Приложение Бетера на Андроид

Елена Анисим: Многие мне говорили: “мы боимся за тебя”

Опубликовано: 23/09/2014 - 14:30

Белорусская оппозиция продолжает поиск возможных кандидатов для участия в президентских выборах 2015 года. Этим летом в числе потенциальных претендентов на высший государственный пост появилось имя кандидата от национально ориентированной интеллигенции – 51-летнего филолога Елены Анисим.

- В декабре этого года планируется провести Всебелорусский конгресс за независимость, и Вы – координатор его оргкомитета. С чем вообще связана необходимость проведения такого конгресса?

- Прежде всего, с той ситуацией, которая складывается в мире. Существует реальная угроза того, что Беларусь потеряет свою государственность. Это волнует многих людей, пугает то, что произошло в Украине, – и отсюда возникла идея провести конгресс за независимость. С другой стороны, такого рода форум уже проводился – в 2000 году, когда в связи с созданием Союзного государства была реальная угроза утраты суверенитета. На том форуме был принят Акт о независимости Беларуси.

В связи с тем, что ситуация в мире опять очень сильно поменялась, теперь существуют не только внутренние основания для утраты независимости, но еще и некие внешние. В этой ситуации небезразличные люди не могут сидеть сложа руки и вынуждены реагировать на это все. 

- Под «внешними основаниями» для утраты независимости Вы имеете в виду Евразийский союз?

- Да, и Евразийский экономический союз тоже, как и действия России в отношении Украины. 

- Как Конгресс за независимость Беларуси будет соотноситься с планируемым Конгрессом демократических сил, на котором оппозиция планирует определить единого кандидата в президенты?

- Конгресс демократических сил периодически собирается в связи с предстоящими президентскими выборами, и он привязан именно к этому событию. Наш конгресс не связан с выборами, он вызван исключительно той ситуацией, о которой я говорю. И хотя мероприятия в определенном смысле пересекаются, и лидеры оппозиции много говорят о защите независимости, но у них это – только один из пунктов. У нас же это основное. Это не политическое действие, а скорее активная всебелорусская позиция. 

- Еще летом появилась информация о том, что Рада белорусской интеллигенции планирует выдвинуть Вас в качестве кандидата в президенты на выборах 2015 года. С чем это связано?

- Не было с самого начала такого, что вот я хочу выдвинуться, и все. Были разговоры на Раде интеллигенции, разговоры со стороны общественных активистов, шел поиск людей, которых можно было бы выдвинуть от пробелорусского демократического сообщества. Тех, кто мог бы привлечь и своими действиями, и своей позицией, и самой своей фигурой. Переговоры проходили со многими людьми. Когда идея насчет меня прозвучала впервые, я восприняла это в штыки – мол, тут мужчины пасуют, а женщина, мол, давай выступай. Но идея прозвучала один раз, второй раз, и тогда я уже задумалась. Это заставило меня посмотреть не с точки зрения того, что это даст лично мне, а что это могло бы дать тому гражданскому сообществу, с которым я уже давно работаю. И что это могло бы дать Беларуси. И я тогда сказала: «Если так нужно, и вы считаете, что возможно, то я готова». 

- Вы сейчас упомянули Раду белорусской интеллигенции, она же – один из организаторов Конгресса за независимость Беларуси. Это довольно узкий круг национально-ориентированных людей. Широкий круг избирателей – это совсем другое дело, там другие люди. Есть ли у Вас видение своего потенциального избирателя – в широком плане?

- Прежде всего, интеллигенция – это совсем не такой узкий круг. Нужно учитывать не только общественных активистов, но и, скажем, тех кто работает в Академии Наук, – это тоже довольно большое сообщество. И хотя там есть разные люди, тем не менее, мне было важно услышать поддержку от тех, с кем я работаю. Многие еще и говорили: «Мы боимся за тебя».

Ну и, безусловно, мои избиратели – это белорусско-ориентированная часть общества. Я имею в виду тех людей, кто ощущает себя гражданами Республики Беларусь, людьми, ответственными за ее судьбу. А таких очень и очень много. Людей сегодня беспокоит и вопрос языка – нередко даже тех, кто сам по-белорусски не говорит. Но они понимают, что в Беларуси не говорить по-белорусски – это неправильно.

