Любите плавать в бассейне? Готовьтесь к мутации

Опубликовано: 26/07/2010 - 12:28

Вода в плавательных бассейнах грозит пловцу не только инфекционными заболеваниями, но и генетическими повреждениями вплоть до развития рака. Всему виной частички косметики и естественные отходы, оставляемые отдыхающими в воде. Именно они в сочетании с веществами для дезинфекции дают опасные химикаты.

Увлечение бассейнами в жаркий летний полдень может быть не только приятным, но и опасным для здоровья, выяснили американские ученые. И дело не только в опасности заражения инфекционными заболеваниями. Исследование ученых из Университета Иллинойса показало, что постоянное воздействие на организм дезинфицирующих веществ, используемых в общественных бассейнах, может приводить к развитию таких заболеваний, как астма и рак мочевого пузыря.

Исследование, опубликованное в Environmental Science & Technology , показало «вторичную канцерогенность» продуктов реакций дезинфицирующих веществ.

Негативное влияние на здоровье оказывают побочные эффекты дезинфекции – продукты взаимодействия дезинфицирующих веществ с органическими соединениями, находящимися в воде бассейнов, пишет Газета.ru.

«Любые водоемы, естественные и искусственные, содержат органические вещества в воде. Это остатки гниющих листьев, бактерии. В воду бассейнов неизбежно попадает человеческий пот, волосы, фрагменты кожи и мочи, частицы косметики и средств от загара, используемых пловцами», – отметил Майкл Плеуа, профессор Университета Иллинойса, руководивший исследованием.

Вместе с тем, дезинфекция воды бассейнов отличается от, например, дезинфекции питьевой воды: вода в бассейне очищается (как и загрязняется) постоянно и непрерывно в процессе использования объекта.

Особенно опасными ученые считают именно остатки косметики в воде – они богаты азотсодержащими органическими соединениями, которые, в свою очередь, при окислении дезинфицирующими веществами (а вода бассейнов содержит до 1–3 мг/л хлора в растворенном виде) могут переходить в ядовитые и канцерогенные азотистые соединения.

Такие вещества провоцируют мутацию генов, вызывают дефекты будущих детей у женщин, ускоряют процессы старения, провоцируют заболевания дыхательных путей и даже вызывают рак при долгосрочном постоянном воздействии.

Вредные вещества были обнаружены в воде общественных бассейнов, пробы которой исследовались в университетской лаборатории. Ученые изучали так называемую генотоксичность воды (способность стимулировать мутации) на клетках млекопитающих.

С помощью высокочувствительной технологии исследования ДНК были выявлены генетические нарушения в клетках, вызываемые водой бассейнов. Исследование велось на уровне каждого ядра каждой отдельной клетки.

Степень опасности воды зависит от метода дезинфекции и от условий окружающей среды. Но одна особенность оказалась характерной для всех проб: дезинфицированная вода из бассейна с большей вероятностью вызывает генетические нарушения, чем обычная вода из-под крана.

«Администрации бассейнов должны серьезно подходить к выбору дезинфицирующих агентов для воды. Наше исследование показало, что бромирующие агенты являются наименее предпочтительными для дезинфекции воды в общественных бассейнах. Самым лучшим и безопасным методом дезинфекции является комбинация облучения УФ-светом и хлорирования – она выигрышнее, чем хлорирование само по себе», – объяснил Плеуа.

Другой подход к снижению вторичной канцерогенности воды бассейнов – предварительная высокоэффективная фильтрация при ротации воды. Так органические прекурсоры, становящиеся канцерогенными, будут удаляться из воды до взаимодействия с окислителями.

Конечно, частично ответственность за чистоту бассейна лежит на пловцах. Они должны неукоснительно соблюдать предписания по посещению бассейна – принимать душ перед плаванием. Администрация бассейнов должна предупреждать отдыхающих о негативных последствиях воздействия мочи на воду бассейна. Эти шаги смогут эффективно предотвратить появление прекурсоров токсичных веществ в воде бассейна.