востребована белорусской экономикой, трудоустроиться по этим специальностям достаточно сложно даже в рамках государственного распределения.

Вот только разговоры с родителями абитуриентов заставляют совсем по-иному взглянуть на ситуацию с высшим образованием в Беларуси. Реальность оказывается жестче и безжалостней любых умопостроений.

Недавно одна женщина, приехавшая в Минск из провинции, чтобы определиться с выбором ВУЗа для своей дочери-старшеклассницы, темпераментно объясняла автору этих строк: «На самом деле никто здесь, в Беларуси, работать не собирается. Современной девушке нужно высшее образование, нужен любой диплом, чтобы потом уехать работать в Россию или Польшу – и не на поле или в ателье там работать. В крайнем случае – удачно выйти замуж в Минске».

«Поймите, для девушки из каких-нибудь Житкович или Слонима устроиться на работу секретаршей или офис-менеджером в Москве – это то же самое, что выиграть приз в лотерее, – говорила мама абитуриентки. – Потому что в провинции работа есть только в каком-нибудь агрогородке, среди спившихся колхозников. Или в Минске продавщицей – даже в школах уже только пенсионеры соглашаются работать».

Мнение эксперта

«Проблема недоукомплектации ПТУ и других малопрестижных учебных заведений с каждым годом становится все острее. Главная тому причина – демографическая яма 90-х и быстрое старение трудовых ресурсов, – говорит эксперт аналитического проекта Belarus Security Blog Виктор Евмененко. – Белорусская экономика все больше и больше нуждается в трудовых ресурсах на всех уровнях, и особенно эта проблема касается рабочих специальностей: строители, повара и т.д. Да и не только экономика, но и другие социальные институты чувствуют нехватку человеческих ресурсов.

Власть данную проблему хочет решить понятным ей способом – ограничить доступ молодежи к высшему образованию. Но проблему нехватки рабочей силы одними ограничениями и запретами не решишь. Здесь нужна реформа образования, которая должна пройти совместно с реформированием других сфер жизни белорусского государства.

Да и получение высшего образования – это часть социального контракта между властью и народом. Между тем, плату за обучение подняли до европейского уровня без поднятия качества этого образования. Поэтому, думаю, инициативы, озвученные Тозиком, останутся лишь словами».

P.S.

Белорусский президент любит подчеркивать важность сохранения советских традиций и подходов в организации системы образования: «Мы не только сохранили советскую систему высшей школы, но и сумели модернизировать ее… Нужно развивать то образование, которое мы получили в советские времена, когда у нас была самая мощная и лучшая система образования в мире».

И еще менее года назад перед телекамерами Александр Лукашенко объяснял министру образования Сергею Маскевичу: «Если мы пойдем сейчас на платное образование, то мы отсеем многих трудяг, которые из бедных семей, и они не попадут в вузы. Это что, нашему государству надо, это наша политика? Нет!».

Как-то не складывается…

 

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет
Загрузка...

Новости по теме

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен»

Яндекс.Метрика