А вот другой факт, про который я узнала в конце минувшей недели, и который меня поразил. Мы говорим, что у нас сильная власть. Все хорошо, все правильно. Но вот в нашу глубинку, в обычный сельсовет, приезжает семья переселенцев из Казахстана. Они получают жилье – им дают домик – и женщина из этой семьи получает работу – тут же, в сельсовете, секретарем. Она приходит на эту работу, смотрит, – а там все делопроизводство ведется по-белорусски. И она говорит: «А я не буду вести по-белорусски. Я не знаю белорусского языка, я буду вести по-русски». Скажите, это – как? Это сильная власть? О которую может вытереть ноги любой, кто пришел с улицы?

Там делопроизводство годами, десятилетиями, велось по-белорусски – и не было никаких проблем. И все это может быть перечеркнуто в одну минуту и даже не гражданином Беларуси. Так что возникает большой вопрос о роли власти.

Я вижу, что у нас сейчас складывается такая ситуация, когда каждый избиратель должен задуматься: «Я гражданин своей страны? Я несу ответственность? Меня волнует, что дальше будет со страной? Или мне безразлично?». 

- Есть люди, политики, которые уже четко определились, что будут принимать участие в выборах – те же Владимир Некляев, Анатолий Лебедько, Сергей Гайдукевич. Как Вы себя позиционируете относительно них? Ведь тот же Некляев активно защищает белорусскую идею, а Гайдукевич – сильную власть.

- Дело в том, что у нас сам политический процесс такой – то ли он есть, то ли его нет. При нормальном раскладе сил нет никаких препятствий и проблем в том, сколько там кандидатов – идет просто борьба за разум людей, выяснение, кто кому более симпатичен, кому веришь и за кем хочется пойти.

Но есть некие сценарии – иногда нам навязанные, иногда – просто предложенные, которые временами срабатывают, временами – нет. Вот уже сколько лет поднимается тема единого кандидата. Безусловно, когда есть сплоченное гражданское общество, то оно ощущает, понимает угрозу для себя, – или мы ничего не можем сделать и нам надо разойтись, или мы садимся, договариваемся и идем дальше одной сплоченной силой. Вот этого понимания, ощущения, – его пока нет. Поэтому вместо определения единого кандидата получается просто игра. Нет серьезной работы по консолидации. 

- Кто-то может сказать, что у Вас нет опыта политической работы, политической борьбы. Как Вы отреагируете?

- Скажу, что много у кого нет такого опыта, но это не значит, что им не гарантирован успех. Более того, тот кто имеет такой опыт, – тот имеет и определенный минус. Потому что сам этот опыт – нередко отрицательный. И когда человек попадает в новые условия, его может тянуть вниз груз старого опыта. Так что какой смысл упрекать в том, чего не было в прошлом. Нужно смотреть на что, что человек делает сегодня. И что он может сделать в будущем.

Я, конечно, ориентируюсь на то, что выборы у нас будут, настоящие, и именно к ним нужно готовиться. А не к игре в выборы. Да, народ испуган украинскими событиями, и много кто его продолжает пугать – но мало кто дает позитив. Но для того, чтобы что-то изменилось, нужно что-то изменить в самом себе. И настроиться. Я, например, настраиваюсь только на то, что у любой работы должен быть результат. И если я какое-то дело задумываю, то я и делаю его по-максимуму, настолько, насколько это возможно в данных условиях. 

- Вы сами будете участвовать в Конгрессе демократических сил?

- Я пока не могу сказать, потому что до сих пор неизвестна процедура, по которой будут определяться участники этого конгресса. Если в нем примут участие какие-то общественные организации, в которых я состою, и они меня туда выдвинут, – то буду участвовать. Но это уже вопрос к организаторам. 

Справка БДГ

Елена Анисим родилась 28 сентября 1962 года в деревне Савани Столбцовского района Минской области. Окончила филологический факультет БГУ. Еще в советское время стала активным участником подпольного сообщества «Майстроўня». C 1991 года работает в Институте языковедения Национальной академии наук (с 2008 года называется Институт языка и литературы). Заместитель председателя «Таварыства беларускай мовы імя Францішка Скарыны», одна из ведущих еженедельной программы «Беларуская мова» на телеканале ОНТ.

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (5 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика